Подготовка научных кадров – не царское это дело…!

Здание Российской академии наукИсточник: РИА НовостиПродолжение. Начало в № 1, 2-2013В первой и второй частях статьи (№№ 1 и 2- 2013) показана ситуация в системе подготовки научных кадров, призванных обеспечивать решение масштабных задач инновационного развития страны, перевооружения Вооруженных Сил и дальнейшего подъема благосостояния ее граждан. Однако текущая ситуация этого не обещает и, судя по деятельности Министерства Здание Российской академии наукИсточник: РИА Новости

Продолжение. Начало в № 1, 2-2013

В первой и второй частях статьи (№№ 1 и 2- 2013) показана ситуация в системе подготовки научных кадров, призванных обеспечивать решение масштабных задач инновационного развития страны, перевооружения Вооруженных Сил и дальнейшего подъема благосостояния ее граждан. Однако текущая ситуация этого не обещает и, судя по деятельности Министерства образования и науки РФ, продолжает усугубляться.

В 2013 году на систему государственной аттестации научных кадров высшей квалификации навалилась ещё одна беда в виде «дорожной карты» и её «модернизации», которую предложило Минобрнауки РФ во главе с Д. Ливановым. В соответствии с данной «дорожной картой», демонтаж существующей системы подготовки кадров высшей научной квалификации предполагается завершить в нашей стране в период 2013-2014 гг. При этом в девяти пунктах упомянутой «дорожной карты» по меньшей мере, шесть пунктов по срокам исполнения представляются абсурдными.

Например, до 1 июля планируется утвердить новые составы экспертных советов ВАК, а затем уже отработать Положение об экспертном совете ВАК. Не ясна роль «бизнес-сообщества» в системе «профессионально-общественной аттестации кадров высшей квалификации». В целом же «дорожная карта» Д. Ливанова представляется «котом в мешке»: в ней нет ни одного конкретного предложения, а лишь сплошной туман и попытка имитации бурной деятельности на ниве образования.

В какой-то степени этот туман рассеивается назначенным председателем ВАК вместо арестованного Ф. Шахмалова бывшим министром В.Филипповым, из интервью которого «Российской газете» от 7 марта 2013 г. следует, что наша задача состоит в том, чтобы система подготовки кадров высшей научной квалификации была далее построена по западному образцу. Судя по всему, решение данной задачи, наряду с введением в средней школе ЕГЭ, а в высшей – болонской системы, позволит снизить знания российских специалистов до уровня, которым располагают специалисты западных стран.

Тогда при хорошем знании английского языка, как полагает господин В. Филиппов, будет в полном объёме обеспечена международная кооперация, и наша страна на равных правах сможет войти в «дружную» семью западных стран, поскольку наше вхождение в ВТО предполагает, что мы не должны «высовываться».

В связи с этим невеселым выводом у читателя вполне может возникнуть вопрос: «А не ностальгирует ли автор по «добрым старым временам»?

Однако вряд ли они могут быть названы добрыми, т.к. попытки расшатать один из краеугольных камней развития нашего Отечества предпринимались давно. В 1990-е они пошли по нарастающей.

Вместе с развалом СССР Высшая аттестационная комиссия при Совете Министров СССР прекратила своё существование, а специально построенное для неё здание на улице Грибоедова в г. Москве было приватизировано господами Яковлевым А. и Гайдаром Е. для размещения в нём созданной ими «совместной» с зарубежными инвесторами «фирмы». Поэтому пришлось в срочном порядке только что переведенную с ул. Жданова ВАК передислоцировать уже в полуподвальное помещение, которое было выделено для неё в Гнездниковском переулке.

С началом «демократических реформ» подготовка кадров высшей научной квалификации фактически прекратилась. В 1992 году деятельность всех диссертационных советов была приостановлена официально «в связи с необходимостью» пересмотра номенклатуры специальностей и частичного изменения их названий с соответствующей корректировкой паспортов специальностей. В дальнейшем за время проведения «демократических реформ» деятельность диссертационных советов приостанавливалась девять раз в связи с введением правительством новых нормативных документов.

Все вновь назначенные руководители начинали всегда с коренного изменения нормативных документов, каждый раз внося элементы неразберихи в деятельность диссертационных советов.

Дальнейшие их перипетии предлагается проследить на примере диссертационного совета, который функционировал под моим руководством при одном из ведущих НИИ Минобороны РФ.

07.04.1992 г. Совет был переформирован по приказу ВАК РФ. Срок полномочий совета был установлен до 1997 года включительно. Однако в связи с кадровыми перестановками в правительстве уже через два года он вновь подвергся переформированию.

21.02.1994 г. Члены совета попросили меня как председателя обратиться письменно к командованию ВВС с просьбой о том, чтобы нам разъяснили, почему нашим специалистам, имеющим учёные степени «доктор технических наук» и учёное звание «профессор», не выплачивают надбавку к должностному окладу, что определено соответствующим Постановлением Правительства, и почему оплата труда оппонента до сих пор остаётся равной 30 руб. после той либерализации цен, которую учинили Е.Гайдар и Б.Ельцин (деньги-то обесценились в сотни раз).

Письмо я подготовил и отправил в Военно-научное управление Генерального штаба, копию – заместителю главкома ВВС по вооружению. Но ответа от этих адресов мы так и не получили. На состоявшейся вскоре встрече с главкомом ВВС, где присутствовал и его заместитель по вооружению, я вынужден был напомнить им о посланном мною письме.

Ответ был сверхкоротким: денег нет, в стране капитально нарушена денежная система и в ближайшее время можно ожидать лишь ухудшения положения дел по всяким выплатам и надбавкам, выходящим за пределы должностных окладов по зарплате гражданскому персоналу и денежному содержанию военнослужащих… Перестроились и вошли в сказочное лоно капитализма…

Вскоре из Управления подготовки и распределения кадров МО РФ пришла директива № 173/2/26/50 от 26.5.1994 г., в соответствии с которой оплата оппонентов по кандидатским диссертациям устанавливалась для докторов наук

14 100 руб. и для кандидатов – 11 300 руб. Однако к этой директиве не было приложено никакой инструкции, которая определяла бы порядок таких выплат. Поэтому директива оказалась мёртвой бумагой для финансистов – они её просто проигнорировали.

05.07.1994 г. Написал обстоятельное письмо министру обороны Грачёву П.С. о неразберихе, творящейся в делах подготовки кадров высшей научной квалификации во вверенном ему министерстве. Мне представлялось, что до него это письмо не дойдёт, но полезно будет ознакомиться с ним хотя бы тем, кто сортирует для него почту. При воцарившемся порядке им не выполняются его же собственные приказы.

05.09.1994 г. Наконец-то появляется приказ МО РФ № 290, в соответствии с которым подтверждаются ежемесячные доплаты научным работникам МО, имеющим учёную степень и оплачиваемый отпуск докторам наук – 48 рабочих дней и кандидатам наук – 36 рабочих дней. О порядке оплаты труда оппонентов – ни слова.

В связи с новой волной корректировки паспортов специальностей деятельность диссертационных советов вновь была приостановлена и возобновилась лишь в конце июля 1996 года.

В мае 1998 г. Правительство С. Кириенко приняло решение о ликвидации государственной ВАК России, оставив на плаву расплодившиеся к этому времени всяческие общественные конторы по «присуждению учёных степеней и присвоению учёных званий», которые на коммерческой основе стали выдавать «дипломы» и «аттестаты». Однако после некоторых колебаний через 6 месяцев была сформирована ВАК РФ в рамках и составе Министерства образования РФ под руководством академика Г. Месяца. На это время работа государственной системы подготовки кадров высшей научной квалификации была полностью парализована. Принятые ранее к защите диссертации «зависли», как оказалось, до декабря 1998 г.

В конце 1998 г. С анализом обстановки в стране, сложившейся в области подготовки научных кадров, я выступил с подробным докладом «Подрыв основ подготовки научных кадров высшей квалификации изнутри» на Всеармейской конференции, посвящённой проблемам развития военной науки. По личной просьбе начальника Военно-научного управления Генерального Штаба А. Царёва я передал полный текст доклада ему. Его намерения принять «крутые меры по наведению порядка в этой сфере» оказались на деле гласом вопиющего в пустыне.

12.04.1999 г. От имени Президиума РАН и Минобразования РФ в адреса администрации Президента и Правительства мною было подготовлено письмо по проблемам подготовки кадров высшей научной квалификации. Данное письмо было обнародовано руководителем Департамента государственной аттестации научных и научно-педагогических работников Минобразования РФ В. Неволиным на совместном заседании коллегии Минобразования РФ и Президиума РАН 20.04 1999 г.

В письме отмечалось, что благодаря проверенной временем системе подготовки научных кадров высшей квалификации в СССР были достигнуты такие результаты в научно-технических областях, которые по ряду позиций до сих пор являются непревзойдёнными в мире. Они пока остаются уникальными даже в условиях полного развала экономики, достигнутого на территории бывшего СССР посредством «демократических реформ».

Подготовленные советской школой специалисты воспринимаются всеми «развитыми» странами во главе с США как подарок судьбы. Не случаен тот факт, что эти страны прилагают всё больше усилий для перекачки наших «мозгов» в сферу своих высоких технологий и в первую очередь специалистов высшей квалификации в области естественных наук (технических, физико-математических, химических и т.д.).

На основе приведенных в письме фактов и доводов Президиум РАН и Министерство образования РФ выразили в принятом решении глубокую озабоченность тем, что наряду с Государственной системой подготовки научных кадров высшей квалификации, осуществляемой под эгидой государственной ВАК России, появилось большое количество различных общественно-научных организаций, которые в инициативном порядке берут на себя функции ВАК России по «конвертированию» дипломов и аттестатов учёных степеней и учёных званий России и стран СНГ на дипломы международного англо-американского образца и наоборот. Они же приписывают себе право осуществлять переаттестацию научных, научно-педагогических и руководящих работников, создавать диссертационные советы и осуществлять методическое руководство ими по их деятельности, связанной с присуждением учёных степеней и присвоением учёных званий.

В результате за короткий промежуток времени появилось громадное количество лиц, никакого отношения к науке не имеющих, но обладающих дипломами кандидатов и докторов наук во всех областях знания, в том числе и по специальностям, не предусмотренным в соответствующем Перечне, утверждённом государственной ВАК России.

Такое положение сложилось в связи с тем, что Минюстом РФ были выданы свидетельства о регистрации общественных организаций, в уставах которых записаны функции, принадлежащие Государственной ВАК России. Например, 7 июля 1996 г. Минюстом РФ было выдано подобное свидетельство так называемому «Межакадемическому Союзу общественных организаций по поддержке науки и содействию подготовке научных кадров». В составе данного межакадемического Союза для проведения «научно-общественной аттестации учёных и практиков – членов Союза» был создан и 4 ноября 1996 г. зарегистрирован в Правительстве Москвы в качестве автономной организации «Высший экспертно-квалификационный комитет (ВЭКК)». Последний же организовал структурное подразделение под названием «Высшая межакадемическая аттестационная комиссия (ВМАК)», которая по замыслу её создателей и должна осуществлять координирующие функции по подготовке научных кадров, принадлежащие по праву государственной ВАК России.

Вопиющим примером продолжающегося целенаправленного развала сложившейся и оправдавшей себя государственной системы подготовки научных кадров является перерегистрация в 1998 г. Минюстом РФ Устава Международной академии информатизации, в котором данной академии дано право создать Высшую аттестационно-квалификационную комиссию с однотипными государственной ВАК функциями.

Учитывая недопустимость дальнейшего развала оправдавшей себя государственной системы подготовки кадров высшей научной квалификации, Президиум РАН и Министерство образования РФ признали необходимым просить глав Администрации Президента и Аппарата Правительства РФ дать поручение Минюсту РФ:

• об изъятии в 3-месячный срок из Уставов всех зарегистрированных им общественных организаций (академий, союзов, объединений и т.п.) пунктов, разрешающих им деятельность, подменяющую функции государственной ВАК России;

• об оповещении в месячный срок всех зарегистрированных Минюстом РФ и управлениями юстиции субъектов федерации общественно-научных организаций (академий, союзов, объединений и т.п.) о немедленном прекращении их деятельности по аттестации и переаттестации научных и научно-педагогических кадров;

• о необходимости получения организациями соответствующих разрешений на создание при них диссертационных советов только в государственной ВАК;

• о признании недействительными всех дипломов и аттестатов российского государственного образца, выданных по решению всех общественных ВАК.

Данное письмо было направлено адресатам с обнадёживающей припиской, которая дословно приведена на стр. 5 Бюллетеня ВАК № 4 (июль 1999 г.) в следующей редакции: «Выполнение четырёх представленных там (в письме) пунктов через механизм поручений Министерства юстиции России позволило бы закрыть эту проблему». Однако в России с решением проблемы возможной девальвации оправдавшей себя системы подготовки научных кадров высшей квалификации не торопятся. Видимо, кому-то из власть имущих не хочется лишать себя «ученых регалий».

Непринятие должных мер против коммерсантов в науке (против жуликов и мошенников, желающих «зарабатывать» на продаже дипломов и аттестатов) привело к тому, что в середине 2001 г. в результате разбойного нападения на Департамент государственной аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования РФ были похищены бланки дипломов доктора и кандидата наук, аттестаты профессора по специальности и старшего научного сотрудника. В связи с хищением Департамент объявил недействительными несколько тысяч дипломов и аттестатов с перечислением их серий и номеров в Специальном выпуске Бюллетеня ВАК Минобразования РФ (Приложение к Бюллетеню № 5, 2001 год).

То есть дошло до бандитизма, направленного против государственной системы подготовки кадров высшей научной квалификации. Прокуратура и ФСБ делают вид, что это обычный для нынешней России криминал, который государству не угрожает и который к политическому экстремизму отнести нельзя. А раз так, то и далее можно спать спокойно…

11.09.2000 г. Вступило в силу Положение о диссертационном совете, утверждённое приказом Министерства образования РФ № 1707 от 07.6.2000 г., в котором оказалось слишком много неопределённостей. Нужен приказ Минобороны РФ, но его пока нет. Ясно лишь одно, что все диссертационные советы должны быть переформированы и что уже сейчас необходимо подавать в ВАК соответствующие документы. В течение нескольких лет ничего не делается с тем, чтобы обеспечить оплату оппонентам, хотя всё на бумаге прописано и даже в приказе министра обороны имеется грозная строка о том, что покрытие расходов, связанных с защитой диссертаций, за счёт диссертантов недопустимо.

30.01.2002 г. Вышло Постановление Правительства РФ №74 «Об утверждении единого реестра учёных степеней и учёных званий и положения о порядке присуждения учёных степеней», в соответствии с которым вновь созданной Федеральной службе в сфере образования и науки Минобрнауки РФ (В. Болотов) предлагалось прекратить деятельность диссертационных советов и переформировать их в соответствии с требованиями Положения. Начался очередной виток «реформ».

11.08.2004 г. Из ВАК вернули все аттестационные дела соискателей, которые защитили диссертации ещё в начале года, со ссылкой на то, что ВАК старого состава ликвидирована и в настоящее время идёт ее реорганизация. Из-за очередного административного зуда в Правительстве по поводу «необходимости повышения качества подготовки кадров высшей научной квалификации» почти на год работа совета была приостановлена. Пришлось посетить бывшую ВАК и уточнить, когда же мы сможем направить дела защитившихся в обновлённую ВАК, и по какому адресу? Отвечено, что официальное уведомление об этом учёные секретари диссертационных советов получат не ранее 30.9.2004 г. Позже уточнили, что адрес по отсылке закрытых диссертационных дел укажут в конце октября.

18.01.2005 г. Наконец-то поступило распоряжение из Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Минобрнауки РФ о реквизитах этой «конторы» и секретная часть сразу же отправила многострадальные аттестационные дела по адресу: Москва, Люсиновская ул, 51-А.

21.01.2005 г. Доставили долгожданную копию свидетельства о государственной аккредитации нашей научно-исследовательской испытательной организации как научной организации, без которого мы по новым порядкам не имели право заниматься подготовкой кадров высшей научной квалификации. Свидетельство № 5592 от 01.03. 2004 г., действительно до 01.03.2007 г. … Но такого рода свидетельства надо выдавать частным «конторам», которых расплодилось невероятное количество, а не единственной в стране государственной научно-исследовательской организации, ведущей на научной основе испытания всей военной авиационной техники почти 90 лет.

27.12.2005 г. В этот день закончилось переформирование ВАК заменой Г.Месяца М.Кирпичниковым и В.Неволина Ф.Шахмаловым. Последний назначен заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Минобрнауки РФ. Будем теперь функционировать под другими знамёнами.

26.01.2006 г. Вновь зашли в тупик с вопросом оплаты труда оппонентов. В последние три года я и учёный секретарь диссертационного совета выдавали им свои личные деньги, а затем через 2…3 месяца их компенсировала наша финансовая служба. Сейчас по решению некоей комиссии по проверке финансовой деятельности нашей научно-исследовательской испытательной организации предложено подавать заявку на оплату оппонентов и стенографирование в финансовую часть с соответствующим обоснованием сумм оплаты и заявлением от оппонентов с их адресами и реквизитами в день защиты.

Учёный секретарь должен сдать все эти бумаги в финансовую часть, подписав их предварительно у руководителя нашей организации, а затем наши финансисты перечислят эти деньги по служебному адресу оппонентов в удобные для них сроки. Выдавать деньги оппонентам по ведомости в нашей организации якобы нельзя потому, что налоговые органы требуют все выплаты проводить лишь по месту основной работы оппонента, где с оппонентской суммы они должны брать налог. Странное разъяснение! Ранее, в советское время, деньги оппонентам выдавали по ведомости непосредственно в день защиты и без пересылки и прочей мышиной возни. Чувствуется веяние «рыночной экономики»: купля-продажа пришла и на научную ниву.

02.04.2006 г. Председателей закрытых диссертационных советов вызвали в ВАК для выдачи «направляющих косинусов», а также оправдания тех безобразий, которые творятся в ВАК – все силы уходят в «паровозный гудок»: идут сплошные совещания и «перестройки», сплошной административный зуд, кооптировали наполовину все экспертные советы. М.Кирпичников заявил в своём инструктивном выступлении, что 1/3 диссертаций делается не диссертантами, а за плату низкооплачиваемыми учёными… Откуда он взял эту цифру, кто её выдал ему (?!). Если закрались сомнения по тем или иным работам, то вызови внезапно диссертанта на собеседование и всё мгновенно выяснится – своё или чужое!

Безапелляционность высказываний лиц такого высокого ранга (председатель ВАК, академик РАН) раздражает! Лучше бы больше работали по рассмотрению поступивших в ВАК работ, которые там торчат без движения по полгода и более, чем и пользуются шаромыги из всяческих псевдонаучных общественных организаций, оттесняя государственную ВАК на задворки процесса подготовки кадров высшей научной квалификации.

29.08.2006 г. Огласил членам диссертационного совета последнее указание Президиума ВАК, которое сводится к тому, что отныне мы должны оценивать не только диссертацию, но, как это и делалось в бытность СССР, и личность самого диссертанта: его творческую активность, общий интеллект, знание литературы в смежных областях науки и техники, возможные перспективы его использования как научного работника, учитывать возраст и здоровье аттестуемого, его политические симпатии, умение излагать мысли не только на бумаге, но и устно; грамотно формулировать возникающие научные проблемы и задачи, а, главное, (уже в рамках новых псевдо-рыночных условий) обеспечивать организацию их решения при минимально возможных ресурсах и ограниченных финансовых возможностях, умение изыскивать дополнительные средства на проведение научных исследований.

01.03.2007 г. В диссертационный совет поступило «Положение о советах по защите докторских и кандидатских диссертаций», утверждённое приказом Минобрнауки РФ № 2 от 09.01.2007 г. (регистрационный номер Минюста РФ № 8923 от 09.02.2007 г.), в соответствии с которым все диссертационные советы, в которых менее 17 членов, прекращали свою деятельность, и надо было срочно формировать новый состав совета. На переходный период, вначале до 01.6.2007 г., а затем по дополнительному разъяснению до 15.11.2007 г. разрешено было продолжать работу совета в старом составе.

30.03.2007 г. На заседании Президиума ВАК принято решение о том, что для практической реализации процедуры переоформления диссертационных советов необходимо предварительно получить соответствующую лицензию в Минобрнауки РФ. Вместе с тем для получения лицензии, в соответствии с разъяснениями Президиума ВАК, требовалось предварительно решить вопрос об открытии в организации, при которой функционирует диссертационный совет, адъюнктуры и докторантуры.

01.08.2007 г. Устно В. Болотов разъяснил, что для создания диссертационного совета (или продления его полномочий) в организации, при которой создаётся Совет, необходимо открытие адъюнктуры, аспирантуры, докторантуры или, на худой конец, кафедры при ней какого- либо ВУЗа по специальностям, соответствующим тем, по которым предполагается подготовка кандидатов и докторов наук в диссертационном совете. Всё шло в тупик.

В Военно-научном управлении Генерального Штаба на этом не успокоились и подготовили соответствующее письмо министру Минобрнауки РФ за подписью министра обороны о том, что требование о представлении лицензии для закрытых диссертационных советов противоречит существующим нормативным документам. Тот после трёхмесячного раздумья написал резолюцию В. Болотову: «На Ваше решение….», продемонстрировав чудеса «демократии в действии».

28.09.2007 г. На заседании Президиума ВАК выразили сомнение в правильности ранее принятого решения о том, что все организации, при которых переформируются диссертационные советы, предварительно должны получить в Минобрнауки РФ соответствующие лицензии на право подготовки кадров высшей научной квалификации, заплатив за это не поддающуюся здравому смыслу сумму... Почти год морочили людям голову, пока не пришли к выводу, что от государственных организаций требовать подобную лицензию абсурд. Пусть они требуют её от частных «образовательных» контор, которых под эгидой В. Болотова расплодилось несчётное количество и от которых он на счёт Обрнадзора РФ (оказался личным счётом В. Болотова), получал соответствующие суммы за выдачу лицензий. Чтобы спасти В. Болотова от преследований прокуратуры, его срочно переправили в другое ведомство и назначили вице-президентом Академии образования РФ…

17.12.2007 г. Обнародовано распоряжение Правительства РФ от 25.9.2007 г. №1276-р об утверждении нового состава ВАК, в который вошло 59 человек. Председателем ВАК остался декан биологического факультета МГУ академик РАН М. Кирпичников, а главным учёным секретарём – заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Минобрнауки РФ д.э.н., чл.-корр. РАН Ф. Шахмалов. От Минобороны РФ и других силовых ведомств не осталось ни одного члена ВАК. При этом подавляющее число членов ВАК являются гуманитариями и не допущены к ознакомлению с документами, содержащими государственную тайну, т.е. к ознакомлению с закрытыми диссертационными работами.

28.03.2008 г. Получено согласие ГК ВВС на окончательное оформление соответствующего представления министру обороны РФ о создании при нашей научно-исследовательской испытательной организации адъюнктуры и докторантуры с целью получения лицензии Минобрнауки РФ на право подготовки кадров высшей научной квалификации. Этого добились лишь после того, как в течение целого года вынуждены были оформлять огромное количество различных документов и согласовывать их с представителями ВНК ВВС, ВНК Генерального Штаба, с 5-м управлением Главного управления кадров и распределения войск МО РФ, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Минобрнауки РФ. Однако оказалось, что вся эта работа по прихоти руководства Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Минобрнауки РФ (В. Болотов) велась впустую, поскольку 29 марта 2008 г. из Минобрнауки РФ пришло упоминавшееся выше уведомление о том, что для переоформления диссертационных советов представлять лицензию не требуется. Данное уведомление базировалось на приказе № 18 Минобрнауки РФ от 24.01.2008 г. (зарегистрирован в Минюсте РФ 21.02.2008 г за № 11204), по которому вносилось изменение в ранее изданный приказ № 2 от 09.01.2007 г. В соответствии с последним приказом, «к ходатайству о создании диссертационного совета не нужно прикладывать копию лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования». С учётом сказанного 02.4.2008 г. было подготовлено новое ходатайство о создании диссертационного совета при нашей научно-исследовательской испытательной организации в составе 19 членов совета.

По причине административного зуда и бесконечных вводных, поступавших из Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Минобрнауки РФ, за весь 2008 год в нашем совете проведена всего одна защита и только две работы приняты к защите.

08.09.2009 г. Из Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Минобнауки РФ пришло уведомление о необходимости переформирования совета. Только начали работать в новом составе, и опять переформирование. Теперь указано, кроме обычно направляемых в ВАК документов, представить ещё и лицензию от 8 ГУ Генерального штаба ВС РФ на право работы с документами, имеющими соответствующий гриф. Пришлось в течение месяца готовить предложения и отправлять проекты необходимых документов для последующего представления их в ВАК. Однако до конца 2012 г. приказ так и не состоялся, поскольку Правительство до 2012 г. так и не утвердило номенклатуру специальностей по военным наукам (20.01…, 20.02..).

20.06.2011 г. Принято Постановление Правительства РФ № 475 «О порядке присуждения учёных степеней» и приказом Минобрнауки РФ № 2817 от 12 .12.2011 г. утверждено «Положение о совете по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук». Все 11 ранее принятых за время «демократических реформ» нормативных документов, определяющих процесс подготовки кадров высшей научной квалификации, были признаны утратившими силу, а ВАК из-под эгиды Обрнадзора РФ переходила под крыло Департамента научных и научно-педагогических кадров Минобрнауки РФ... Наконец-то 03.3.2012 г. появилось Постановление Правительства № 185 «Об утверждении положения об особенностях присуждения учёных степеней лицам, использующим в своих работах сведения, составляющие государственную тайну».

2012 г. Бурную деятельность проводил Президиум ВАК, который трижды (в январе, июне и марте) менял форму Заключения на диссертацию, введённого в обязательном порядке вместо представлявшейся ранее Справки. Подписывать дипломы кандидатов и докторов наук было предписано заместителю министра Минобрнауки РФ. Сроки получения дипломов увеличились до 1,5–2 лет вместо определённых Положением 3-6 месяцев.

Почему-то всё это называется заботой о повышении качества подготовки кадров высшей научной квалификации…

Только все чаще возникает вопрос: кадров для какой страны, для каких стран?

Георгий ШИБАНОВ, доктор технических наук, профессор, действительный член международных академий астронавтики и информатизации, заслуженный деятель науки и техники РФ

Опубликовано в журнале «Авиапанорама» №3-2013