"Искандеры" просят крыши

Источник: militaryrussia.ruСоздание инфраструктуры для боевой техники не поспевает за поступлением в войска вооруженийВ Вооруженные силы России медленно, но регулярно стала поступать новая или модернизированная боевая техника. Но, как в русской пословице, «хвост вытащит – нос увязнет; нос вытащит – хвост увязнет», этот долгожданный процесс потянул за собой очередные серьезные проблемы. Оказалось, что инфраструктура воинских частей – Источник: militaryrussia.ru

Создание инфраструктуры для боевой техники не поспевает за поступлением в войска вооружений

В Вооруженные силы России медленно, но регулярно стала поступать новая или модернизированная боевая техника. Но, как в русской пословице, «хвост вытащит – нос увязнет; нос вытащит – хвост увязнет», этот долгожданный процесс потянул за собой очередные серьезные проблемы. Оказалось, что инфраструктура воинских частей – парки боевых машин, ремонтные мастерские, пункты обогрева и электроснабжения и многое другое, что необходимо для исправного и боеготового содержания всего этого вооружения, – фактически не готова для такой работы.

Решению этих задач и было посвящено очередное селекторное совещание в Ситуационном центре Генерального штаба, которое провел вчера с руководством военного ведомства, а также с главкомами видов вооруженных сил, командующими родов войск, военными округами, флотами, армиями и флотилиями, специалистами «Спецстроя» министр обороны генерал армии Сергей Шойгу.

В повестке дня совещания значилось семь вопросов. И большинство из них было посвящено именно этой теме – подготовке военной инфраструктуры к приему, обслуживанию и хранению боевой техники и вооружений. Не исключено, что повестку дня совещания подсказало министру недавнее посещение им 60-го учебного центра Сухопутных войск на испытательном полигоне «Капустин Яр» в Волгоградской области, где коломенское КБ машиностроения передавало армии бригадный комплект оперативно-тактического комплекса «Искандер-М». Оказалось, что под этот комплект, а это несколько десятков очень дорогих боевых машин, начиная от пусковых установок, командных пунктов, установок связи и управления и заканчивая машинами заряжания и технического обслуживания, на полигоне нет ничего. Только голые стены покосившихся боксов, построенных более 50 лет назад, да и то под другую технику.

И это в местах, где летом жара под 50 градусов в тени, а зимой мороз под 40 и ветер такой, что автомобили летают по воздуху. Более того, вода сюда поступает по часам, да и то не каждый день, – больше километра водопровода и других коммуникаций – в жутком аварийном состоянии. А оставлять бригаду оперативно-тактического комплекса «Искандер-М», которым мы грозим желающим окружить нас системой ЕвроПРО, на открытом воздухе, значит через год отправить ее на капитальный ремонт. «Железо» выдержит перепады температур, а вот электроника, которой насыщена система сверху донизу, к этому не готова, несмотря на все соответствующие ухищрения военных и конструкторов.

И пример с «Капустиным Яром» и «Искандером» на нем – не единственный. То же самое происходит и с другим аналогичным комплектом, который был поставлен в армию еще в 2010 году. Хотя и в другой регион. Для него инфраструктура тоже еще не готова. А оборонка обещает выдавать такие комплекты чуть ли не каждые полгода. В ноябре Вооруженные силы должны будут принимать очередной бригадный комплект, потом еще и еще. По планам Минобороны, до 2018 года комплексом «Искандер-М» должны быть укомплектованы все ракетные бригады Сухопутных войск.

Аналогичная история происходит и с поступлением атомных подводных лодок и надводных кораблей на Северный, Тихоокеанский и Черноморский флоты. К концу этого года в бухту Ягельная, что на Кольском полуострове, и в бухту Крашенинникова, что на Камчатке, должны прийти ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 955 класс «Борей», а причалы для них, система обеспечения стоянки и бункерования пока не готовы. Ни в Гаджиево, ни в Вилючинске. Не готовы и общежития для экипажей, квартиры для офицерских семей, школы для детей, поликлиники и другие объекты соцкультбыта.

Примерно такая же ситуация складывается и с Новороссийской военно-морской базой, куда летом будущего года должны прийти два фрегата, что сейчас проходят ходовые испытания на Балтике, и две дизель-электрические подводные лодки. Возведение причалов и соответствующей инфраструктуры для этого тоже выбивается из графика – об этом в мае этого года писало «НВО». Министр обороны вынужден был лететь в Новороссийск, инспектировать ход работ, а потом устраивать специалистам «Спецстроя», ответственным за ход и качество труда, очень жесткий разбор полетов. Но, добавим от себя, невозможно успевать руководить в ручном режиме везде и всюду, где не действует система.

По словам министра обороны, прозвучавшим на вчерашнем совещании, объем незавершенного строительства в интересах военного ведомства (другими словами, в интересах укрепления безопасности страны. – В.Л.) равен на сегодня 314 млрд. руб. К ноябрю, потребовал Сергей Шойгу, этот показатель необходимо сократить до 20 млрд. «Консервация государственных средств в виде незаконченных строительных объектов недопустима», – заявил он. И добавил, что возведение спецобъектов должно идти параллельно и синхронизированно с созданием достойных социально-бытовых условий для военнослужащих и членов их семей, строительством постоянного и служебного жилья.

Остается только надеяться, что строители услышат его слова.

Виктор Литовкин