Парадоксы военно-технического сотрудничества России и Украины
Кульминация этой истории пришлась на октябрь прошлого года, но в информационное поле она попала пару дней назад. А произошло вот что.
Украинская таможня арестовала топливо, которое российский танкер «Иван Бубнов» привез в Севастополь для заправки (моряки называют этот процесс бункерованием) российских же кораблей Черноморского флота. Ни много ни мало – 14 тыс. тонн дизельного топлива. Причина – отказ Москвы платить НДС и акциз на материально-технические средства, произведенные на территории России и ввезенные из России. Поскольку эти НДС и акциз Первопрестольная не хочет платить Киеву уже не первый месяц, местные таможенники решили пойти на принцип и пригрозили, что будут так поступать и дальше.
В Москве не стали поднимать шума по этому поводу. 14 тыс. тонн солярки – невелика потеря. На боеготовности ЧФ не скажется. Но с тех пор начали бункеровать свои боевые корабли за пределами украинской территории. О чем и проинформировало внешнеполитическое ведомство страны пару дней назад.
Действительно, какая логика в необходимости уплаты НДС за российское топливо, ввезенное на территорию Украины, если оно никому не продается, то есть за него никто не получает дополнительного дохода, а используется исключительно российскими же кораблями? Тем более что никакими юридическими соглашениями между двумя государствами уплата этого НДС не предусмотрена. Понятно, почему. Это все равно что платить дополнительный налог ЖЭКу за то, что вы купили в булочной буханку хлеба, а есть его будете в своей квартире, предоставленной вам государством по социальному найму. Бред какой-то, скажет любой здравомыслящий человек и будет прав. Но у киевских чиновников другая логика. Из-за нее ЧФ отказывается ремонтировать свои корабли на севастопольских судоремонтных заводах, делает это в Болгарии. Там и дешевле, и качество работ не сравнить – умеют люди ценить копейку, которую им платят за труд. Хотят заработать еще, вот и стараются. А кому не нужны ни деньги, ни рабочие места – того трудиться по-человечески не заставишь.
И, несмотря на то что Минобороны России запрещает своим подчиненным ремонтировать боевую технику за рубежом, для моряков-севастопольцев тем не менее сделали исключение. Потому в начале июня в болгарский порт Варна отправился большой десантный корабль ЧФ «Цезарь Куников». Увы, это далеко не единственный случай, когда украинское руководство по одной только ему известной логике отказывается от своей выгоды, только бы как-то продемонстрировать свои, как выражаются в Незалежной, «самостийность и упертость». Что часто похоже на известный принцип: выколю себе глаз, чтобы у моей тещи был зять кривой.
Знаменитый пример с НИТКА (наземным испытательным тренировочным комплексом авиационным – так расшифровывается эта аббревиатура), расположенным в крымском поселке Новонефедовка недалеко от Севастополя и города Саки. НИТКА представляет собой механизированный плавучий аэродром, один к одному соответствующий палубе единственного российского авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Там есть все для тренировок корабельных летчиков. Трамплин, с которого они могут стартовать в небо, аэрофинишер, который тормозит истребитель при его посадке на палубу. А сама так называемая палуба может качаться справа-налево и наоборот, вперед-назад и наоборот, изображая продольную или боковую качку на корабле во время шторма.
Построен этот комплекс еще в советские времена, и по договоренности с Украиной российские морские летчики Северного флота ежегодно, в основном в осенне-зимний сезон, тренировались садиться и взлетать с палубы своего корабля. Киев за использование его комплекса получал от Москвы запчасти для своих боевых самолетов. Но вскоре ему этого показалось мало. Он отказался от запчастей, решив, что лучше деньгами. Пришлось платить – по 500 тыс. зеленых в год. Но и это не устроило украинских руководителей. Время от времени они закрывали нашим летчикам Новонефедовку то по причине «профилактического ремонта», то потому, что и 500 тыс. им оказалось мало, тем более, как утверждали в Киеве, стоит очередь из китайцев и индийцев, у которых тоже теперь есть авианосцы и они тоже хотят тренироваться на новонефедовской НИТКА…
Правда, разумные китайцы и индийцы не захотели ввязываться в эту историю, они построили свои тренировочные комплексы. Тем более что местные «бизнесмены» уступили им по сходной цене чертежи НИТКА, ознакомили с тонкостями и спецификой работы комплекса. Российское Министерство обороны, чему автор этих строк был неоднократно свидетелем, и при министре обороны Украины адмирале Михаиле Ежеле, и при гражданском Дмитрии Саломатине пыталось и так и эдак договориться о совместной эксплуатации комплекса, даже о его модернизации. Аппаратура-то старая, ухода за ней со стороны хозяев практически нет. Но если с министрами удавалось договориться, что называется, по всем пунктам, потом кто-то в Киеве их перечеркивал. А когда в августе 2008 года президент Ющенко в знак солидарности со своим другом Саакашвили отказал российским морским летчикам в возможности тренироваться в Крыму, терпение у Москвы лопнуло.
В Ейске на берегу Азовского моря началось строительство российской НИТКА. И осенью этого года она вступает в строй. Что выиграли от этого наши украинские партнеры, неизвестно.
Не ясно, что выиграли они и от того, что отказались поставлять российским военным сведения с радиолокационных станций Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) «Днепр» и «Дарьял», расположенных в Николаеве под Севастополем и в Берегово под Мукачевом. Москва платила им за них по 7 млн. долл. в год. Но киевские власти вдруг потребовали резко увеличить плату за информацию, которая поступала, кстати, в российскую СПРН мало того, что нерегулярно, но еще и с грубыми искажениями. Иначе, пригрозили партнеры, мы отдадим эти станции США и НАТО. Было смешно слышать, что станции, жестко направленные в сторону Североатлантического альянса, кому-то там понадобятся следить за Россией. Чем все это кончилось? Известно чем.
Минобороны России отказалось от украинских РЛС, 7 млн. зеленых остались в отечественном военном бюджете. Потом на эти и еще дополнительные деньги были построены более современные, эффективные и менее энергоемкие станции СПРН под Калининградом и Армавиром. Как говорится, не было счастья, да несчастье помогло, и спасибо партнерам за братскую помощь в укреплении обороноспособности России.
Виктор Литовкин