С момента создания военного блока НАТО в 1949 г. американский правящий класс рассматривал его в первую очередь как главный механизм американского контроля над политикой западноевропейских государств, хотя официально, этот военный альянс предназначался для «коллективной самообороны».
По мере того как Западная Европа, ликвидируя послевоенную разруху, приобретала собственные возможности обратного воздействия на политику США, слабели многие другие — помимо военного — рычаги американского влияния. В этих условиях военная организация НАТО приобретает с каждым годом все большую ценность для Вашингтона как, по сути дела, единственный оставшийся к настоящему времени в распоряжении США эффективный рычаг воздействия на западноевропейскую политику.
Для сохранения альянса в качестве действенного инструмента американского влияния необходимо, как это открыл для себя Вашингтон, чтобы США продолжали оставаться в глазах правящих кругов западноевропейских государств «гарантом» их «свободы и независимости». А для этого в свою очередь нужна вечно присутствующая «советская военная угроза». Блок, созданный на платформе антисоветизма, не может существовать без постоянной антисоветской «смазки». И хотя за три с лишним десятилетия непрерывных американских спекуляций на «советской угрозе» этот блок в значительной мере потерял свою эффективность, тем не менее, сейчас в особенности, возможность влияния США на западноевропейские дела прямо пропорциональна степени правдоподобности — с точки зрения правящих классов западноевропейских государств — этой угрозы. Именно поэтому даже в период пика советско-американской разрядки Вашингтон не переставал запугивать западноевропейских лидеров — в ходе заседании НАТО и его комитетов — угрозой «агрессивных, советских намерений в Европе».
С момента создания НАТО военная доктрина строилась на двух основных принципах: концепции выдвинутых вперед рубежей (что предполагало присутствие американских войск в Европе и их размещение непосредственно на границах с социалистическими странами, готовность Вашингтона использовать эти войска для боевых действий в Европе и перевооружение ФРГ) и концепции американского «ядерного зонтика» — некоей гарантии США применить свои стратегические ядерные силы в европейском конфликте. Стратегия США в НАТО была тесно связана с доктриной «холодной войны» и должна была служить способом военного «отбрасывания» социализма, в случае если политическое давление окажется не результативным»
В условиях, когда американские правящие круги были убеждены в ядерном превосходстве США над СССР (как в стратегическом, так и в оперативно-тактическом ядерном оружии), оперативной доктриной НАТО до 67 г. была доктрина «массированного возмездия». Эта доктрина прикрывала псевдооборонительным ярлыком «возмездия» фактически наступательную стратегию, предусматривавшую использование американских ядерных средств (которые квалифицировались Вашингтоном в тот период в качестве «ядерного меча» НАТО) для нанесения поражения противнику (СССР и восточноевропейским социалистическим странам) и «восстановления предвоенного статус-кво».
По целому ряду причин, в первую очередь по причине быстрого овладения Советским Союзом секретом производства атомной бомбы и создания эффективных средств доставки атомного оружия, доктрина «массированного возмездия» осталась нереализованной. Более того, с начала 60-х годов нежелательность ядерного столкновения с СССР в условиях изменившегося coотношения сил стала ясна ряду европейских политиков, которые выступили за пересмотр стратегии НАТО в сторону более реалистического учета международной обстановки. Свидетельством тому — выход Франции в 1966 г. из военной организации Атлантического пакта, Причиной этого выхода, как это недвусмысленно подчеркнули тогдашние руководители Франции, было желание «деамериканизировать» французскую внешнюю военную политику и потеря веры в «американскую военную гарантию».
Кардинальное изменение в мировом соотношений сил повело к двум явлениям в стратегии НАТО: с одной Стороны, блок пришел к мнению о необходимости изменить свою стратегию в плане ее несколько большего приспособления к реальности, а с другой — новая ситуация повела к многочисленным попыткам США подтвердить для западно европейцев свою «гарантию», которая, как оказалось, является фактически единственным основанием для США претендовать на особую роль «патрона и лидера НАТО».
С начала 60-х годов Вашингтон, демонстрируя большую осторожность, стал именовать свои ядерные силы «щитом НАТО», а мечом блока — сухопутные армии западноевропейских членов блока и войска США, располжились в Западной Европе. Однако окончательно изменение в стратегии альянса было произведено в 1967 г. в результате принятия натовской директивы МО 14/3, предусмотревшей, что отныне стратегией НАТО становится «гибкое реагирование». Эта стратегия, исключая применение ядерного оружия, в том числе стратегического, сделала акцент на использование в Европе обычных вооруженных сил и вооружений. В СВЯЗИ с этим была поставлена задача увеличения их численности и повышения их боеготовности.
Что же касается попыток США продлить жизнь «ядерной гарантии», то они на протяжении последний двадцати лет принимали самые разные акции; начиная от провалившегося плана сколотить «многосторонние ядерные силы» блока через «доктрину Шлесинджера» ІД74 г. (как бы подтверждавшую возможность использования новых точных американских МБР для контрсиловых ударов по целям в Центральной и Восточной Европе), к попытке навязать Западной Европе нейтронное оружие и кончая решением НАТО в 1979 г. разместить в Западной Европе 572 американские ядерную ракету: 108 пусковых установок баллистических ракет «Першинг-2» и 464 крылатые ракеты наземного базирования «Томагавк» класса «земля—земля». Не успели стихнуть протесты западноевропейской общественности по этому поводу, как администрация Рейгана потребовала на римской сессии совета НАТО (1981 г.) анализа соотношения сил между странами Варшавского Договора и НАТО и разработки «технических потребностей», альянса в ракетно-ядерных средствах средней давности.
США и другие, страны НАТО пытаются нарушить решение о размещении в Западной Европе новых американских ракет ссылками на то, что Советский Cоюз развернул в своей европейской части ракеты класса (именуемые на Западе СС-20), якобы обеспечив себе тем самым превосходство в этой области вооружения. Однако эти натовские оправдания основывайся на прямой фальсификации истинного положения вещей. А правда здесь, как отмечает Маршал Советского Союза, главнокомандующий Объединенными вооруженными силами государств—участников Варшавского Договора В. Г, Куликов, состоит в следующем:
«Во-первых, в Европе уже на протяжении ряда лет число носителей ядерного оружия среднего радиуса действия остается примерно одинаковым. Исчерпывающие данные об этом виде вооружений приведены в опубликованных в ноябре 1981 г. ответах Л. И. Брежнева на вопросы редакции журнала «Шпигель»: страны НАТО имеют 986 таких носителей, Советский Союз—975. При анализе соотношения ядерных сил сторон нельзя брать изолированно лишь какой-то один вид средств, например ракеты наземного базирования. Надо рассматривать ядерные потенциалы в комплексе, так как только на такой основе может быть соблюден принцип равной безопасности сторон.
Во-вторых, заменяя старые ракеты новыми, Советский Союз в целях сохранения ядерного паритета не только не увеличивал ни на одну единицу общее количество носителей ядерного оружия средней Дальности, а даже уменьшал его — с развертыванием каждой нЬвон ракеты в Советском Союзе одновременно снимались одна или две старые ракеты.
В-трётьих, если говорить о количестве ядерных зарядов, то уже сейчас вооружения средней дальности НАТО могут нести их примерно в полтора раза больше, чем соответствующие средства СССР. Таким образом, замена старых ракет на новые не привела к получению Советским Союзом превосходства в этой области»
Лучший охотничий магазин в Украине, большой выбор товаров по оптимальным ценам.
Правда, под давлением мировой общественности администрации Рейгана пошла на переговоры с СССР по ядерному оружию средней дальности в Европе. Стремясь дать импульс этим переговорам, Советский Союз предложил договориться о радикальном сокращении на две трети имеющихся на стороне НАТО и Советского Союза ядерных вооружений средней дальности (т. е. с дальностью или боевым радиусом в 1000 км и более), размещенных на территории Европы. Желая облегчить достижение справедливого соглашения о крупном сокращении ядерных средств обеих сторон в Европе, советское руководство приняло решение — внести в одностороннем порядке мораторий на развертывание ядерных вооружений средней дальности в европейской части СССР. Объявляя об этом решении, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев сказал: «Уже развернутые здесь такие вооружения замораживаем в количественном и качественном отношении, замену старых ракет, известных как СС-4 и СС-5, на более новые — СС-20 приостанавливаем». Л. И. Брежнев заявил также, что Советский Союз решил по своей инициативе сократить значительное число ракет средней дальности в европейской части страны и уже осуществляет это решение.
Однако несмотря на эти важнейшие инициативы СССР, встретившие широкую поддержку со стороны международной общественности, США по-прежнему настаивают на своем предложении о так называемом «нулевом решении», суть которого — требование «глобальной» ликвидации всех советских ракет средней дальности (в какой бы части СССР они ни находились) в ответ на согласие НАТО не развертывать американские ракеты в Западной Европе. Осуществление такого решения только лишь в масштабах Европы дало бы НАТО двойное превосходство над СССР по числу носителей ядерного оружия средней дальности и трехкратное — по числу боезарядов, доставляемых к цели этими средствами. Понятно, что на подобное решение, которое бы означало одностороннее разоружение СССР, Советский Союз не согласится, равно как он и не допустит изменения существующего паритета сил в пользу США и НАТО.
Попытки Вашингтона продлить «ядерную гарантию», по сути дела, сводятся не просто к тому, чтобы обеспечить ядерное оружие США для европейского театра, но и к тому, чтобы в той или иной форме подключить сами западноевропейские государства к американскому ядерному оружию и тем самым теснее привязать их к американской военной стратегии. Это отвечает общей американской линии на то, чтобы, сохраняя военный механизм НАТО (последний эффективный американский рычаг манипулирования западноевропейской политикой), переложить в то же время на Западную Европу значительно большую часть бремени гонки вооружений, помешать дальнейшей нормализации обстановки на Европейском континенте и фактически повысить военную угрозу Советскому Союзу со стороны европейского ядра НАТО, Президент Рейган даже пошел столь далеко, что публично раскрыл планы ведения «ограниченной ядерной войны» в Европе (которая не затронула бы самой американской территории), т. е. планы, остававшиеся при Форде и при Картере достоянием Пентагона, но неизвестные широкой публике.
В беседе с редакторами провинциальных газет 17 октября 1981 г. Рейган, отвечая на один из вопросов, сказал, что «может сложиться такая ситуация, когда произойдет обмен ударами с применением обеими сторонами тактического ядерного оружия против воинских контингентов на поле боя без того, чтобы какая-либо из больших держав нажала на кнопку». Хотя это заявление президента США вызвало бурю протестов в столицах западноевропейских государств, тем не менее Вашингтону, по-видимому, удается постепенно приучать западноевропейцев к мысли о том, что американское стратегическое оружие (а стало быть, и американская территория) может быть отделено от «превратностей европейской политики».
Рыбалка в Астрахани и рыбалка на Ахтубе привлекает множество рыболовов отсутствием сезонных ограничений, рыба здесь клюет отлично круглый год. Здешние турбазы и базы отдыха предлагают приятное времяпрепровождение, предоставляя высокое качество и полную безопасность отдыха в любое время года.
В какой-то мере Соединенным Штатам удалось осуществить свои планы по некоторому перераспределению военного бремени внутри блока НАТО. Если в 1970 г. военные расходы США составляли 69% от военных расходов всего блока, то в 1980 г. — лишь 59%. Принятая в мае 1978 г. на вашингтонской сессии совета НАТО долгосрочная программа модернизации вооруженных сил блока предусматривает ежегодное наращивание военных расходов каждой страной—участницей НАТО на 3% в год в реальном выражении и осуществление НИ конкретной программы модернизации вооруженных сил и вооружений, начиная от улучшения военной подготовки и кончая развертыванием новых систем тактического и «евростратегического» ядерного оружия.
Однако такого рода курс США на активизацию военных приготовлений (в условиях углубления кризисных явлений в экономике капиталистических стран и в условиях спокойной обстановки в Европе и развития всесторонних связей между Западной и Восточной Европой), равно как и американская стратегия «ограниченной ядерной войны в Европе» не мог не привести к вполне логическому результату — все большему пониманию не только западноевропейским населением, но и правящими кругами западноевропейских государств несовместимости путей Европы с путем Соединенных Штатов. Основная долговременная тенденция европейской политики — все большая ее европеизация, находящая в сфере военной политики выражение в таких акциях, как укрепление так называемой еврогруппы НАТО, активизация деятельности Западноевропейского союза и различные циркулирующие в ЕЭС проекты большей военно-политической интеграции. Это вызывает значительные расхождения и разногласия между США и западноевропейскими членами НАТО, разногласия, острота и масштабы которых приводят к тому, что союзнические отношения довольно часто ставятся в последнее время под вопрос.
«Взаимоотношения между Западной Европой и Северной Америкой (также известные под именем Атлантического союза), — пишет влиятельный лондонский журнал «Экономист», — находятся на ранних стадиях того, что можно назвать неизлечимой болезнью. Союз был в беде много раз до этого, но ныне ситуация наихудшая».{jcomments on}