Первый серийный советский массовый танк послевоенного выпуска. Разработан в 1945 — 1946 годах в КБ-520 завода № 19З (Нижний Тагил) на базе корпуса, трансмиссии и ряда других технических решений среднего танка Т-44. При проектировании изначально задавались более высокие тактико-технические характеристики, чем у Т-34 и Т-44. а также учитывался опыт Второй мировой войны. Принят на вооружение Советской Армии в 1946 году.
Серийное производство танков Т-54 разных модификаций осуществлялось с 1947 по апрель 1959 гола па трех заводах Министерства транспортного машиностроения: №183 в Нижнем Тагиле. №75 в Харькове и №174 в Омске. При этом последний главным образом занимался изготовлением различных боевых и специальных машин на базе танка Т-54: САУ. ЗСУ и инженерной техники. На заводе №75 параллельно с танком осуществлялся серийный выпуск тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т на его базе. Причем в отдельные периоды объем выпуска тягачей превышал выпуск танков. Точное количество выпущенных танков указать затруднительно. Можно говорить примерно о 17 — 17,5 тыс. изготовленных танков Т-54.
По советской лицензии производство танка Т-54А осуществлялось в Польше и Чехословакии. В Польше танки Т-54А выпускались заводом Bumbar-Labedy в г. Глинице с 1956 до конца 1963 года. За время производства в Польше изготовили около 3 тыс. танков Т-54А И Т-54АМ. Чехословакия получила лицензию на производство танков Т-54А в 1958 году. Их производством занимался завод ZTS (Zavod Trucanske Strqjarne) в г. Мартин в Словакии. До 1964 года из его цехов вышли около 2.5 тыс. боевых машин.
Конструкция
Танк имеет классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Корпус сварен из броневых катаных листов и имеет острую носовую часть и вертикальные борта. Днище для увеличения прочности имеет корытообразную форму. Монолитный верхний лобовой лист корпуса имеет толщину 120 мм и расположен под углом 60" к вертикали. Тол шина брони боргов корпуса составляет 80 мм, крыши и днища корпуса — 30 и 20 мм соответственно.
Башня —литая, крупногабаритная, с варной крышей и обратным скосом («заманом») снизу по всему периметру. Толщина ее лобовой части 200 мм. Поворотный механизм башни с электроприводом управляется с помощью контроллера наводчиком, а с помощью системы командирского управления — командиром.
100-мм пушка Д-10Т была спарена с 7,62-мм пулеметом СГ-43. Углы вертикального наведения пушки — от -5" до +18". Прицел спаренной установки — ТШ-20, телескопический, шарнирный. Два пулемета СГ-43 смонтированы в броневых коробках на надгусеничных полках, не прицельный огонь из них ведет механик-водитель. Над люком заряжающего на турели аналогичной применявшимся на танках ИС-2 и ИС-Э устанавливается 12,7-мм зенитный пулемет ЛШК с коллиматорным прицелом К10-Т. Углы вертикального наведения пулемета от -4,5" до +82". Боекомплект танка включает 34 унитарных 100-мм выстрела (20 — в отделении управления справа от механика-водителя. 14 — в боевом отделении). 200 патронов калибра 12,7 мм и 4500 патронов калибра 7.62 мм.
Приборы наблюдения: командира, наводчика и заряжающего -перископические типа МК-4. Механик-водитель для наблюдения за полем боя располагает двумя приборами МК-4, установленными под углом 165" друг к другу.
На танке установлен двигатель В-54 мощностью 520 л.с. Для максимального сокращения размера занимаемого МТО по длине машины, двигатель установлен поперек корпуса и соединен с коробкой передач повышающим редуктором — так называемой «гитарой*. Топливные баки емкостью 520 л располагаются и боевом отделении и отделении управления. На надгусеничных полках установлены дополнительные баки цилиндрический фирмы не подсоединенные к системе питания двигателя. Запас хода танка по топливу составляет 330 км.
Коробка передач танка — пятиступенчатая, с двумя инерционными синхронизаторами. В качестве механизма поворота применены двухступенчатые планетарные механизмы, обеспечивающие получение двух расчетных радиусов поворот. Бортовые передачи — однорядные. Ведущие колеса — литые, со съемными зубчатыми венцами. Зацепление — цевочное.
В ходовой части с каждого борта имеется пять сдвоенных обрезиненных опорных катков. Механизм натяжения — червячного типа. Гусеница мелкозвенчатая, стальная, с открытым шарниром.
Ширина гусеницы — 500 мм. Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная, в узлах подвески первого и пятого катков каждого борта установлены лопастные гидравлические амортизаторы. Электрооборудование танка выполнено по однопроводной схеме, напряжение 24 В, четыре аккумуляторные батареи соединены параллельно и последовательно, генератор имеет мошность 1,5 kBт. стартер — 15 л.с.
Средства связи состояли из радиостанции 10-PT-26 и переговорного устройства ТПУ-47 на четыре абонента. На танке имелась противопожарная углекислотная установка автоматического типа. Для постановки дымовой завесы на корме танка крепились две дымовые шашки МДШ, оборудованные системой дистанционного запала и сброса.
Варианты
СУ-Ш (объект 600)
Самоходная установка СУ-122 разрабатывалась с 1949 года в качестве истребителя танков. Принят на вооружение в 1954 году. Выпускалась малой серией в 1955 и 1956 годах на заводе №174 в Омске.
СУ-122 (СУ-122-54) была изготовлена на базе агрегатов танка Т-54А. Корпус сваривался из катаных бронелистов, расположенных поп большими углами наклона (единый для корпуса и рубки лобовой лист располагался под углом 51*). Отделения управления и боевое были совмещены. Бронезащита лобной части корпуса и рубки составляла 100 мм, борта рубки защищались 80-мм броней, корпуса -- 60-мм. корма корпуса — 45-мм, корма рубки — 30-мм. Толщина брони крыши и днища составляла 20 мм. На крыше рубки находилась командирская башенка с дальномером ТКД-09 и турель с зенитным пулеметом КПВТ. В амбразуре лобовою листа в рамке была установлена 122-мм пушка Д-49. защищенная лигой маской. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы как у пушки Д-25Т. Заряжание — раздельное. Имелся электромеханический досылатель. Скорострельность 5 — 6 выстр./мин. На первых образцах САУ использовалась система продувки ствола сжатым воздухом от компрессора, вскоре замененная эжекционным устройством. Углы наведения: горизонтальный 16°, возвышения +16°, склонения -4°. Для стрельбы прямой наводкой применялся телескопический прицел TШ-2-24. а для стрельбы с закрытых позиций — прицел С-71-24 с панорамой C-71. Спаренный пулемет КПВТ был снабжен пневматической системой перезарядки. Боекомплект — 35 выстрелов и 600 патронов.
Боевая масса машины составляла 36.4 т, экипаж состоял из пяти человек. На САУ устанавливается радиостанция 10РТ-26Э и переговорное устройство ТПУ-47. С 1958 гола при капитальном ремонте устанавливались радиостанция Р-113 и ТПУ Р-120.
Указать количество изготовленных самоходок не представляется возможным, однако известно, что в 1955 году завод № 221 «Баррикады» изготовил 65 пушек Д-49. а и 1956-м -30. В 1957 голу они не выпускались. По-видимому, принятие на вооружение ПТУР первого поколения, являвшихся более эффективным противотанковым средством, сделало дальнейшее производство СЛУ СУ-122 нецелесообразным. Во второй половине 1960-х годов СУ-122 были изъяты из боевых частей, разоружены и переоборудованы в эвакуационные тягачи и машины технической помощь мтп-з.
ЗСУ-57-2
Первая крупносерийная отечественная ЗСУ. Предназначалась для ПВО танковых и мотострелковых частей. Разработана в 1947 - 1955 годах. Принята на вооружение 14 февраля 1955 года. Серийно производилась Омским заводом им. Октябрьской революции в 1955 — I960 годах.
ЗСУ изготовлена на базе танка Т-54 с частичным сохранением узлов и агрегатов его ходовой части, силовой установки и трансмиссии. Корпус сварен из катаных броневых листов и состоит из тpex отделений: управления, боевого и силового. Над боевым отделением расположена открытая сверху квадратная сварная башня. В башне на станке установлена 57-мм спаренная автоматическая пушка С-68, состоящая из двух пушек С-60 с длиной стволов 76,6 калибра. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом. Углы наведения: горизонтальный 360\ вертикальный -5".-+85". Максимальная дальность стрельбы: вертикальная - - 8800 м. горизонтальная 12000 м. Темп стрельбы из двух автоматов: 200 — 240 выстр./мин.
Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение нескольких танковых полков, где было положено иметь одну батарею из 4 установок. Эти машины не пользовались большой популярностью в войсках по причине свойственных им недостатков: низкого темпа стрельбы, ручного обойменного заряжания, невозможности ведения огня на ходу.
С 1960-х голов, по мере поступления в войска более современных ЗСУ «Шилка*. некоторое количество ЗСУ-57-2 было передано или продано за рубеж. Боевое Крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, примем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. ЗСУ-57-2 принимали участие в боевых Действиях на Ближнем Востоке, а также в ирано-иракской войне. По-видимому, последний раз ЗСУ этого типа использовались в марте 1999 года в ходе отражения авиа налетов НАТО на территорию Югославии.
С абсолютной точностью можно утверждать, что по состоянию на 1 января 2010 года ЗСУ-57-2 находились на вооружении армии Кубы, так как в марте 2010 гола они принимали участие в военном параде в Гаване. В 2007 году 25 ЗСУ имелись и составе армии Республики Сербской (часть Боснии и Герцеговины). Наличие ЗСУ-57-2 (в том числе и на хранении) также возможно в составе армий Вьетнама, Египта. Ирана, КНДР и Сирии.
БТС-2
Бронированный тягач на базе танка Т-54 был разработан на заводе .N§183 в 1951 году. В 1955 году машина была принята на вооружение Советской Армии под обозначением БТС-2. Ее серийное производство осуществлялось на заводе №183.
По сравнению с танком Т-54 полностью изменилась конструкция крыши корпуса. Она состояла из переднего листа, приваренного к бортовым к носовому листам корпуса. В нем были оборудованы люки механика-водителя, сцепщика-такелажника и радиста. За передним листом располагались съемные листы крыши над лебедкой и двигателем, откидная крыша над радиаторами, сетки над входными и выходными воздуховодами системы охлаждения двигатели. На средней части крыши была закреплена грузовая платформа грузоподъемностью 4 т с откидными бортами.
В середине корпуса устанавливалась лебедка с тяговым усилием 25 т и длиной троса 200 м. Привод к лебедке - от основного двигателя. В кормовой части корпуса тягача имелся откидной сошник для самозакрепления машины при работе с лебедкой. Сошник поднимался и опускался в рабочее положение тяговой лебедкой Па переднем правом углу крыши корпуса монтировался кран-стрела с ручным приводом грузоподъемностью 5 т.
Тягач был приспособлен и дли буксировки танков потерявших управляемость. Для этой цели имелось буксирное устройство с двухсторонней амортизацией, рассчитанное на максимальное усилие 7 т. В комплект тягача входили буксирные штанги и тросы.
Для самообороны на тягаче был установлен пулемет АК калибра 7,62 мм с кривым стволом и зенитный пулемет ДШК. Огонь из пулеметов вел радист. Для внешней связи тягач был оборудован радиостанцией Ю-РТ-26.
МТУ (МТУ-12)
Танковый мостоукладчик МТУ был разработан на заводе №183 в Нижнем Тагиле и принят на вооружение в 1955 году. Машина выпускалась в больших количествах и по существу стала первым серийным советским танковым мостоукладчиком (до этого в 1940 году была выпущена небольшая партия мостоукладчиков ИТ-28). МТУ предназначался для сопровождения танковых подразделений в бою с целью обеспечения преодоления танками узких водных преград, оврагов и противотанковых рвов. Мост наводился (снимался) экипажем бет выхода его из машины, т.е. экипаж, был защищен от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. С помощью МТУ можно было наводить одно пролетный металлический мост грузоподъемностью 60 т через препятствия шириной до 11 м. Длина моста 12 М., ширина — 3,2 м. Ширина кожи моста — 1,2 м. Допускаемое превышение (принижение) противоположного берега препятствия — до 2,5 м. Время наводки (снятия) моста — до 4 мин. Экипаж 2 человека. Вооружение машины: крупнокалиберный пулемет ДШКМ с боекомплектом 400 патронов. Мостоукладчики МТУ состояли на вооружении в инженерно-саперных ротах мотострелковых и танковых полков.
СПК-12Г
В 1966 голу в войска начал поступить самоходный кран СЛК-12Г, созданный на базе танка Т-54. Кран предназначался для монтажно-ремонтных работ при ремонте бронетанковой техники в полевых условиях и изготавливался силами танкоремонтных заводов Министерства обороны. Башня была Снята, я посередине корпуса устанавливалась поворотная платформа с кабиной и крапом грузоподъемностью 12 т. Масса машины - 36,2 т. экипаж — два человека, вооружение отсутствовало. Для большей устойчивости при работе крана были введены механизмы блокировки подвески передних и задних катков. Время развертывания крана составляло 5 — 7 мин.
Статус
Производство завершено. Танки Т-54 различных модификации активно использовались в локальных войнах и военных конфликтах, в том числе на Ближнем Востоке и в Индокитае. В составе
Советской Армии в боевых действиях не участвовали. Использовались в советских танковых частях при вводе войск в Венгрию в 1956 году и в Чехословакию в 1968 году.
Согласно данным, заявленным советской стороной на венских переговорах по ограничению обычных вооружений в Европе, в 1990 году на европейской части территории СССР, а также в войсках, дислоцированных в Восточной Европе, находилось 1379 танков Т-54Б. Т-54М и Т-54МК,
В 1994 году эти танки были сняты с вооружения Российской Армии. По состоянию на 1 января 2011 года танки Т-54 различных модификаций находятся на вооружении (данные ориентировочные) в Алжире, Анголе, Армении (8 ед.), Бангладеш, Боснии и Герцеговине (12 ед.), Вьетнаме. Гвинее (8 ед.). В Египте (на хранении), Ираке, КНДР, Ливии, Мозамбике (более 60 ед. на 2007 г.), Монголии, Перу, Конго. Руанде, Сирии.{jcomments on}