Военно-полевой секвестр

Владимир ПутинВладимир Путин, похоже, согласился с давним предложением Алексея Кудрина сократить армиюРоссия вступает в новый этап оборонного строительства, обусловленный угрозой гонки вооружений, расширением спектра военных угроз и необходимостью в связи с этим развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны. Этот этап рассчитан до 2020 года и будет проходить в сложных экономических условиях – возможного секвестра Владимир Путин

Владимир Путин, похоже, согласился с давним предложением Алексея Кудрина сократить армию

Россия вступает в новый этап оборонного строительства, обусловленный угрозой гонки вооружений, расширением спектра военных угроз и необходимостью в связи с этим развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны. Этот этап рассчитан до 2020 года и будет проходить в сложных экономических условиях – возможного секвестра бюджета, дальнейшего сокращения штатной численности армии и правоохранительных органов. Однако скорее всего все эти годы удельный вес военных расходов в бюджете останется относительно высоким – более 3% от валового внутреннего продукта, что, конечно же, отрицательно скажется на социальном развитии. Такие выводы напрашиваются после анализа информации о состоявшемся в минувшую пятницу в Кремле заседании Совета безопасности (СБ), посвященного вопросам совершенствования военной организации (ВО) страны на период до 2020 года.

Выступление президента Владимира Путина, в котором он поставил перед силовым блоком и Совбезом семь конкретных задач в области военного строительства, дает представление о том, что будет делаться в вопросах совершенствования военной организации страны в ближайшие семь лет. Президент впервые сказал о необходимости дальнейшей оптимизации состава, структуры и дислокации войск и сил, входящих в военную организацию государства. Процесс такой оптимизации, как известно, вместе с изменением качественных характеристик неизменно включает и сокращение войск. Это, как ожидают многие экономисты и политики, должно позитивно отразиться на бюджете страны. Если вспомнить, два года назад именно так предлагал действовать тогдашний министр финансов Алексей Кудрин. Негласно его поддерживало и поддерживает нынешнее руководство Минфина. В подготовленных этим ведомством год назад «Основных направлениях бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (ОНБП-2013–2015) предлагалось минимум на 10% сократить штатную численность армии и других силовых структур. Владимир Путин тогда с этим не согласился. И в законе о бюджете страны на 2013-й и последующие годы такой пункт отсутствует.

Теперь глава государства сам предлагает оптимизацию. При этом он не говорит открыто об экономических мотивах таких действий, а оптимизацию связывает с необходимостью модернизации военной организации РФ: «Нужно учитывать тенденции военного строительства, которым следуют ведущие страны мира. Сокращая численность армии, они одновременно качественно наращивают боевой потенциал, оснащают войска передовыми системами управления, разведки и связи, ударными системами». Похоже, Россия пойдет именно таким путем. Но ожидать дополнительных поступлений в бюджет страны и развития социальной сферы вряд ли стоит.

«Вся маржа от сокращения численности войск пойдет на оснащение армии и других силовых ведомств. Ведь не зря министр обороны Сергей Шойгу после заседания Совбеза заявил, что к 2017 году доля современных вооружений российской армии должна составить не менее 30%, а к 2020 году – от 70 до 100%. Такое будет возможно только благодаря перераспределению бюджетных средств, выделяемых на содержание войск, в пользу их оснащения», – считает член-корреспондент Академии военных наук Эдуард Родюков. Он указывает на то обстоятельство, что в ОНБП-2013–2015 наряду с сокращением войск Минфин предлагает долю расходов на национальную оборону в 2014 году запланировать в размере 3,4% от ВВП, а в 2015 году – 3,7% от ВВП. Эти цифры значительно больше соответствующего показателя военного бюджета на 2013 год (3,2% от ВВП). И они вряд ли изменятся в сторону уменьшения в новых «Основных направлениях бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», которые Минфин представит в правительство в ближайшее время. Видимо, даже придется увеличивать военные расходы, поскольку Путин на заседании СБ поставил задачу предусмотреть в бюджете на будущий год соответствующую индексацию уровня доходов военнослужащих и военных пенсионеров. (В ОНБП-2013–2015 индексация зарплаты военнослужащих отсутствует.)

Обращает на себя внимание тот факт, что в обозначенных президентом задачах по совершенствованию ВО страны отсутствуют конкретные показатели и планы по переводу армии и других силовых структур на профессиональную основу, хотя эта тема совсем недавно активно афишировалась. Что, надо полагать, вызвано экономическими реалиями и соответственно позицией Минфина. Уменьшение доли профессионалов в войсках значительно снижает бюджетные расходы. Даже по внутренним войскам (ВВ) МВД РФ, перевод которых на контрактную основу ранее предполагалось завершить к 2016 году, планы будут, видимо, изменены. Ставя задачи на оптимизацию войск до 2020 года, Путин определил иметь профессионалов не во всех ВВ, а только в основных подразделениях. Параллельно с этим президент ставит задачу совершенствовать допризывную подготовку молодежи. «Нужно взять все лучшее, что было в прежней системе, и одновременно предлагать новые методики и программы, помогающие молодежи подготовиться к современным условиям срочной службы», – сказал президент. И это, исходя из экономического состояния страны, понятно. Армия, в которой служат призывники, обойдется гораздо дешевле, чем если бы их замещали контрактники. Чтобы эта армия стала боеспособной, и нужна доармейская подготовка. Это для местных властей будет очень важной задачей в ближайшие семь лет.

Президент в минувшую пятницу также впервые затронул системные проблемы, влияющие на эффективность ВО страны. В первую очередь это военно-стратегическое планирование. «Речь идет о планах строительства и развития Вооруженных сил, других войск и органов на период 2016–2020 годов, а также о новом Плане обороны страны. Эти документы должны быть представлены на утверждение не позднее 2015 года, – подчеркнул глава государства. – В ближайшее время прошу доработать новую, уточненную редакцию Положения о военном планировании». Если вспомнить, данные документы (за исключением Положения) были уже утверждены в прошлом и в этом году.

Так, представляя на утверждение президенту 29 января 2013 года План обороны, министр обороны Сергей Шойгу заявил, что «проведен, на наш взгляд, достаточно полный анализ того, что нас может ждать в ближайшие десятилетия. Именно поэтому мы считаем, что он готов к утверждению». Прошло чуть менее полугода, и вот опять Верховный главнокомандующий ставит задачу представить новый план. Такое впечатление, что буквально за несколько месяцев у России возникли новые угрозы, то есть необходимо готовить новый План обороны.

Источник «НГ» в Минобороны рассказал, что названные президентом на заседании СБ документы военного планирования были в основном разработаны прежним военным руководством в лице тогдашних главы военного ведомства Анатолия Сердюкова и начальника Генштаба Николая Макарова. «Документы новые. В новейшей истории РФ, к примеру, до этого времени никогда не существовал План обороны. А ведь это не просто план. Это комплекс взаимоувязанных документов, включающих все аспекты, связанные с обороной страны. В том числе этот план включает программу вооружения, программу мобилизационную и программы всех министерств и ведомств, собственно, по всей территории нашей страны. Над данным документом работали 49 министерств и ведомств. Но поскольку это первый документ, он, конечно, имеет определенные огрехи. Что Путин и подчеркнул на заседании СБ, говоря о необходимости повысить качество готовящихся документов.

Источник обратил внимание на то, что в апреле 2013 года Путин утвердил поправки в Закон «Об обороне» и другие законодательные акты о совершенствовании системы государственного и военного управления в мирное и военное время. Согласно этим поправкам, за планирование в системе ВО страны отныне вновь отвечает Генштаб. И именно Генштабу сейчас поручено разработать Положение о военном планировании. Соответственно в СБ будет разрабатываться проект Положения о Генштабе, который по новому закону должен утверждать не министр обороны, а президент.

Владимир Мухин