В Государственной Думе РФ состоялось уникальное заседание Экспертного совета по развитию предприятий оборонно-промышленного комплекса Думского Комитета по промышленности.
А уникальным оно стало благодаря количеству привлеченных экспертов и широте рассматриваемых вопросов – около 60 представителей таких экспертных сообществ, как Общественный совет при Министерстве промышленности и торговли РФ, Общественная палата РФ, Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям», «Опора России» и Союз машиностроителей России собрались вместе, чтобы обсудить более 90 поправок к 4 федеральным законам.
Об этом нашему корреспонденту сообщили в пресс-центре Союза машиностроителей России.
Главным инициатором широкого экспертного обсуждения изменений в законопроекты стал Президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности Владимир Гутенев.
«Ключевым моментом заседания стало обсуждение законопроекта «О публично-правовых компаниях». Нам нужно было заручиться поддержкой экспертного сообщества, чтобы внести на рассмотрение Государственной Думы более 70 поправок в этот законопроект ко второму чтению. И эксперты поддержали наши поправки», - рассказал депутат.
Суть предлагаемых правок озвучил председатель Комитета Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» по совершенствованию законодательства в сфере ОПК и высокотехнологичной промышленности Владимир Кудашкин.
Он напомнил присутствующим историю зарождения такой организационно-правовой формы, как публично-правовая. «Идею создания новой формы государственных предприятий озвучил Владимир Путин еще год назад, когда в одном из своих выступлений заметил, что в рамках большой работы по совершенствованию гражданского законодательства нужно сформировать новую организационно-правовую форму, позволяющую государству реализовывать масштабные инфраструктурные проекты. Было принято решение, что государственные корпорации больше создаваться не будут, и Правительству было поручено найти такую форму, которая бы позволила осуществить намеченные масштабные проекты».
Чтобы сформировать платформу для будущего законопроекта, представители правовых подразделений Госкорпораций и Министерства экономического развития РФ неоднократно встречались на различных площадках и обсуждали положения новой организационно-правовой формы. Их консолидированная позиция и легла в основу законопроекта "О публично-правовых компаниях в РФ", который был принят в первом чтении нижней палатой парламента 24 мая 2013 года.
Но уже тогда эксперты обратили внимание депутатов на то, что многие положения закона прописаны не достаточно четко. Менее чем за месяц, Комитет Лиги при содействии специалистов правовых департаментов Госкорпораций и Внешэкономбанка подготовил более 70 поправок. «Нам с Минэкономразвития удалось прийти к консенсусу: сама публично-правовая компания имеет право на существование, как организационно-правовая форма юридического лица. Но правила правового положения публично-правовых компаний должны быть унифицированы. Некоторые наши идеи уже нашли отражение в законопроекте. Однако, некоторые практические положения по решению проблем, с которыми сегодня сталкиваются госкорпорации, пока не учтены. Как, например, исключительные полномочия Президента РФ по созданию, реорганизации и ликвидации публично-правовых компаний», - рассказал В. Кудашкин.
Но, как заметил В. Гутенев, изъятие в первоначальном тексте законопроекта некоторых функций Президента – не более чем досадные правовые коллизии, которые легко корректируются. «В основной фокус обсуждения вошли поправки о совершенствовании механизма функционирования публично-правовых компаний», - добавил он.
По словам председателя Комиссии Общественной палаты России по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ Иосифа Дискина,
сегодня важно восстановить логику, с позиций которой и подготовлен данный законопроект. «Когда Дмитрий Медведев, будучи Главой государства, высказывал предложение о том, что форма госкорпораций должна исчезнуть, и необходима ускоренная приватизация, он, фактически, утверждал, что государство не может быть эффективным собственником, не способным определять свои собственные национально-государственные приоритеты и обеспечивать их реализацию на инструментальном уровне. Я считаю это крайне важным. И то, что найдено эффективное решение - подтверждение того, что государство хочет и может выстраивать систему своих собственных интересов, и реализовывает их в текущей практике», - заметил И. Дискин.
Вторым, но не менее важным, вопросом совещания стало обсуждение готовящегося законопроекта, в случае принятия которого иностранные инвесторы получили бы возможность покупать акции организаций с правом на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Этот же законопроект как раз и предоставляет такое право головным организациям холдинговых компаний.
Как рассказал В. Кудашкин, актуальность этого законопроекта связана с завершением процесса формирования интеграционных холдингов в оборонно-промышленном комплексе и гражданских отраслях промышленности. «Только в рамках ГК «Ростех» формируются 13 холдингов: 8 в ОПК и 5 в гражданских отраслях промышленности. Соответственно, задаются вопросы о том, каким образом придать новый импульс экспорту разрабатываемой и изготавливаемой продукции на внешние рынки. В настоящий момент право на поставку финальной продукции имеет только государственный посредник, а на поставку не финальной продукции – порядка 25 организаций, которые являются субъектами военно-технического сотрудничества. Сегодня они оказались внутри холдинговых компаний, у которых есть головные организации, и им гораздо удобнее заниматься выходом на внешний рынок», - заметил он.
Кроме того, объявленная модернизация российской армии и ОПК сегодня требует участия иностранных инвесторов в управлении российскими субъектами военно-технического сотрудничества. «Эта идея еще несколько лет назад звучала как крамольная, но сегодня должны быть задействованы новые механизмы финансирования по экспортным поставкам и, особенно, по привлечению новых технологий и альтернативных разработок», - подчеркнул В. Кудашкин.
С ним согласился и В. Гутенев, который заметил, что по столь чувствительному вопросу основной принцип действия должен быть сродни врачебному - «не навреди». «С одной стороны, надо совершенствовать и формировать новые механизмы привлечения инвестиций, которые бы соответствовали практикам сегодняшнего дня, причем, не зазорно заимствовать и компилировать зарубежный опыт. С другой стороны, госпосредник ежегодно значительно увеличивает объемы поставок. Портфель ОАО «Рособоронэкспорт» по разным оценкам приближается к 40 млрд. долларов, и мы видим, что доля военно-технической продукции в общем объеме высокотехнологичного российского экспорта превышает половину», - напомнил присутствующим В. Гутенев и добавил, что госпосредник должен оставаться в единственном числе.
Третий вопрос повестки озвучил директор автономной некоммерческой организации «Центр поддержки работников газовой промышленности» Сергей Маевский.
Он предложил экспертному сообществу обдумать идею о создании института профессиональных директоров в рамках Совета директоров высокотехнологичных промышленных компаний. Этот вопрос стал актуальным на фоне подготовки к проведению публичного размещения акций (IPO) открытых акционерных обществ российских предприятий ОПК.
По его мнению, первичное публичное размещение существенно повысит привлекательность компаний-эмитентов для инвесторов. Но при этом нужно гарантировать сохранение и упрочнение корпоративного контроля государства за деятельностью этих компаний, в том числе в области формирования стратегии развития крупных госхолдингов. Таким гарантом на каждом предприятии могли бы выступить новые сотрудники компаний-эмитентов – профессиональные или, как их еще называют, независимые директора.
«Анализ опыта подготовки к IPO других крупных отечественных холдингов показывает, что наивысший позитивный эффект дает расширение практики привлечения профессиональных директоров, располагающих высокой управленческой квалификацией и должной репутацией в советы директоров компаний-эмитентов. Это объясняется тем, что таких директоров, старающихся обеспечить баланс интересов всех участников управленческих отношений, потенциальный инвестор рассматривает в качестве гаранта защиты их прав, беспристрастного контролера деятельности исполнительных органов и проводника позиций миноритариев при формировании бизнес-стратегии», - заметил он.
В связи с этим, С. Маевский обратил внимание экспертного сообщества на необходимость создания корпуса профессиональных директоров на базе Союза машиностроителей России. Эта общественная организация занималась бы отбором кандидатов в состав профессиональных директоров, формировала предъявляемые им требования и оценивала качество работы.
Эксперты единогласно поддержали это предложение, и попросили В. Гутенева, являющегося Первым заместителем Председателя Союза машиностроителей России, поднять этот вопрос перед руководителем Союза – генеральным директором ГК «Ростех» Сергеем Чемезовым. В свою очередь, Владимир Гутенев обратил внимание собравшихся на тот факт, что те из профессиональных управленцев, которые войдут в состав нового некоммерческого объединения независимых директоров, впоследствии могут быть рекомендованы в Общественные советы федеральных органов исполнительной власти.