В США успешно испытали новые противокорабельные ракеты (ПКР) дальнего радиуса действия. Ракеты производства компании «Локхид Мартин» были запущены из ВПУ – вертикальной пусковой установки Mk 41. По информации компании «Локхид Мартин», всего было осуществлено 4 пуска имитаторов ракет LRASM. Целью проведенных испытаний была проверка выхода ракет из ВПУ без повреждений ее конструкции, покрытия самих ракет, приемника воздушного давления. Испытания были проведены для оценки уровня риска использования новых противокорабельных ракет из ВПУ Mk 41 и проводились в рамках работ по интеграции новых ПКР в состав современного корабельного вооружения.
Ракеты проекта LRASM – это высокоточные, автономные ПКР, запуск которых происходит вне зоны объектовой ПВО противника, ракеты предназначены для использования в ВВС и ВМС США. В конце 2013 года компания «Локхид Мартин» планирует провести летные испытания варианта ракеты LRASM BTV (Boosted Test Vehicle) из той же вертикальной пусковой установки, а в следующем году проведет 2 запуска управляемых испытательных ракет за счет федерального бюджета (4 проведенных ранее пуска были осуществлены на деньги компании).
Новая американская ПКР LRASM создается для замены уже устаревшей ПКР «Гарпун», спроектированной компанией «Боинг».
Необходимость разработки новой противокорабельной ракеты вызвана тем, что имеющиеся в арсенале американских ВМС ракеты не обладают достаточной дальностью полета и крайне уязвимы при прорыве современной корабельной системы ПВО. Работы в рамках программы LRASM предусматривают создание вариантов оружия, которое может быстро поступить на вооружение ВМС США после окончания серии летных испытаний в 2013-2014 годах.
Противокорабельная ракета LARSM может оснащаться фугасной или бронебойной боевыми частями и является всепогодным автономным оружием, которое может использоваться в любое время суток. На ПКР смонтирована многорежимная головка самонаведения, линия передачи данных, доработанная цифровая помехозащищенная система спутниковой навигации, которая предназначена для обнаружения и поражения наиболее приоритетных целей в корабельном ордере противника.
С момента снятия с вооружения американских ВМС противокорабельной версии знаменитой ракеты «Томагавк» – TASM – флот США оказался без дальнобойного противокорабельного оружия. Единственной специализированной ПКР (не считая возможности использовать против кораблей противника «Стандарты») осталась ракета RGM-86 «Гарпун». Это достаточно эффективное оружие, но радиус действия данной ракеты даже в лучших ее модификациях не превышал рубежа в 280 км.
Достаточно долгое время в ВМС США не обращали на эту проблему особого внимания. «Холодная война» благополучно закончилась: флот России, многократно сократившийся в размерах, перестал представлять тот уровень угрозы, которая могла бы потребовать от американских военных разработки новой дальнобойной ПКР. Адмиралы американского флота абсолютно были уверены в том, что палубные самолеты F/A-18, вооруженные ракетами «Гарпун» массированной атакой в состоянии уничтожат абсолютно любой существующий надводный корабль противника. Для тех редких случаев, при которых бы надводный корабль противника приближался на дистанцию поражения к надводному кораблю США – было достаточно и «Гарпунов» для самообороны.
Во всем этом был лишь 1 недостаток: «Гарпун», являясь ракетой достаточно старого исполнения, никак не подходил к современным вертикальным пусковым ячейкам Mk-41. В то же время командование американским флотом в 2000-х годах избавились от всех ракет, которые не подходили к этим универсальным ПУ (тем самым кардинально уменьшив расходы на обслуживание пусковых систем), но ракету «Гарпун» военные вынуждены были сохранить вместе с его контейнерными пусковыми установками Mk-141.
При этом традиционный кормовой «Шалашик», состоявший из 2-х направленных в противоположные стороны ПУ Mk-141, таил в себе ряд недостатков. Такие пусковые установки занимали достаточно много места на корабельной палубе и мешали другим системам вооружений. Для пуска ПКР «Гарпун» необходимо было повернуться бортом к противнику (а это требовало времени: помимо этого, в одном залпе можно было выпустить не более ½ всех ракет). Наконец – и это было самым главным недостатком – торчащие пусковые установки значительно увеличивали ЭПР корабля и его заметность на радарах противника.
Адмиралы ВМС США пытались решить данную проблему. Но на версию «Гарпуна», приспособленную для вертикального запуска, Конгресс в свое время (еще в 90-е годы) денежных средств не дал. «Холодная война» закончилась, флот США провел самое масштабное списание вооружений в своей истории и мог обойтись и существующими противокорабельными ракетами. Однако к 2000-м годам ситуация изменилась. Быстрый рост китайского флота – особенно покупка китайцами эсминцев с дальнобойными ЗРК и авианосца «Ляонин» (бывший «Варяг») стали причиной серьезного беспокойства американских военных. Патрулирующие небо истребители и дальнобойные зенитные ракеты делали радиус действия «Гарпунов» не таким уж безопасным. Помимо этого, значение технологий уменьшения ЭПР значительно выросло по мере развертывания более совершенных головок самонаведения противокорабельных ракет.
Предполагаемый облик сверхзвуковой дальнобойной ПКР LRASM ВВ принципе, флот США без особых проблем мог вернуть на вооружение TASM – благо, оба ее компонента, «Томагавк» и «Гарпун» по-прежнему оставались в производстве. Но данные ПКР были уже прошлым веком данного вида вооружений. Американский флот нуждался в лучшем оружии. Именно поэтому в 2009 году, агентство перспективных оборонных исследований – DARPA – обратилось к компании Lockheed с предложением о создании перспективной дальнобойной ПКР, относящейся к новому поколению. В ходе работ по данному проекту определились 2 перспективных направления:
В январе 2012 года, после проведения тщательного сравнения проектов, от проекта LRASM-B было решено отказаться. США не обладают особенно богатым опытом разработки сверхзвуковых ракет, и неминуемо оказалась бы на этом поле в роли догоняющей стороны. При этом в стелс-технологиях США успешно лидируют. Кроме того, эксперты считают, что на решение, которое поставило крест на проекте LRASM-B, повлияло испытание Тайванем собственной сверхзвуковой ПКР. Американцы посчитали, что в самом крайнем случае всегда смогут обратиться к своему давнему союзнику за лицензией не ее впуск. В результате, все усилия инженеров компании Lockheed были сосредоточены на проекте LRASM-A.
LRASM-A создавалась подразделением «Страйк контрол», расположенным в Орландо (штат Флорида), как малозаметная дозвуковая крылатая ракета, оснащенная дополнительными датчиками, обладающая высокой выживаемостью. Ракета создавалась на базе проекта КР воздушного базирования AGM-158B JASSM-ER с установкой дополнительных системам и датчиков. Предполагается, что ракета LRASM-A будет оснащена осколочно-фугасной БЧ. Для обеспечения боевой живучести новая противокорабельная ракета должна совершать энергичные маневры, что потребует существенного увеличения характеристик двигательной установки.
Полномасштабный макет AGM-158 JASSM, входящая в состав оружия истребителя пятого поколения F-35В качестве носителей новой противокорабельной ракеты предполагаются надводные корабли, получившие вертикальные пусковые установки Mk-41, самолеты F-35 и F/A-18F. Также интерес к развертыванию подобных ракет уже выразили ВВС США, которые хотят получить возможность использовать ракеты с борта стратегических бомбардировщиков B-1B. Насчет возможности развертывания ракеты на подлодках пока что ничего не известно.
Предполагается, что ракета LRASM использует комплексную, многокомпонентную систему поиска и идентификации надводных целей. Помимо инерциально-спутниковой системы наведения ракета оснащается радиолокационной головкой самонаведения на движущийся объект и оптико-электронной системой наведения. При этом в памяти бортового компьютера ракеты хранится целый архив образов потенциальных кораблей противника в различных ракурсах, что помогает ПКР поражать нужные цели.
ПКР может быть запущена в район поиска без первоначального целеуказания: выйдя в заданный сектор, ракета самостоятельно подбирает схему поиска и пытается найти цель. Во время полета ракета в непрерывном режиме поддерживает двусторонний канал связи со спутниковыми системами, с носителем, уточняя информацию относительно нахождения целей, оптимальной траектории движения и потенциально опасных районов поиска. Сенсорная аппаратура ракеты в состоянии идентифицировать встреченные корабли, и находить среди них те, которые совпадают с предварительно запрограммированными параметрами цели.
Определив данные параметры, противокорабельная ракета LRASM формулирует схему предстоящей атаки. Летящие ракеты могут поддерживать между собой связь и могут производить комплексную атаку на надводные соединения противника. Атака целей производится на сверхмалой высоте полета: при этом ПКР выбирает оптимальный маршрут к цели, избегая поражения кораблями сопровождения и выбирая вектор атаки, который наименее выгоден для средств противодействия ПВО противника. При этом ракета активно использует аппаратуру радиоэлектронной борьбы.
Источники информации:
-http://alternathistory.org.ua/lrasm-long-range-anti-ship-missile-novaya-pkr-amerikanskogo-flota
-http://vpk-news.ru/news/16241
-http://defense-update.com/features/2010/november/18112010_lrasm.html
-http://i-korotchenko.livejournal.com/595748.html
Юферев Сергей