Будущий уход западной коалиции из Афганистана серьезно тревожит Россию и ее союзников
Целая серия мероприятий в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), прошедших в течение двух последних месяцев, была четко направлена на подготовку к резкому изменению обстановки в Афганистане после вывода с его территории в 2014 году Международных сил содействия безопасности (МССБ). Ведь прогнозы развития ситуации в этой центральноазиатской стране с приближением обозначенного срока становятся все мрачнее.
Правда, западным странам будущее грозит разве что вселенским срамом – неминуемо вынужденным признанием безрезультатности пребывания в Афганистане многотысячного воинского контингента, бессмысленности колоссальных финансовых затрат на проводимую там операцию, неистребимости инкубатора террористов да в разы выросшего наркотрафика из региона. А вот в странах, непосредственно граничащих с Афганистаном или находящихся в относительной близости к нему, хорошо сознают, насколько реальные и серьезные угрозы исходят им оттуда. Опасения имеются прежде всего у бывших советских республик и у России.
Хотя обсуждаемые меры пресечения исходящих из Афганистана угроз, мягко говоря, порой удивляют. На состоявшемся в конце апреля в Бишкеке совещании руководителей антинаркотических ведомств государств – членов ШОС глава Федеральной службы России по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Виктор Иванов предложил организации инициировать создание международного оперативного штаба для ликвидации наркопроизводства в Афганистане. Ни больше и не меньше – для ликвидации… Как это сделать дистанционно, без ввода другой вооруженной группировки на смену выводимым МССБ, никто толком объяснить не может. Тогда как на любое силовое участие в афганских делах у России и у других постсоветских стран – устойчивая аллергия. В общем, ясно, что идти придется другим путем.
На совещании уже министров обороны государств – членов ШОС, состоявшемся в Бишкеке 26 июня, обсуждали действительно иные подходы. Прибыв туда, глава российского военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу первым делом встретился с президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым и заверил его, что в IV квартале 2013 года Москва начнет масштабные поставки в эту республику вооружений и военной техники. Заявление было сделано на фоне одновременно распространенного пресс-службой Минобороны РФ сообщения о том, что на совещании министров обороны ШОС особое внимание уделено «возможной дестабилизации» обстановки в Афганистане после 2014 года в связи с выводом Международных сил содействия безопасности из региона. По итогам же совещания замминистра обороны РФ Анатолий Антонов уточнил журналистам, что с выводом МССБ весьма вероятно обострение внутриафганского конфликта, его выплескивание через государственную границу, провоцирование потоков беженцев и расширение диверсионно-террористической деятельности исламских экстремистов в Центральной Азии. Стало быть, преграду афганским угрозам нужно ставить непосредственно у рубежей этой страны.
Собственно, такие меры обсуждали и участники Второго заседания руководителей пограничных служб государств-членов ШОС, проходившего в Екатеринбурге с 25 по 27 июня. И параллельно тому мероприятию в Москве состоялось заседание Военного комитета ОДКБ. Это новая структура, которая объединяет начальников генеральных (главных) штабов вооруженных сил стран – участниц организации. Комитет рассмотрел вопрос о практическом решении задач военно-политической интеграции, выработанных на заседаниях уставных органов организации и неформальном саммите глав государств – членов ОДКБ 27–28 мая 2013 года в Бишкеке.
Напомним, поставленные там задачи генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа охарактеризовал так: «В нашей деятельности есть два вектора. Первый – это взаимодействие с афганскими властями, оказание им помощи в обеспечении стабильности, подготовке силовых структур, реализации социальных, экономических проектов. Второй – это укрепление силового потенциала ОДКБ, Коллективных сил оперативного реагирования, двусторонних группировок и миротворческого потенциала. Плюс к этому вопросы охраны государственных границ». Судя по официальной информации, поступившей с заседания военного комитета, он «принял за основу предложение России по реорганизации системы управления Организации и Коллективных сил оперативного реагирования». Обсуждался и вопрос усиления совместной войсковой группировки в регионе. То есть сделан явный акцент на силовые заградительные меры внутри ОДКБ.
Что это значит для граждан России и других стран СНГ? Прежде всего фактическое признание неизбежности выполнения давних угроз афганских террористов перенести боевые действия на территорию СССР, а впоследствии и на постсоветское пространство. Войска западной коалиции в лучшем случае лишь несколько притормозили осуществление подобных обещаний, не раз звучавших от душманов сразу после вывода из Афганистана Ограниченного контингента советских войск. Впрочем, и во время присутствия МССБ в Афганистане мы все равно почувствовали реализацию угроз.
Военные эксперты в один голос заявляют, что афганские террористические группировки большей частью пополняются молодыми людьми из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. Потом этих же людей российские спецслужбы выявляют как лидеров организаций исламских экстремистов в Москве, Санкт-Петербурге, в других крупных городах России. Пока они не сумели широко развернуть свою враждебную деятельность в нашей стране. Однако интенсивная вербовка среди десятков тысяч гастарбайтеров, находящихся на территории Российской Федерации, не прекращается. Словом, не зря силовые структуры стран – участниц ОДКБ основательно готовятся к войне с экстремистами на своей территории.
От редакции "НВО"