Роскошные цветы под заказ по умеренным ценам.
На эволюцию военно-политического мышления правящих кругов США оказывает воздействие целый ряд факторов. Важнейший из них — соотношение сил между СССР и США, социализмом и капитализмом. «Достигнутое военно-стратегическое равновесие между миром социализма и миром капитализма, — отмечалось в постановлении июньского (1980 г.) Пленума ПК КПСС, — это завоевание принципиального, исторического значения. Оно служит фактором, сдерживающим агрессивные устремления империализма, что отвечает коренным интересам всех народов». Среди других объективных факторов следует назвать рост сознательности и политической активности народных масс, прогрессивных сил и движений, оказывающих сдерживающее влияние на политику империалистических кругов. На военную политику США воздействует не только военно-экономическая мощь СССР и всего социалистического содружества, но и проводимая им целеустремленная конструктивная политика мира и разоружения. Правительство США не может не считаться с мировым общественным мнением, с широчайшей нарастающей поддержкой международной общественностью политики разоружения.
Важнейшим фактором, влияющим на стратегические мировую арену большого числа независимых государств, требующих коренных перемен в системе политических и экономических отношений между промышленно развитыми и развивающимися странами. Важнейшим процессом в зоне развивающихся стран стала революция, направленная прежде всего против США как крупнейшего неоколопизатора, сумевшего в первые годы после окончания второй мировой войны «заместить» своим экономическим доминированием в этой зоне бывшее военно-административное господство европейских колонизаторов. Борьба за сохранение развивающихся стран в орбите американского неоколониализма, в том числе и с помощью военной силы, ныне является одним из важнейших направлений внешней политики США и их стратегии.
На характер военно-политической стратегии Вашингтона влияют и такие факторы, как состояние американской экономики и экономики всего капиталистического мирового хозяйства, рост межимпериалистических противоречии по мере усиления военно-экономических потенциалов капиталистических стран Западной Европы и Японии. Безусловно важнейшим фактором в глобальном уравнении сил является КНР, правительство которой в последнее десятилетие все более активно сотрудничает с США на платформе антисоветизма.
Изменения, происходящие в мировом балансе экономических и военных сил, и сопутствующие им политические перегруппировки заставляют американские правящие круги систематически производить корректировки своей стратегии с целью приспособления се к меняющимся мировым реальностям.
Все увеличивающаяся тяжесть финансового бремени гонки вооружений, развязанной самими Соединенными Штатами, объективная необходимость (во имя укрепления социально-политической базы капитализма) выделять существенную часть государственных ресурсов на внутренние социальные программы ограничивают расширение военно-промышленной базы и тем самым в какой-то мере суживают военно-силовые возможности США на мировой арене. Провалы военных авантюр, которые предпринимались США в период после второй мировой воины (в частности, интервенций в Корее и в Индокитае) усиливали позиции реалистически мыслящего крыла американского правящего класса, представ и тел н которого доказывают, что достижение подлинно стратегических перемен в современном мире возможно лишь с помощью воздействия невоенных факторов, в первую очередь технико-экономических рычагов ВЛИЯНИЯ.
Однако на фоне всего этого субъективным устремлением руководящего ядра американского правящего класса, воспитанного на идеях гегемонизма и американского всесилия, является тяга к военной исключительности, превосходству, или, как иногда выражаются в Вашингтоне, «абсолютной безопасности». Все это делает процесс приспособления стратегии США к реальностям мировой обстановки исключительно болезненным, медленным и противоречивым. Сдвиги в направлении реализма в военно-политической стратегии Вашингтона перемежаются отступлениями, зигзагами, новыми милитаристскими порывами.
Можно назвать ряд типических особенностей процесса приспособления американского капитализма к новой обстановке в мире, в том числе и в военно-политической области. Во-первых, это в определенной степени вынужденный характер корректив, вносимых в военную доктрину и стратегию под давлением обстоятельств; во- вторых, стремление свести такого рода корректировку к самым минимальным изменениям; в-третьих, сильное отставание такого рода поправок от теоретического осознания потребностей в них и, в-четвертых, необычайно сильная тяга к чисто техническому «решению» военно- политических проблем путем создания новых, более совершенных систем оружия.
Уже отмечалось, что теоретически военно-политическая стратегия является определяющей по отношению к военной, последняя подчинена целям и задачам, которые ставит первая. Однако на практике в США в период после второй мировой войны очень часто второй уровень начинал доминировать над первым — чисто военные соображения над политическими. Это объясняется тем, что военно-промышленный комплекс (ВПК) Соединенных Штатов, созданный в годы «холодной войны» для обеспечения материальных средств ведения войны, из орудия политики и стратегии вскоре превратился в институт, господствующий в деле принятия внешнеполитических решений. Все было подчинено задаче выигрыша «холодной войны», а выиграть ее можно было, как считалось в Вашингтоне, лишь с помощью наращивания и применения военной силы. Поэтому ВПК сначала добился решающей роли в определении параметров «необходимой военной силы», а впоследствии, по мере роста самой этой силы и, следовательно, укрепления позиций самого ВПК в структуре американского общества, и весьма важной роли в определении стратегического курса страны. Па какое-то время ВПК фактически приобрел право вето на политические решения гражданского руководства.
С самого начала доминирующей, базовой стратегической концепцией США стала концепция «сдерживания», которая фигурировала в двух обличьях, двух ипостасях: сдерживания «продвижения социализма» с помощью обычных вооруженных сил и военно-политических мероприятий (containment) и сдерживания-устрашения (deterrence) Советского Союза с помощью ядерного оружия, монополию на которое США, первыми создавшие такое оружие в 1945 г., рассчитывали сохранить на многие годы.
Общая концепция «сдерживания коммунизма» была разработана известным американским политическим теоретиком и дипломатом Дж. Кеннаном в бытность его на дипломатических постах в Москве и на ответственной работе в госдепартаменте США и сформулирована в целой серии документов, положенных в основу военно-политической стратегии США в отношении Советского Союза.
Кеннан рекомендовал американскому правительству проведение в отношении СССР политики с позиции силы. Как только Запад противопоставит СССР «достаточную силу и сделает ясной свою готовность использовать ее>. ему, возможно, и не придется ее применять, доказывал Кеннан, ибо одного лишь давления с позиции силы окажется достаточно для того, чтобы заставить СССР отступить. Правда, сам Кеннан довольно быстро отошел от такого рода силовых установок и стал энергично выступать за политику мирного сосуществования США и СССР, подчеркивая при этом, что у него хватило мужества отказаться от своих прежних взглядов, когда он понял их ошибочность. Однако американское правительство, упивавшееся иллюзией всесилия США, продолжало развивать концепции силового давления на СССР.
В документе высшего органа военно-политического планирования Совета национальной безопасности (СПБ) 20/1 от 18 августа 1948 г. подчеркивалась ситуация «политической войны» США против СССР и отмечалось, что американское правительство в этой ситуации должно «выдвинуть в отношении России даже сейчас, во время мира, цели более воинственные и более определенные, чем те, которые ему когда-либо приходилось формулировать даже в отношении Германии или Японии в предвидении реальной войны с этими странами».
В этом документе прямо обсуждался вопрос о войне с Советским Союзом. И хотя документ признавал, что «мы не можем ожидать в качестве следствия успешных военных операций в России, создания там власти, целиком покорной нашей воле», тем не менее в нем подробно рассматривались вопросы об оккупации СССР, изменении советских границ и уничтожении влияния коммунистической партии, «выборе новой правящей группировки», которая заменит «советское правление», и т. д.
Аналогичные цели ставились и документом СНБ 20/4, одобренным президентом Трумэном; в нем подчеркивалась необходимость «создать максимум напряженности для советской структуры власти» и проводить подготовку к войне против СССР. Ликвидация Советской власти в СССР представлялась его авторам наиболее эффективным способом «обеспечения безопасности США» и «успешного развития эффективной мировой организации, основанной на целях и принципах ООП»!
Учитывая такую постановку вопросов в документах высшего американского руководства, не удивительно, что первой стратегией США в сфере «центральной войны», иначе говоря — войны против СССР и его союзников в Европе, стала стратегия превентивной войны.{jcomments on}
Легально купить электрошокер.