России катастрофически не хватает квалифицированных рабочих
Выпускники колледжей и техникумов зачастую не отвечают запросам современного производства. Предприятиям приходится переучивать специалистов. Изменить сложившуюся ситуацию должна Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в России на период до 2020 года. Документ, разработанный Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России, уже прошёл серию согласований с органами исполнительной власти, работодателями и образовательными организациями. На днях его обсудили на коллегии министерства.
Цель Стратегии – создание в России современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной: обеспечивать подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества; гибко реагировать на социально-экономические изменения; предоставлять широкие возможности для различных категорий населения в приобретении необходимых профессиональных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.
За последние пять лет количество училищ и техникумов уменьшилось на 21%. На столько же сократилось и количество учащихся. Сегодня в России работает около 5 тысяч учреждений начального и среднего профобразования (НПО, СПО), а также 200 вузов реализуют программы профподготовки. Общее количество учащихся – 27 миллионов человек. Ежегодный приём – около миллиона. Наиболее востребованы профессии сварщиков, механиков, ремонтников, кондитеров, а также специальности сферы услуг.
Объём консолидированного бюджета НПО и СПО составляет 190 миллиардов рублей в год. В этой системе работает около 200 тысяч педагогов, в том числе 50 тысяч мастеров производственного обучения.
«При реализации Стратегии ключевую роль должно играть государственно-частное партнёрство, – подчеркнула на заседании коллегии директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Наталия Золотарёва. – Это поможет настроить систему на потребности экономики. Между образовательными организациями и предприятиями планируется заключать договоры, в которых будут прописаны зоны ответственности в подготовке кадров. Необходимо добиться реального участия бизнеса в управлении образованием. К 2018 году 60% образовательных организаций будут иметь свои структурные подразделения на предприятиях. Не менее 50% учебного времени учащиеся будут проводить на производстве, на площадках учебно-тренировочных цехов».
В Стратегии предусмотрено свыше 90 мероприятий. На их реализацию планируется дополнительное бюджетное финансирование в 20 миллиардов рублей.
Деньги будут направляться в форме субсидирования процентных ставок на развитие многофункциональных центров, строительство общежитий, столовых и другие задачи.
«Очень важно, что в стенах министерства создана такая Стратегия. Это политический сигнал того, что данной теме уделяется серьёзное внимание, – прокомментировал Андрей Волков, ректор Московской школы управления “Сколково”. – В Стратегии, на мой взгляд, попытались отразить все направления. 94 мероприятия – это очень много. Надо сделать выбор приоритетов, куда будут вложены ресурсы, – время, деньги и люди. Особенно важны люди. Я считаю, что одним из приоритетов должна стать переподготовка руководителей образовательных учреждений, которые и будут реализовывать эту Стратегию. Второе – корпорации резко сокращают сроки обучения при наращивании качества подготовки специалистов. Это мейнстрим. Делается это за счёт современных технологий обучения, использования различных симуляторов и т.д. Я думаю, в Стратегии тоже надо сделать акцент на новых технологиях обучения».
«В целом, мы поддерживаем разработанную Стратегию, – сказал Фёдор Прокопов, исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей. – Министерство труда разрабатывает дорожную карту развития национальной системы квалификаций. Мне кажется, было бы важно увязать стратегию министерства образования и министерства труда».
По мнению министра образования и науки России Дмитрия Ливанова, надо чётко определить, какую функцию будет выполнять Стратегия – она может быть межведомственным соглашением, нормативным актом, принятым правительством, или документом, с помощью которого государство будет взаимодействовать с бизнесом по вопросам подготовки рабочих кадров. В последнем случае надо написать текст, понятный для бизнеса, чтобы можно было договориться о формах совместной деятельности и ожидаемых от обучения результатах. «Я не исключаю, что нам может понадобиться два таких документа, – сказал министр. – Нам нужно учесть всё многообразие запросов экономики к подготовке рабочих кадров».
Марина Муравьёва