Стратегия «гибкого реагирования» (1961 —1969).

Стратегия «гибкого реагирования» (1961 —1969). За­дачу приспособления стратегической теории США к но­вым реальностям международной обстановки взяла на себя администрация Дж. Кеннеди, пришедшая к власти в США в январе 1961 г. Она заменила обанкротившую­ся стратегию «массированного возмездия» стратегией «гибкого реагирования».

Через несколько недель после прихода в Белый дом Дж. Кеннеди направил конгрессу США специальное по­слание по вопросам военного бюджета. В нем говори­лось: «Наша оборонная позиция должна быть как гиб­кой, так и решительной... Мы должны иметь способность обдуманно выбирать виды оружия и стратегию, варьи­ровать темпы национального производства и изменять управление собственными войсками для того, чтобы в сжатые сроки и при любых обстоятельствах приспосаб­ливаться к меняющимся условиям или целям». Учиты­вая такую постановку вопроса, понятно другое назва­ние, которое получила стратегия «гибкого реагирова­ния», Она часто именовалась также «стратегией дози­рованного использования силы».

Не из-за какого-то особого миролюбия или желания пойти на одностороннюю уступку противникам амери­канское правительство приняло на вооружение эту стратегию. Концепция о необходимости «дозированного использования силы» была выдвинута в первую очередь в расчете на то, что если США обязуются «дозироваино» или по крайней мере не безрассудно использовать свою военную силу, то и их потенциальные противни­ки (в первую очередь СССР) должны будут реагиро­вать гибко. Это даст возможность, по мнению Белого дома, не допустить эскалации любого случайно возник­шего конфликта до таких размеров, когда в ход будет пущено стратегическое ядерное оружие.

Правомерен вопрос: почему в новых условиях при­менение стратегического ядерного оружия, иначе гово­ря большая война, стало считаться Вашингтоном неже­лательным? Да потому, что это грозило крушением американского общественного строя, как это признал министр обороны США Макнамара в июне 1962 г.

В;, области стратегической или большой войны ставшей нежелательной для Вашингтона в условиях соотношения сил, принцип дозировки выражался в ряде формул и теорий. К такого рода теориям прежде всего отнести концепцию эскалации, разрабо­танную Германом Каном — директором научно исследовательского Гудзоновского института, занимающегося разработкой стратегических проблем по правительственным контрактам. Выдвигая эту кон­цепцию, моделирующую процесс разрастания конфлик­та — от дипломатических демаршей, через мобилиза­цию войск и военные демонстрации к обычному кон­фликту и затем через «порог» локальной ядерной войны к ограниченному обмену стратегическими ядерными уда­рами вплоть до «тотального» применения воюющими стонами всего наличного запаса стратегического ядерно­го оружия.

Концепция эскалации как силовой борь­бы и переговоров с противником как бы дезавуировала старый подход, проводивший не переходимый рубеж ме­жду войной и переговорами, когда переговоры рассмат­ривались лишь как способ подведения итогов столкно­вения, а не как одновременный и параллельный с во­енным противоборством процесс урегулирования кон­фликта. Наконец упор той же теории эскалации на пси­хологическое использование угрозы силой также можно было интерпретировать как в известной мере более осто­рожный подход к вопросу о прямом физическом приме­нении основной силы.

Определенная осторожность пронизывала и разработанную в тот же период концепцию «неядерной паузы» в Европе в случае начала большого конфликта. Во вре­мя такой паузы противники, по мнению американских теоретиков, могли бы «оглядеться вокруг» и решить, стоит ли возводить конфликт в фазу обмена ядерными ударами. Эта теория была выдвинута отчасти и из-за опасения того, что какой-то американский союзник мог бы умышленно втравить США в ядерный конфликт с  СССР» руководствуясь своими собственными расчетами.

Начиная со второй половины 60-х годов в официаль­ных заявлениях американского руководства стала- всё чаще подчеркиваться «сдерживающая» функция аме­риканских стратегических сил, предназначаемых-де лишь для «неприемлемого ответа» потенциальному про­тивнику в случае его ракетно-ядерного нападения на США.

К концепции «ответного (второго) удара» американ­ское руководство пришло под влиянием реалистическо­го анализа советского стратегического потенциала,, убе­дившись в том, что между США и СССР начал скла­дываться стратегический паритет. В этих условиях един­ственно разумной — непровоцирующей — позицией для США остается лишь угроза нанести противнику «не­приемлемый ущерб» в ответ на ядерное нападение на США. Такова была официальная позиция, которую аме­риканское правительство заняло со второй половины 60-х годов, Поскольку Советский Союз никогда не уг­рожал США первым ударом и не предусматривал ника­кие действий, кроме ответа на агрессию, то официаль­ный переход Вашингтона на позицию второго — ответ­ного — удара фактически означал привнесение большей стабильности в двусторонние отношения.

На сайте http://kvartira-64.ru/ продать однокомнатную квартиру в Саратове во Фрунзенском районе несложно.


И тем не менее, несмотря на понимание администра­циями демократической партии США, стоявшими у вла­сти в 60-е годы, опасности большой войны, этот период явился, пожалуй, одним из самых интенсивных за всю Американскую послевоенную историю периодов гонки вооружений в США, в особенности стратегических.

Колоссальное наращивание Соединенными Штатами своей стратегической мощи в 60-х годах (на которое СССР был вынужден в конце концов ответить) было призвано не просто обеспечить им «гарантированный потенциал ответного удара». На деле Соединенные Шта­ты, вопреки своей официально декларированной пози­ции, стремились создать потенциал первого — обезоруживающего — удара против СССР, что подтверждалось не только характером строительства американских на­ступательных ядерных вооружений (преступавших всё разумные рамки достаточности для обороны), но и та­кими акциями, как решение 1962 г. развернуть широкую систему гражданской обороны (включая массовое строительство индивидуальных противоатомных убежищ и решение 1967 г. о создании общенациональной сети противоракетной обороны, призванной существенно ог­раничить ущерб для США от ответного удара стратеги­ческих сил СССР, которые будут значительно ослаблены, как предполагалось, в результате американской' ядерной атаки.

Составленный в США в 1962 г. второй единый инте­грированный оперативный план стратегических целей на территориях СССР и других социалистических стран фактически предусматривал не столько ответный удар по советским городам, сколько обезоруживающий удар по советским военным объектам (так называемый контр- силовой удар), как это впоследствии подтвердили сами американские руководители. Нельзя в этой связи не привести откровенное заявление Р. Макнамары, зани­мавшего пост министра обороны США в 60-е годы. В интервью, данном корреспонденту газеты «Лос-Андже­лес тайме» в апреле 1982 г., Р. Макнамара, выступаю­щий сейчас за то, чтобы привнести элементы реализма и осторожности в американскую стратегию, и критику­ющий администрацию Рейгана за стратегический аван­тюризм, сказал: «Прочтите еще раз мой меморандум президенту Кеннеди (от 21 ноября 1962 г., недавно рас­секреченный. — Г. Т.). Сегодня мне страшно даже чи­тать его: «ВВС в общем склоняются к поддержке тако­го развития вооруженных сил, чтобы это обеспечило Соединенным Штатам потенциал первого удара, в при­менении которого Советский Союз не сомневался бы благодаря нашей способности ограничить ущерб для США и наших союзников уровнем, приемлемым с уче­том обстоятельств и возможных вариантов». Имеется, в виду, что ВВС поддержали увеличение американских во­оруженных сил в таких масштабах, чтобы они получили возможность при первом ударе уничтожить такую большую часть советских ядерных сил, что у русских не осталось бы достаточно оружия для того, чтобы ответный удар с их стороны мог вызывать у нас какую бы то ни было тревогу. Бог мой, если русские знают, что такова наша цель, то как, по-вашему, они должны были реагировать? По-моему это объясняете, многие их действия».

Под прикрытием, как считалось в Вашингтоне, «бла­гоприятствующего США стратегического фона» Соеди­ненные Штаты при президенте Кеннеди напрямую ввя­зались в гражданскую войну в Индокитае с целью не­допущения победы национально-освободительного дви­жения в Южном Вьетнаме. Однако эта авантюра, как известно, оказалась роковой для Вашингтона. Фиаско США во Вьетнаме явилось как бы эпитафией курсу по­литики с позиции силы, проводившемуся различными американскими правительствами с 1945-го до начала 70-х годов. Половину этого периода США провели в войнах, — корейской и вьетнамской (не говоря уже о многих более мелких военных интервенциях): единствен­ная крупная держава—участница Второй Мировой войны, фактически так и не прекратившая воевать по ее окончании.

Таким образом, Соединенные Штаты, учитывая из­менения в соотношении сил в мире, вынуждены были довольствоваться более скромной ролью на мировой арене и соотносить свою политику с политикой других государств. «Особенности современного капитализма, — отмечалось в этой связи в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии, — в значительной мере объясня­ются тем, что он приспосабливается к новой обстанов­ке в мире».

На 9 неделе беременности у женщин 35 лет есть вероятность сохранения тошноты, утомляемости, а иногда появления головокружения.  Необходимо обращать внимание на свою грудь, если видны подкожные вены в виде синей сеточки, это говорит о том, что кровеносные сосуды имеют предрасположенность к расширению. Но не стоит отчаиваться, это можно решить с помощью бюстгальтера, который будет более эффективно поддерживать Вашу грудь. Так же стоит избегать излишней нагрузки на мышцы брюшного пресса и побольше быть на свежем воздухе.{jcomments on}