Связующее звено японо-американского союза

Флаги США и ЯпонииСолнце военного сотрудничества всходит на востокеКомандующий Вооруженными силами США в Японии генерал-лейтенант Сальваторе Анджелелла, выступая в Клубе иностранных журналистов в Токио, объявил, что «на следующей неделе запланированы полеты конвертоплана «Оспрей» с Окинавы над главными островами Японского архипелага». Он извинился, что не может сказать точно, будут ли это полеты на низких высотах или ночные Флаги США и Японии

Солнце военного сотрудничества всходит на востоке

Командующий Вооруженными силами США в Японии генерал-лейтенант Сальваторе Анджелелла, выступая в Клубе иностранных журналистов в Токио, объявил, что «на следующей неделе запланированы полеты конвертоплана «Оспрей» с Окинавы над главными островами Японского архипелага». Он извинился, что не может сказать точно, будут ли это полеты на низких высотах или ночные тренировки, лишь констатировал, что «полеты будут такими, как было согласовано с японским правительством».

Завершилась почти годовая эпопея перевооружения эскадрильи транспортных вертолетов 31-го Экспедиционного отряда Корпуса морской пехоты (КМП) США с вертолетов CH-46E Sea Knight на конвертопланы Osprey («Оспрей») MV-22B. Вертолеты CH-46 были приняты на вооружение в 1960-х годах и, несмотря на ряд модернизаций, морально устарели.

MV-22 Osprey.Источник: www.militaryaircraft.de

Перевооружение частей морской пехоты США в Японии на «Оспрей» можно расценить как важный этап выполнения объявленного Вашингтоном плана по расширению и укреплению военного присутствия США в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. Многие мероприятия плана направлены на наращивание военного потенциала дислоцированных в регионе частей и подразделений КМП США. В частности, например, намечается создание базы морских пехотинцев в Дарвине, на севере Австралии, увеличение их контингента на острове Гуам. Что касается американских баз в Японии, на острове Окинава, то, судя по договоренностям 2006 года между Вашингтоном и Токио, стороны достигли согласия на некоторые меры по сокращению бремени баз для местных жителей, но ни в коем случае не их ликвидации.

Повышение же боевых возможностей частей на базах Окинавы намечается за счет перевооружения на новую технику, в том числе и заменой CH-46 на «Оспрей».

Разработка «Оспрей» велась около 30 лет. Первоначально предполагалось заказать более 1000 машин по цене примерно 40 млн. долл. Однако проблемы с обеспечением работы двигателей как единого комплекса вызвали повышение цены. Встал вопрос о прекращении работ, но тактико-технические характеристики (ТТХ) конвертоплана были весьма привлекательны для морской пехоты, и командование КМП добилось продолжения разработок.

Конвертоплан «Оспрей» MV-22 принят на вооружение ВМС США в 2005 году. В аппарате сочетаются возможности вертолета и самолета. Два расположенных на концах крыльев в гондолах двигателя с трехлопастными винтами могут поворачиваться на 98 градусов, что обеспечивает вертикальный взлет и работу в качестве маршевых двигателей при горизонтальном полете.

«Оспрей» позволяет значительно эффективней выполнять расширяемый в последние годы спектр возлагаемых на американские вооруженные силы задач. В сравнении с вертолетом CH-46 у него значительно больше сфера применения. Главное – высокая крейсерская скорость, около 520 км в час, и возможность дозаправляться в воздухе – обеспечивает оперативные переброски в удаленные на тысячи километров от места базирования районы применения. Это уже проверялось на практике. MV-22 задействовались в боевых операциях в Ираке и Афганистане, в спасательных мероприятиях на Гаити.

Ядерный зонтик в обмен на базы

Базы США в Японии являются ключевым элементом японо-американского военного союза и нужны как Вашингтону, так и Токио. Политика руководства Японии по обеспечению военной безопасности страны с первых дней после окончания оккупации строится в расчете на американский «ядерный зонтик» и «сдерживающий фактор» американских баз на территории Японии. Уже в первых японо-американских документах по вопросам обороны закреплены положения о том, что США при угрозе вражеского вторжения извне на территорию Японии вступают в боевые действия. Это плата Вашингтона за право на размещение баз в Японии. Заинтересованность Вашингтона в последних не требует особого разъяснения. Сохраняется подобный баланс интересов и в наши дни.

Можно констатировать, что за более чем 60 лет после вступления в силу 28 апреля 1952 года японо-американского договора безопасности отношение большинства простых граждан Японии к военному союзу с США сильно изменилось. Если в 1950-х годах были мощные организуемые левыми партиями и профсоюзами выступления протеста против баз по всей стране, то сейчас это локальные демонстрации жителей, испытывающих неудобства от деятельности баз. За прошедшие десятилетия левые партии утратили свое положение главной оппозиционной силы в парламенте, а профсоюзы сократились по численности и перестали выдвигать политические требования, в том числе и ликвидации американских баз на территории страны.

В последние годы политики на местах используют проблемы с базами прежде всего в расчете добиться в той или иной форме преференций от центрального правительства. Поэтому выступления против американских баз редко выходят за пределы отдельных префектур и принимают общегосударственный масштаб. Массовые выступления по всей стране были лишь два раза, в 1960 году во время подписания пересмотренного японо-американского договора безопасности, и в 1995 году, когда многомиллионные демонстрации с требованием ликвидации баз прошли по всей стране и были вызваны жестоким надругательством трех американских морских пехотинцев над школьницей на Окинаве.

Поводами для локальных протестных выступлений против японо-американского военного союза и баз США в Японии служили инциденты, связанные с деятельностью полигонов, аэродромов, поведением личного состава дислоцируемых на базах подразделений. Особенно много таких инцидентов происходит на островах Рюкю (Окинава).

До 1972 года Окинава находилась под административным управлением США. Остров был тыловой базой частей и подразделений вооруженных сил США, ведших боевые действия в регионе, в Корее и странах Юго-Восточной Азии. При этом Вашингтон, сокращая по тем или иным причинам свои базы на территории основных островов Японии, часто переводил размещенные на них важные для действий в регионе части на Окинаву, используя права административного управления над островом.

В результате к моменту вступления в силу соглашения о передаче Соединенными Штатами Окинавы под юрисдикцию Японии на острове было более трети всех американских баз в Японии (по численности, не по значению). Крупными стратегическими базами было занято 18% площади острова. Около 25 тыс. американских военнослужащих, более половины личного состава частей Вооруженных сил США в Японии и сейчас расквартировано за оградами баз на Окинаве. Перевод баз с Окинавы на основные острова для Вашингтона нежелателен, поскольку в большинстве случаев вдет к ухудшению их оперативного предназначения. Нельзя не учитывать и протесты населения в районах новой дислокации.

С 1970-х годов проходили весьма сложные переговоры по снижению бремени баз США для жителей острова. К 2006 году были достигнуты ключевые договоренности. Среди них перевод ряда подразделений КПМ на остров Гуам. При этом в японской печати в то время лишь вскользь упоминалось об опасениях японской стороны, что «перевод вызовет снижение сдерживающего фактора пребывания американских баз на территории Японии».

Выступления против баз продолжались, но были локальными и по большей части только на Окинаве. Нерешенной оставалась проблема переноса вертолетной базы КМП Футемма, расположенной в городской черте и доставлявшей много неприятностей жителям своей деятельностью.

Поводом для очередных демаршей населения и местных властей в Японии против американских баз стали планы оснащения частей морской пехоты США на Окинаве конвертопланами «Оспрей», конкретно – сомнения в их безопасности.

В Японии внимание к надежности «Оспрей» привлекли две катастрофы этих машин. В апреле 2012 года в Марокко во время учений разбился MV-22 с морскими пехотинцами на борту. В результате два человека погибли и два получили травмы. В середине июня во время планового тренировочного полета во Флориде совершил жесткую посадку СV-22. Пять человек экипажа были госпитализированы с различными травмами. Не осталась без внимания в Японии и вынужденная посадка «Оспрей» в июле 2012 года в международном аэропорту Северной Каролины, хотя во время ее никто не пострадал.

И в Токио, и в Вашингтоне весьма высоко оценивали вероятность развития протестов против базирования «Оспрей» в Японии в общенациональные и даже предположили, что эти протесты могут перерасти в серьезную политическую проблему для высшего руководства Японии.

В июне 2012 года правительство США официально уведомило Токио о направлении «Оспрей» морем в Японию. Казалось бы, рутинное мероприятие. Тем более что от Вашингтона требовалось только сообщить о факте, а руководство Японии по существующим договоренностям не может помешать замене боевой техники на американских базах.

12 «Оспрей» были погружены на грузовое судно в порту на Тихоокеанском побережье США. Японская пресса тщательно следила за переходом судна, которое было зафрахтовано для доставки военных грузов на базы США на острове Гуам, в Южной Корее и в Японии.

Все время нахождения судна в пути в японской прессе публиковалось множество статей с оценкой надежности «Оспрей». Тем более что сфера их деятельности не будет ограничиваться только Окинавой. По подсчетам газеты «Асахи», за пять лет, с апреля 2007-го по февраль 2012 года, было зарегистрировано 17 случаев нанесения ущерба имуществу на земле от инцидентов с самолетами и вертолетами ВС США. Они происходили над регионом Тохоку на севере и до Кюсю на юге, то есть по всей территории Японии, отмечает газета. При полетах «Оспрей» на низкой высоте случаев нанесения ущерба будет больше просто от ударной волны, считала газета.

В СМИ вспоминался и инцидент, когда в августе 2004 года вертолет CH-53D с базы Футемма аварийно приземлился на спортивную площадку расположенного рядом с базой международного университета. Три морских пехотинца были ранены. К счастью, никто из жителей не пострадал. Но японцев глубоко возмутило, что американское командование не допустило представителей Японии к участию в расследовании причин аварии.

Упоминая об этом случае, газеты акцентировали внимание на том, что «Оспрей», в отличие от классических вертолетов, не способен при отказе двигателей совершать аварийную посадку в режиме авторотации винтов. Долгое время после инцидента с CH-53D шли переговоры о передислокации базы Футемма. Лишь недавно достигнуто окончательное соглашение о строительстве новой базы в малонаселенном районе Окинавы, но на это потребуется несколько лет.

Конвертопланы на японской земле

Судно с 12 конвертопланами MV-22 на конечном этапе рейса 23 июля 2012 года прибыло к причалам американской базы Ивакуни (префектура Ямагути) в Японии. Основное предназначение этой базы – подготовка к эксплуатации новой техники и тренировки летного состава. После этих мероприятий «Оспрей» должны быть передислоцированы для постоянного базирования на базу Футемма на Окинаве. Договоренность об этом, как заявляли высокопоставленные представители США и Японии, была достигнута ранее и пересмотру не подлежит.

Власти Японии и США первоначально ожидали, что доставка «Оспрей» в Японию вызовет массовые протесты. Сразу следует сказать, что этого не произошло во многом потому, что Токио и Вашингтон весьма тщательно следили за развитием обстановки и готовились к протестным выступлениям, продумывая каждый шаг. О большом внимании к проблеме свидетельствует то, что размещение «Оспрей» на Окинаве стало одним из пунктов переговоров на встрече госсекретаря США Хиллари Клинтон с министром иностранных дел Японии Коитиро Гэмба. (Здесь и ниже указаны лица, занимавшие должности в конкретное время. – Н.Т.) Судя по сообщениям СМИ, обсуждались меры по нейтрализации возможных выступлений против баз.

Коитиро Гэмба, высказав обеспокоенность в Японии катастрофами «Оспрей» и сомнениями в их безопасности, обратился с просьбой предоставить японской стороне информацию об этих случаях. Хиллари Клинтон обещала выполнить просьбу. Однако, как писала газета «Иомиури», она «не выразила намерений США отказаться от планов размещения MV-22 в Японии».

Перед руководством Японии постоянно стоит альтернатива – с одной стороны, оно должно учитывать интересы населения, требующего ограничить деятельность баз США, а с другой – не допустить снижения «сдерживающего фактора» баз.

В стране центральному правительству противостояли местные власти. Собрание префектуры Ямагути, выражая настроения жителей, единогласно приняло резолюцию с протестом против принятия судна с «Оспрей» в Ивакуни. Поддержали резолюцию все кандидаты на пост губернатора.

Со своей стороны члены центрального правительства, в частности Министерства иностранных дел и Министерства обороны, выражали готовность «убедить население в безопасности конвертпланов и делать это предоставлением подробной информации». Успокоительные аргументы приводили чиновники и других ведомств.

Можно констатировать, как аккуратно, с большой осторожностью и оговорками премьер-министр, в то время Ёсихико Нода, высказывался о планах размещения «Оспрей». После прибытия судна в Ивакуни он сообщил, что здесь будут проведены тренировочные полеты «для подтверждения безопасности конвертопланов». Премьер-министр обещал, что правительство не даст разрешения на полеты до тех пор, пока не убедится в их надежности. Однако здесь же заявил, что будет трудно убедить американцев отказаться от размещения конвертопланов на Окинаве, что «это не тот случай, когда американская сторона может согласиться».

Вашингтон информировал Токио, что доклады о катастрофах в Марокко и Флориде будут подготовлены соответственно в июле и августе. Была достигнута межправительственная договоренность, что MV-22 не будут летать в Японии до составления докладов, с которыми японская сторона будет ознакомлена.

Американская сторона представила компетентной комиссии Японии документы с анализом причин аварий и даже пригласила членов комиссии принять участие в разборе одного из инцидентов.

В комментариях в СМИ члены комиссии указывали, что отработка конвертоплана не завершается с запуском серийного производства, хотя и сейчас коэффициент отказов техники у «Оспрей» много меньше, чем у CH-46. С точки зрения безопасности замена устаревшего CH-46 на «Оспрей» MV-22 фактически повысит безопасность. На 100 тыс. часов полета CH-46 зарегистрировано 2,45 инцидентов с гибелью людей или ущербом более 2 млн. долл. Для MV-22 этот показатель значительно меньше – 1,93.

Тем временем «Оспрей» небольшими группами перебрасывались на Окинаву на базу Футемма, где отрабатывали частные задачи боевой подготовки, совершая ознакомительные полеты над островом по согласованным маршрутам.

Напряженность с расширением использования «Оспрей» в Японии во многом снимала практика американского командования заблаговременно оповещать о характере отрабатываемых задач. Для снижения обеспокоенности окинавцев по поводу безопасности полетов «Оспрей» между правительствами США и Японии была достигнута и объявлена договоренность о ряде мер обеспечения безопасности.

В частности, взлеты и посадки должны осуществляться вертикально над территорией баз, маршруты полетов, насколько возможно, будут прокладываться вне воздушного пространства над школами, больницами и другими подобными объектами. Но эта договоренность постоянно нарушалась и нарушается. За два месяца представители администрации префектуры Окинава и 27 муниципалитетов отметили свыше 300 случаев нарушений договоренностей.

В октябре все 12 конвертопланов были переброшены с базы Ивакуни на базу Футемма. Встала задача расширить зону проведения боевой подготовки на всю территорию страны и подготовить к этому граждан. 2 ноября министр обороны Сатоси Моримото, выступая на собрании Национальной ассоциации губернаторов, обратился к членам ассоциации с просьбой поддержать программу тренировочных полетов «Оспрей» в районах военных баз на основных островах, например таких, как Ивакуни. Объяснил он это весьма своеобразно, тем, что боевая подготовка на «обширной территории снизит нагрузку на окинавцев».

Граждан Японии, судя по ряду публикаций политологов, целенаправленно готовили к тому, что деятельность «Оспрей» будет распространена на всю территорию страны. Так, профессор университета «Момояма Гакуин Дайгаку» (Осака) политолог Масахиро Мацумура в газете «Джапан Таймс» пространно рассуждал о том, что безопасность полетов может быть повышена, например, выбором рациональных маршрутов, сокращением времени полетов в режиме вертолета. Но, с другой стороны, призывал Мацумура, «окинавцы должны понимать, что размещение «Оспрей» является платой за гарантию безопасности страны Соединенными Штатами». В конечном итоге японское правительство, считает он, «может в какой-то мере компенсировать и ущерб, и неудобства».

Протесты местных властей носили вялый и обреченный на неуспех характер. В конце января около 30 глав муниципалитетов Окинавы встретились с премьер-министром Японии Синдзо Абэ и передали ему петицию с просьбой отменить развертывание «Оспрей» на Окинаве. В печати отмечалось, что встреча продолжалась всего четыре минуты. Абэ обещал, что правительство будет «всесторонне рассматривать меры по облегчению бремени для жителей Окинавы, вызванному концентрацией баз на острове по японо-американскому договору безопасности». Абэ не сделал никаких конкретных упоминаний ни об «Оспрей», ни о переводе базы Футемма из густонаселенного района.

Скорее для поддержания реноме перед избирателями, а не оказания давления на центральное правительство главы муниципалитетов провели в Токио марш протеста против планов переброски этим летом на Окинаву еще 12 MV-22 на базу КМП США Футемма и в перспективе 10 CV-22 на базу ВВС США в Кадэна.

22 февраля 2013 года Организационный комитет по проведению выступлений против размещения «Оспрей» на Окинаве заявил о самороспуске в связи с «выполнением своей вполне конкретной миссии». Комитет организовал ряд массовых выступлений протеста, в том числе 100-тысячный марш протеста против «Оспрей» в сентябре. Тем не менее уже в октябре «Оспрей» были переброшены на базу Футемма. На заключительном заседании некоторые члены комитета выразили готовность сформировать новую организацию для продолжения протестов. Сообщений о выполнении этого намерения не встречалось.

Прописка в стране восходящего солнца

В декабре 2012 года в Японии прошли выборы в палату представителей парламента. На них победила Либерально-демократическая партия (ЛДП) во главе с ее председателем Синдзо Абэ, который был избран премьер-министром страны. По оценкам политологов и практическим делам, он начал проводить курс на развитие вооруженных сил, укрепление японо-американского союза.

Возможно, по этой причине Вашингтон стал меньше уделять внимания информированию Токио о свои планах по использованию баз. Например, в январе 2013 года представитель Пентагона на встрече, как сообщалось, «руководителей среднего ранга администрации Окинавы и Пентагона», вроде бы невзначай сообщил о планах Пентагона начать с 2015 года размещение «Оспрей» армейских ВВС (CV-22) в странах АТР, в первую очередь на базе Кадэна (Окинава). Министр обороны Японии Ицунори Онодэра на пресс-конференции на вопрос по этому поводу заявил, что ничего не знал о таких планах. На уточнение, как он поступит, если США сообщат о таких планах, Онодера ответил, что «будет просить Соединенные Штаты действовать аккуратно».

Без особой подготовки общественности в конце марта между Вашингтоном и Токио была достигнута договоренность о доставке летом в Японию техники для второй эскадрильи MV-22 по отработанному маршруту, временно на Ивакуни и потом на Окинаву. Вашингтон планирует на постоянной основе дислоцировать 24 MV-22 в 2014 году, которые заменят вертолеты CH-46.

В марте начались полеты «Оспрей» над основными островами Японии. При этом Министерство обороны сообщило, что подразделения Сухопутных сил самообороны Японии планируют провести совместные с морскими пехотинцами США тренировки с привлечением конвертопланов MV-22.

Это было вполне ожидаемо. Еще в сентябре 2012 года, когда первые «Оспрей» прибыли на Окинаву, Токио и Вашингтон начали переговоры о расширении зоны тренировочных полетов на основные острова Японского архипелага. Обозреватели считали, что, идя на такой шаг, правительство Японии наделось убедить местные власти и жителей в безопасности конвертопланов. Но, по всей видимости, не меньшое значение придавалось мерам по снижению бремени баз на окинавцев.

Проблема «бремени баз» могла бы быть решена, но и Токио, и Вашингтон заинтересованы в сохранении статус-кво. Лакмусовой бумажкой в подтверждение этого может стать официальное письмо администрации Окинавы в Министерство обороны США. По сообщениям японских СМИ, письмо содержит предложение рассмотреть возможность переноса места базирования «Оспрей» с Окинавы на основные острова. В письме указывается 35 подобных мест, в том числе авиационные базы сил самообороны Японии. Например, есть такая база на Кюсю, вблизи Тайваньского пролива и Корейского полуострова, что выгодно со стратегической точки зрения.

В комментарии газеты «Джапан таймс» отмечается, что в 1990-х годах такое предложение уже рассматривалось, но не было принято американской стороной, отказ мотивировался «множеством юридических и политических проблем».

Маневры в море, воздухе и политике

А тем временем в рамках японо-американского договора безопасности подразделения сил самообороны Японии начали осваивать «Оспрей» на совместных с США учениях. В феврале 2013 года на базах и полигонах Корпуса морской пехоты США в Калифорнии началось очередное учение Dawn Blitz 2013. Фактически это комплекс учений для отработки частных тактических задач морской пехоты. Командование КМП объясняет необходимость Dawn Blitz тем, что на практике морские пехотинцы доставляются к местам боевых действий по суше и не имеют практического опыта морских десантных операций.

В Dawn Blitz 2013 участвуют около 5 тыс. военнослужащих США, Канады, Японии и Новой Зеландии, а также наблюдатели семи других государств. Цель учения – отработка морской десантной операции бригадного уровня. Заключительная фаза учения намечалась на конец июня.

В сообщениях об учениях Dawn Blitz 2013 в японских СМИ указывалось, что это третьи подобные учения с 2010 года. Япония участвует в них впервые. Общая численность личного состава от японских вооруженных сил около 1000 человек.

От ВМС Японии участвуют три корабля ВМС, в том числе новейший эскадренный миноносец-вертолетоносец «Хюга». Это классификация японских справочников. На деле «Хюга» можно рассматривать как универсальный десантный корабль и даже как легкий авианосец. Полное водоизмещение 18 тыс. тонн, полетная палуба длиной почти 200 метров. Может нести 11 вертолетов различного назначения. Два других корабля – эскадренный миноносец УРО «Атаго» и танко-десантный корабль Shimokita.

В японских общегосударственных газетах об участии Японии в Dawn Blitz 2013 упоминалось только дважды и оба раза акцент делался на применении «Оспрей». В середине февраля подробно описывалась фаза совместного японо-американского учения по «освобождению оккупированного противником острова» при взаимодействии подразделения Сухопутных сил самообороны Японии и морской пехоты США.

По легенде учения, вечером на острове был захвачен плацдарм. Рано утром с десантного корабля в море на четырех конвертопланах «Оспрей» на плацдарм было переброшено подразделение японских сил самообороны. Для его поддержки на 15 автомобилях-амфибиях AAV-7 были высажены основные силы десанта. Совершенно не случайно наблюдать за ходом учения были приглашены представители СМИ, поскольку учение демонстрировало готовность совместно защищать острова в Восточно-Китайском море.

Министерство обороны Японии, говорится в сообщении об учении агентства «Дзидзи-пресс», рассматривает возможность выделения 8 млн. иен в своем бюджете на приобретение четырех AAV-7. Автомобиль предназначен для высадки с десантного корабля на береговую линию. Это видимый результат данного учения.

Второе сообщение от 12 июня об участии японских кораблей в Dawn Blitz 2013 на завершающем его этапе агентство «Киодо цусин» начинает с того, что впервые американский конвертоплан «Оспрей» совершил посадку на палубу японского вертолетоносца «Хюга». И хотя «Оспрей» много больше по размерам дислоцирующихся на «Хюга» вертолетов, все прошло хорошо. Командование КМП США расценило этот факт как «исторический момент» в истории морской пехоты США. Историческим его можно расценить и для военного ведомства Японии. Впервые, отмечает агентство, все три вида сил самообороны Японии совместно принимали участие в учениях за рубежом.

Цель учения почти идентична с февральской, «укрепить способность сил самообороны защищать удаленные острова в условиях спора Пекина с Токио по поводу суверенитета принадлежащих Японии островов Сэнкаку в Восточно-Китайском море». Акцент смещен с совместных действий на самостоятельные силы самообороны. Возможно, что случайно. Токио и Вашингтон утверждают, что при планировании учения не подразумевалась какая-то отдельно взятая враждебная страна, но Пекин выражает протест, говорится в сообщении.

Переброска первой эскадрильи «Оспрей» на Окинаву показала, что протестные настроения среди граждан Японии против американских баз снижаются. Объясняется это в первую очередь ростом числа граждан, согласных с общим курсом оборонной политики правящей Либерально-демократической партии, основанном на «американском ядерном зонтике» и японо-американском военном союзе. Последующее перевооружение на «Оспрей» частей вооруженных сил США на Окинаве будет идти по намеченным Вашингтоном планам.

Токио и Вашингтон вряд ли предпримут кардинальные меры по снижению бремени американских баз на Окинаве. Центральное правительство Японии и местные органы власти будут использовать проблему прежде всего в интересах политической борьбы.

Николай Тебин