Организация противовоздушной обороны на японском авианосце возлагалась на командира артиллерийской боевой части, который по боевому расписанию именовался командиром непосредственной обороны («дзикиэй сикикан»). Следует отметить, что ПВО в японском императорском флоте понималась комплексно, т.е. как совместные действия зенитной артиллерии и истребителей боевого воздушного патруля (поэтому командир непосредственной обороны иногда именовался командиром самолетов непосредственной обороны (дзикиэйки сикикан»), то есть истребителей ВВП).
Командный пункт командира непосредственной обороны находился в носовой части КП ПВО и оборудовался 12-см зенитным бинокуляром, светопланами отображающими положение зенитных орудий и боевых прожекторов и средствами внутрикорабельной связи.
ПВО корабля обеспечивалась развитым комплексом оптических средств наблюдения. Наблюдение за воз¬душной обстановкой штатно велось наблюдателями и двумя командирами наблюдательной вахты (соответственно, правого и левого бортов), каждый из которых имел в своём распоряжении 12-см зенитный бинокуляр. С обнаружением воздушной цели следовал док-лад командиру непосредственной обороны. Кроме наблюдателей на корабле задача оповещения о приближении воздушной цели возлагалась и на истребите¬ли боевого воздушного патруля.
Командир непосредственной обороны, оценив обстановку, передавал цель одному из двух офицеров — управляющих зенитным огнём (тоже, соответственно, правого и левого бортов), чьи боевые посты находились тут же на КП ПВО. а также передавал оповещение истребителям, находящимся в воздухе.
Офицеры — управляющие зенитным огнем имели в своём распоряжении 8-см зенитные бинокуляры имевшие линии передачи курсового угла в посты управления огнём зенитных батарей. Каждый офицер управлял огнем, как среднекалиберной зенитной артиллерии, так и зенитных автоматов своего борта. Как правило, огнём правого борта управлял командир дивизиона зенитных орудий, а огнём левого борта — командир дивизиона зенитных автоматов Оценив обстановку, управляющий огнем принимал решение, какими именно огневыми средствами целесообразнее поразить цель и отдавал соответствующий приказ командиру выбранной батареи зенитных орудий или автоматов, чьи командные пункты располагались в постах управления огнём своих батарей.
После открытия огня офицеры — управляющие огнём координировали действия зенитной артиллерии, по необходимости вводя в действие дополнительные стволы или выводя их из действия.
Командир непосредственной обороны координировал действия истребителей, зенитной артиллерии обоих бортов и боевых прожекторов.
Звеньям истребителей БВП назначались позиции на различных направлениях и дистанциях от центра ордера соединения, также позиции эшелонировались по высоте. Как правило, четыре звена истребителей занимали каждый свой квадрант, два звена при этом занимали эшелон в 2 ООО м. два других — 4 ООО м, но существовали и другие варианты в зависимости от наличия истребителей ордера соединения, погоды и иных факторов. Всё определялось конкретной обстановкой.
Для наведения истребителей БВП японцы предпочитали использовать радиотелеграфную связь, ввиду не¬важного качества ранних моделей радиотелефонов на истребителях. По оценке офицеров-связистов отечественного флота, пилоты истребителей без каких-либо затруднений могли принимать на слух без записей короткие кодированные команды. Запомнить на слух несколько команд и цифры было не сложнее, чем американские команды, отдаваемые по радиотелефону. Эта методика была полезна с точки зрения унификации навыков лётного состава, повышения качества связи при некачественной аппаратуре (разборчивость радиотелеграфных сигналов заметно выше, чем в радиотелефоне) и стандартизации сигналов управления.
Однако работать ключом на передачу пилоту А6М было весьма затруднительно. Если предупредить свой корабль о замеченных самолётах противника ещё было вполне возможно, то при организации взаимодействия внутри БВП такая связь практически исключалась. Здесь японские пилоты-истребители полагались в первую очередь на зрительные сигналы, превосходную выучку и хорошую слётанность звеньев/эскадрилий.{jcomments on}
По материалам http://cardesign-focus.info/.