Эффективность промышленности чиновники мечтают повысить посредством слияний и поглощений
Правительство, похоже, всерьез озаботилось проблемами реального сектора экономики. Низкая конкурентоспособность важнейших отраслей – судостроения, авиапрома, ракетостроения и ряда других – побуждает чиновников искать рецепты их оздоровления. Вице-премьер Дмитрий Рогозин готов сделать ставку на объединение и укрупнение самых разных отраслей. Насколько полезным окажется слияние авиационной и космической промышленности, судостроения и производителей оружия – покажет время. В экспертном сообществе есть большие сомнения, что подобное укрупнение даст позитивный эффект.
Вчера Дмитрий Рогозин, курирующий от правительства военно-промышленный комплекс, вспомнил о предложении бывшего вице-премьера Игоря Сечина о включении в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) производителей корабельного оружия и других агрегатов. Впрочем, однозначно за новую реорганизацию Рогозин не высказался. «Прошу вас тщательно проанализировать те предложения, которые подал несколько лет назад президенту вице-премьер Игорь Иванович Сечин», – сказал вице-премьер на заседании Военно-промышленной комиссии (ВПК), посвященном проблемам российского судостроения. По его поручению члены ВПК должны будут внимательно оценить эти предложения. «Чтобы избежать картельных сговоров по вопросам ценообразования, но сформировать в рамках ОСК кооперацию», – заявил Рогозин.
Несколькими днями ранее вице-премьер высказывался и в пользу идеи объединения авиации и космонавтики путем создания Федерального аэрокосмического агентства. По крайней мере вице-премьер рекомендовал вновь обдумать и эту идею. По мнению экспертов, эту структуру следует рассматривать как вариант возможного объединения авиационной и космической промышленности. «Может, мы рассмотрим как вариант создание Федерального аэрокосмического агентства, которое будет работать с ракетно-космической корпорацией, авиационной и, например, с корпорацией, занимающейся гиперзвуковыми технологиями», – сказал Рогозин. Впрочем, он не исключает, что в ходе обсуждения могут возникнуть и другие варианты.
Ситуация в ряде ведущих отраслей ОПК, в свое время по праву считавшихся гордостью национальной экономики, сегодня далеко не блестящая. Авторитет производителей космической техники подорван чередой неудачных запусков ракетоносителей. С программой перевооружения флота тоже есть серьезные проблемы. Настолько серьезные, что они уже вызвали недовольство президента Владимира Путина. В конце июля при обсуждении судостроительной программы в интересах ВМФ глава государства констатировал, что работы по созданию новых кораблей существенно опережают разработку вооружений для них. «По-прежнему не налажено четкое взаимодействие между теми, кто создает корабли, и теми, кто оснащает их вооружениями. В целом ряде случаев разработчики вооружений опаздывают», – отметил Путин.
По его словам, из-за этого остро стоит проблема срыва сроков сдачи готовых кораблей ВМФ. Причины разные – неэффективное взаимодействие заказчиков и предприятий, сбои поставок комплектующих, плохая связь между разработчиками и строителями кораблей. А также низкое качество поставляемой техники, добавил президент. И высказался за то, чтобы все эти работы велись в комплексе.
Таким образом, давняя инициатива Сечина включить в состав ОСК производителей корабельного оружия и агрегатов, была не случайно актуализирована Рогозиным. И если члены Военно-промышленной комиссии дадут положительную оценку, то объединение корабелов и оружейников станет, что называется, делом техники. Бывший заместитель главкома ВМФ Игорь Касатонов убежден, что от этого будет только польза. «Вообще это правильно, когда по единому плану и замыслу строятся корабли и производится вооружение для них», – подчеркнул адмирал. В противном случае может оказаться так, что габариты корабля не позволяют разместить модули вооружения.
Старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Яков Дубенецкий настроен критически к перспективам слияния в одном холдинге предприятий из совершенно разных отраслей. По его мнению, создание госкорпораций – авиастроительной и судостроительной – себя не оправдало. Объединенная авиастроительная компания и ОСК своей продукцией рынок не завалили, напоминает ученый. От возможного объединения корабелов с оружейниками, а авиастроителей с ракетостроителями, в понимании Дубенецкого, пользы будет мало. «В каждой из этих отраслей есть общие производства, но есть и технологическая специализация. Одно дело – строить боевой корабль, другое дело – изготовить для него ракетно-пушечное вооружение. Космос и авиация также имеют мало общего. Вывод: предложения о слиянии – несерьезные и в случае реализации особой пользы не будет. «К тому же нельзя забывать, что любая реорганизация ломает устоявшиеся хозяйственные связи между предприятиями, а для того чтобы возникли новые, требуется время», – резюмировал Дубенецкий.
Игорь Наумов