Средний танк Т-55

Разработка

Самым массовым советским танком послевоенного периода был Т-54. Он является  глубокой модерни­зацией модели Т-54Б. Разработки велись в КБ завода N 183. Поставлен на во­оружение в мае 1958 года. Изго­тавливался серийно на заводах № 183 (Нижний Тагил), № 75 (Харьков) и № 13 (Омск) с 1958 по 1979 год. Основываясь на западных данных, за вре­мя серийного изготовления на со­ветских заводах было выпущено 20 тыс. танков всех моделей. А так же, с 1964 года по советс­кой лицензии Т-55, а затем и Т-55А выпускались в Польше и Чехословакии.  За время изготовления в этих странах выпущено около 9 тыс. единиц.

Конструкция

Внешний вид, компоновка и конструкция танка Т-55 практически не чем не отличается от  тан­ка Т-54Б. Основным отличием от этой модели является установка сис­темы противоатомной за­шиты (ПАЗ).

 

Установленная на танке систе­ма ПАЗ в случае ядерного взрыва регистрирует поток гамма-излу­чения и пылает сигнал на испол­нительные органы, обеспечивающие герметизацию корпуса и башни, обесточивание основных цепей питания и остановку дви­гателя. После прохождения фронта ударной волны включает­ся сепаратор-нагнетатель ФВУ. подающий внутрь танка очищен­ный воздух и создающий избы­точное давление, препятствую­щее проникновению радиоактив­ной ныли. В связи с установкой системы ПАЗ были усовершен­ствованы все уплотнительные устройства, ликвидирован венти­лятор над люком заряжающего, изменено расположение топлив­ных баков, в систему электрообо­рудования включены двигатель нагнетания и цепь исполнитель­ных пиропатронов защитных уст­ройств.

Обеспечение полной герметиза­ции корпуса и башни танка поз­волило установить на нем обору­дование для преодоления по дну водных преград глубиной до 5 м.

Благодаря более рациональному использованию внутреннего объе­ма, боекомплект пушки увеличен до 43 выстрелов, а пулеметов СГМТ — до 3500 патронов. С крыши башни снят 12,7-мм пуле­мет ДШКМ, стрельба из которого оказалась малоэффективной про­тив скоростных реактивных само­летов (а боевые вертолеты в ту по­ру еще находились в стадии раз­работки). В боевом отделении смонтирован вращающийся полик башни, а прибор наблюдения командира ТПКУ заменен более совершенным прибором ТПКУБ или ТПКУ-2Б. Смотровые прибо­ры механика-водителя, как наи­более подверженные загрязне­нию, получили систему гидропневмоочистки: от грязи — жидкостью, а от пыли и снега — сжатым воздухом.

В МТО танка вместо дизельного двигателя В-54 установлен двига­тель В-55, отличающийся повы­шенной мощностью и надеж­ностью. Этот двигатель   имеет обогреваемый картер, гидромуфту привода генератора, муфту приво­да топливного насоса «зима-лето» и центробежный маслоочиститель МЦ-1. Основной системой запус­ка двигателя стала пневмосистема, однако была сохранена и воз­можность запуска с помощью электростартера. Емкость топлив­ной системы увеличена до 960 л. В системе питания применены баки-стеллажи. Для облегчения доступа к двигателю и его систе­мам, а также более удобного монтажа ОПВТ крыша МТО перепро­ектирована, использованы люки измененной формы.

В силовую передачу Т-55 ввели двухрядные комбинированные бортовые редукторы, один ряд у которых был планетарным. Для постановки дымовых завес на танке смонтирована новая тер­модымовая аппаратура многок­ратного действия. В качестве ды­мообразующего вещества исполь­зуется дизельное топливо из системы питания двигателя. Пос­тановка дымовых завес возможна только при работающем двигате­ле. Система состоит из электро к­лапана включения подачи топли­ва, двух форсунок и трубопрово­дов. При включении клапан открывается, и топливо от топливоподкачиваюшего насоса посту­пает к форсункам, откуда в рас­пыленном состоянии попадает в поток выпускных газов. Пол действием высокой температуры она испаряется и, смешиваясь с

газами, образует парогазовую смесь. Так как ее температура значительно выше температуры наружного воздуха, то при выбро­се в атмосферу и соприкоснове­нии с воздухом происходит кон­денсация паров топлива и образо­вание тумана.

Танк получил унифицированную автоматическую систему ППО «Ро­са» трехкратного действия.

Модификации

Т-55 (объект 155) — первый се­рийный вариант. Гарантийный срок службы танка доведен до 2000 км. Серийное производство с 1958 no I962 год, В дальнейшем танк неоднократно модернизиро­вался. С I960 года устанавливает­ся гирополукомпас ГПК-59. прицел ТШ-2Б-32П. с 1970 года - зенит­ный пулемет ДШКМ. с 1974 года лазерный дальномер КДТ-1.

Т-55К (1959 I.) - командирс­кий вариант Т-55. Вторая радиос­танция (Р-112), зарядный агрегат АБ-1-П/30. На 6 выстрелов уменьшен боекомплект и изъят пулемет СГМТ.

ТО-55 (объект 482. 1960 г.)- ог­неметный танк. Вместо спаренно­го пулемета установлен автомати­ческий огнемет АТО-200. Запас огнесмеси 460 л. дальность огнеметания 200 м. Боекомплект пуш­ки — 25 выстрелов. Пороховых патронов к огнемету — 12. Серий­ное производство с 1968 года.

Т-55А (объект 155А) — противо­радиационная зашита внутри кор­пуса и башни (полбой) и частич­но снаружи (надбой). Снят курсо­вой пулемет, боекомплект сокращен на 750 патронов. Введе­но новое сиденье механика-води­теля. Серийное производство с 1963 по 1979 год. С 1970 года на танке устанавливался зенитный пулемет ДШКМ. с 1975 года — лазерный дальномер КДТ-1.

Т-55АК (1962 г.) командирс­кий вариант танка Т-55А.

Т-55М (объект I55M. 1983 г.) — модернизированный вариант тан­ка Т-55. Многослойные экраны из комбинированной брони на корпусе и башне, бортовые рези­новые экраны, дополнительно бронировано днище. Установле­ны комплекс управляемого воору­жении 9K1I6 а Бастион» и СУО «Волна» (лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычисли­тель БВ-55. прицел ТШСМ-3 2 П В, стабилизатор «Циклон» Ml). Часть машин оснащена зе­нитным пулеметом НСВТ вместо ДШКМ. Двигатель В-55У мощ­ностью 620 л.с. Увеличен динамический ход опорных катков, вве­дена гусеница с РМШ. Ствол пушки оснащен теплозащитным чехлом. Радиостанция Р-173. сис­тема запуска дымовых гранат 902Б «Туча», система зашиты от напалма «Сода». Индивидуальные противорадиационные жилеты для членов экипажа, локальная защита рабочих мест от проникающей радиации. Боевая масса 40.9т.

Т-55М-1Т-55М с двигателем В-46-5М мощностью 690 л.с.

Т-55М2 (1983 г.) — экспортный вариант танка Т-55. Бортовые эк­раны, система «Сода».

Т-55АМ модернизированный вариант танка Т-55А по той же программе, что и Т-55М. Боевая масса 41.5 т.

Т-55АМ-1 — Т-55АМ с двигате­лем В-46-5М.

Т-55АМ1 — экспортный вари­ант танка Т-55А. СУО «Волна», бортовые экраны, система «Сода*.

T-5SAM2 — экспортный вари­ант танка Т-55АМ.

Т-55Д (1983 г.) — модернизиро­ванный вариант танка Т-55М. Комплекс активной зашиты ЮЗОМ «Дрозд», включающий в себя два блока вооружения с дву­мя 107-мм выстрелами ЗУ0Ф14 в каждом, две радиолокационные станции миллиметрового диапа­зона и аппаратуру управления. К A3 «Дрозд»  предназначен  для зашиты танка от ПТУР и РПГ пу­тем их подрыва, механического повреждения или отклонения от заданной траектории защитным снарядом. Отсутствует дополни­тельное бронирование башни.  На части танков не устанавливалась система запуска дымовых гранат «Туча». Боевая масса 41.5 т.

Т-55Д-1 — Т-55Д с двигателем В-46-5М.

Т-55АД — модернизированный вариант танка Т-55АМ по той же программе, что и Т-55Д.

Т-55АД-1 — Т-55АД С двигате­лем В-46-5М.

Т-55МВ (1985 г) — модернизи­рованный вариант  танка Т-55М.

Навесная динамическая зашита «Контакт-1» башни (50 элемен­тов) и корпуса (56 элементов), бортовые  экраны,  дополнительное бронирование днища. На час­ти танков элементы КДЗ устанав­ливались на бортовых экранах (от К) до 43 элементов на борт). Бое­вая масса 41.4 г.

Т-55МВ-1 — Т-55МВ с двигате­лем В-46-5М.

Т-55АМВ — модернизирован­ный вариант танка Т-55АМ по той же программе, что и Т-55 MB*.

Т-55АМВ-1 - Т-55АМВ С дви­гателем В-46-5М.

Статус

Производство завершено. Танки Т-55 составляли основу танкового парка Советской Армии в 1960-х и первой половине 1970-л годов. Т-55 применялись советскими танковыми частями при вводе войск в Чехословакию в 1968 го­ду. В составе Советской Арии принимали участие в боевых действиях в Афганистане. После распада Советского Союза эти бо­евые машины активно использо­вались в ряде горячих точек, главным образом в Закавказье. Согласно данным, заявленным советской стороной па Венских переговорах по ограничению обычных вооружений в Европе, в 1990 году на европейской терри­тории СССР, а также в частях, дислоцированных в Восточной Европе, находилось 3140 танков Т-55 различных модификаций. В 1994 году они были сняты с во­оружения Российской Армии, од­нако в частях внутренних войск и морской пехоте эксплуатирова­лись как минимум до конца 1990-х годов.{jcomments on}