Тактическое ядерное оружие как системообразующий фактор в геополитическом противостоянии
На саммите НАТО в Чикаго была определена концепции США–НАТО по тактическому ядерному оружию (ТЯО), которая реализуется и требует пристального внимания и выявления его роли и места в большой стратегической игре, задуманной Вашингтоном на геополитическом поле современного мира в первой половине XXI века.
Концепция США–НАТО по ТЯО
История размещения ТЯО в Европе такова. В первой половине 1950-х годов в НАТО было проведено исследование о том, какие силы необходимо иметь блоку для надежного отражения возможного наступления превосходящих Вооруженных сил Советского Союза? Тогда расчеты показали, что для решения этой задачи необходимо иметь 96 полнокровных дивизий. Стоимость вооружения только одной дивизии превышала 1 млрд. долл. Примерно в два-три раза больше требовалось средств на содержание войск и создание соответствующей инфраструктуры. Выход был найден в том, чтобы развернуть на континенте группировку американского ТЯО, что вскоре и было сделано. В изменившихся условиях НАТО потребовалось лишь 30 дивизий, и они были развернуты.
В настоящее время ситуация изменилась с точностью до наоборот.
Теперь уже Россия, не обладающая достаточными средствами для содержания мощных неядерных сил (общего назначения), вынуждена рассматривать свое ядерное оружие в качестве основного средства обеспечения безопасности от внешней угрозы.
Сложившаяся ситуация с ТЯО устраивала США. Американские тактические ядерные средства, выдвинутые к нашим границам в качестве средств передового базирования, выполняют стратегические задачи. В силу этого ТЯО многие годы не были предметом переговоров между ядерными странами. Развернутая безумная и безудержная гонка между США и СССР в сфере стратегического ядерного оружия делала тему переговоров о ТЯО не актуальной.
Третья мировая, или холодная, война завершилась подписанием Горбачевым акта о капитуляции в ходе переговоров на Мальте. После окончания холодной войны мир не стал безопаснее. Продолжают работать прежние стереотипы мышления, взгляды и установки на разрешение противоречий путем войны. История повторяется: развязывается четвертая мировая война.
В последний год XX столетия США и НАТО совершили вооруженную агрессию против Югославии. С военно-политической точки зрения эта война ознаменовала начало новой эпохи – эпохи передела мира.
Появление этой эпохи – не случайный зигзаг истории, а одна из основных закономерностей конца XX – начала XXI века. При небольшой удельной численности населения (около 2,5%) США потребляют до 40% добываемых в мире природных ископаемых, импортируя при этом около половины нефти, за счет которой на 40% удовлетворяют свои базовые потребности в энергии. Поэтому по мере возрастания зависимости своего экономического благополучия от доступа к мировым рынкам и запасам природных ресурсов военно-силовая компонента политики США будет систематически усиливаться. В том числе и по отношению к России – в силу специфики ее геополитического положения и наличия больших запасов энергоресурсов.
Эти события внесли принципиально важные коррективы в расстановку основных сил на мировой арене, создав, по существу, «новую геополитическую реальность». Новая геополитическая реальность породила войну нового типа – геополитическую. Запускающим механизмом геополитической войны являлось вовлечение России в диалог о создании «совместной ЕвроПРО», которая позволяла бы обеспечить безопасность от Ванкувера до Владивостока…»
ЕвроПРО являлась большой стратегической игрой, задуманной Вашингтоном на геополитическом поле современного мира в первой половине XXI века.
На майском саммите НАТО в Чикаго был подведен итог первой части большой стратегической игры, связанной с ЕвроПРО. На саммите было отмечено, что первый этап ЕПАП, названный «Первоначальная интегрированная система ПРО», реализован. Итогом этого этапа является интегрирование ЕвроПРО и европейского сегмента американской ПРО в глобальную НПРО США.
Это позволило решить ряд задач.
Создать информационно-командную структуру противоракетной обороны в Европе, которая сопряжена с командно-штабными пунктами всех видов вооруженных сил США и НАТО и их ключевыми органами военного управления – Пентагоном и Штабом Верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами (ОВК) НАТО в Европе.
Создать систему боевого управления и связи ЕвроПРО США/НАТО, которая сопряжена с системой боевого управления и связи США.
Задействовать в качестве информационно-разведывательного компонента ЕвроПРО США/НАТО три РЛС СПРН, находящиеся на территории Великобритании, Дании и Норвегии, а также три РЛС, размещенные на американской территории, космическую систему начального обнаружения пуска МБР и слежения DSP/SBIRS.
Отработать технологию применения информационных средств огневых комплексов ПРО, планируемых к размещению на ЕТВД в рамках реализации ЕПАП: РЛС EMR (GBR – R) территориального комплекса с противоракетой GBI; РЛС AN/MPQ – 65 огневого комплекса «Пэтриот PAC-3», предназначенного для поражения ракет баллистических ракет на высотах до 30–35км и дальностях до 5 км; РЛС GBR-T огневого комплекса TXAAD, предназначенного для перехвата тактических ракет (ТР), оперативно-тактических (ОТР), и БРСД на конечном участке траектории; модернизированная РЛС AN/SPY-1 огневого комплекса ПРО морского базирования с противоракетами SM-2 и SM-3.
Отработать процесс боевого патрулирования вокруг европейских берегов эсминцев класса «Арли Берк» (DDG-51), оснащенных боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Иджис» и противоракетами SM-2 и SM-3.
На саммите НАТО в Чикаго произошла трансформация концепции диады в триаду.
Зачем России нужно ТЯО
На проблему сохранения Россией ТЯО влияет несколько факторов.
Во-первых, дисбаланс высокоточного неядерного оружия. Наиболее эффективный и не требующий больших затрат способ компенсации дисбаланса в области высокоточного неядерного оружия – это сохранение Россией необходимого и достаточного арсенала ТЯО.
Во-вторых, крайне неблагоприятная оперативно-стратегическая обстановка, сложившаяся для России в связи с фланговыми ограничениями по Договору об обычных вооруженных силах в Европе.
В-третьих, агрессивная сущность концепции «Чикагская триада». Она позволяет включать в ядерный потенциал не только ракетно-ядерные средства США, но и стратегические ядерные средства Великобритании и Франции, поскольку все они являются членами НАТО. Осуществить программу модернизации своего тактического ядерного оружия. Остаться американскому тактическому ядерному потенциалу, развернутому на континенте, на неопределенный период времени в качестве оружия двойного назначения.
В-четвертых, немаловажным фактором, влияющим на безопасность России, являются рассуждения о возможности размещения американского ТЯО на территории новых членов НАТО. Актуальность проблемы возрастает в условиях заявлений руководителей Польши, Чехии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Албании о готовности разместить ТЯО на своей территории.
В сложившейся обстановке ТЯО России компенсирует не только обычные вооружения США и НАТО, базирующиеся в Европе и американо-натовские тактические ядерные средства двойного назначения, но и одновременно их противоракетные вооружения.
Новый виток ядерной гонки
Особое место в геополитических войнах занимают военно-стратегические и специальные операции, завершающие разрушение страны и установление полного контроля над ней. НАТО осуществляет планирование военно-стратегических и специальных операций с учетом сочетания ядерных и обычных вооружений. На сессии Североатлантического совета в Лондоне в июне 1990 года в декларации в пункте 15 говорилось о необходимости сохранять «надлежащее сочетание ядерных и обычных сил». Подтверждение данное положение получило и в «Стратегической концепции обороны и обеспечения безопасности членов Организации Североатлантического договора» на саммите в Лиссабоне.
В США вопросам поддержания ядерного оружия в высокой степени готовности к боевому применению и его модернизации уделяли особое внимание. План модернизации ТЯО был впервые закреплен в 1996 году при Билле Клинтоне. Тогда планировалось преобразовать их в принципиально новые боезаряды с усиленной бронебойной силой или для поражения заглубленных объектов. Когда министром обороны стал Роберт Гейтс, программу приостановили.
Начало ядерной модернизации положил Обама. Чтобы привлечь на свою сторону сенаторов-республиканцев, при ратификации договора СНВ Обама пообещал потратить в предстоящие 10 лет 85 млрд. долл. на модернизацию ядерного оружейного комплекса страны.
Эта сумма не удовлетворяет республиканцев. Ядерная модернизация, по замыслу ее идеологов, предполагает возрождение старых и строительство новых комплексов, которые будут осуществлять модернизацию существующего и производить новое «чистое» ядерное оружие. Создание новых ядерных кузниц предполагается в Канзас-Сити (штат Миссури), Оук-Рижже (штат Теннеси) и Лос-Аламос, (штат Нью-Мексико) – месте рождения первой атомной бомбы. Все старое оборудование на этих предприятиях будет заменено новым, а технология создания зарядов модернизирована. В результате в год будет производиться 80 ядерных боеголовок. Это больше, чем необходимо для замены демонтирующих, хотя и меньше того, чего требовала администрация Буша (125 боеголовок).
Ядерные эксперты однозначно характеризуют цели «новой модернизации». Ганс Кристенсен (Федерация американских ученых) утверждает: «Это старт новой ядерной эры».
Кристофер Пейн, директор ядерных программ Оборонительного совета естественных ресурсов, говорит: «Нет никакого сомнения в том, что сохранение высокого стандарта ядерного арсенала возможно уже имеющимися средствами». Обама, начавший свою политическую карьеру с цели создания безъядерного мира, пытаясь добиться ратификации СНВ, выхолостил его и помог республиканцам «ковать больше ядерного оружия».
В 2010 году Обама обещал, что он не будет развертывать новое оружие. В 2013-м президент США сбросил маску миротворца своим «ядерным разворотом на 180 градусов». На сегодняшний день США приступают к модернизации тактического ядерного оружия. В бюджете на нее выделено 11 млрд. долл.
Политика ядерного сдерживания на передовых рубежах
В обновленной ядерной доктрине США провозглашается политика «надежного, безопасного и эффективного ядерного сдерживания на передовых рубежах». В «Обзоре ядерной политики» США сохраняют за собой право использовать ядерное оружие при чрезвычайных обстоятельствах.
Ядерные угрозы России, исходящие от «передовых рубежей» («НВО» № 26 за 2012 г.), включают несколько компонентов. Находящиеся на вооружении четырех стран – членов НАТО (Бельгии, Италии, Нидерландов, ФРГ, Турции) ядерные авиабомбы В-61-7, имеющие боезаряд в 360 килотонн. Перспективные ядерные авиабомбы В-61-12 с мощностью до 50 килотонн с повышенной точностью наведения. В ближайшие годы Пентагон планирует произвести от 400 до 930 авиабомб. Доставку ядерных авиабомб к целям могут осуществлять самолеты тактической авиации, стратегические бомбардировщики, истребитель-бомбардировщик F-35A. Две из ныне находящихся на вооружении авиабомб, а именно В-61-7 и В-61-1, а также перспективная В-61-12 могут быть доставлены не только самолетами тактической авиации, но и стратегической, тяжелыми стратегическими бомбардировщиками В-52Н и В-52А.
Самолеты пяти стран – членов НАТО, где размещено американское ТЯО, регулярно участвуют в боевых учениях ВВС с использованием макетов авиабомб В-61. К таким учениям привлекаются одновременно неядерные государства блока, которые не имеют на своей территории американских тактических ядерных средств, но одновременно проявляют «ядерную солидарность» в рамках программы «Поддержка ядерных операций с помощью обычных ВВС». Такие государства участвуют в учениях, в ходе которых отрабатываются задачи по имитации доставки ТЯО к условным целям вероятного противника. На саммите НАТО в Чикаго было принято решение о бессрочном патрулировании самолетов и защите воздушного пространства стран Литвы, Латвии и Эстонии. До этого охраной воздушного пространства занимались в порядке ротации самолеты стран НАТО, базирующиеся на литовском аэродроме «Зокняй». У границ России появилась новая авиабаза, которой саммит в Чикаго придал статус постоянной. Президент Литвы Даля Грибаускайте отмечает, «наконец у нас есть четкие и конкретные гарантии того, что нас будут защищать и защитят».
С марта 2004-го по настоящее время уже привлекалась для патрулирования истребительно-бомбардировочная авиация 14 стран. Появление у границ России новой авиабазы, патрулирование истребительно-бомбардировочной авиации вдоль границ свидетельствует о том, что «передовой рубеж» приблизился к порогу нашего дома.
«Без полного вывода с Европейского континента американского тактического ядерного оружия и его соответствующей инфраструктуры, которые также относятся к «средствам передового базирования», обстановка в Европе вряд ли будет оставаться стабильной. В этой связи надо заметить, что аналогичных российских средств у территорий США нет и, как было заявлено, не будет. Так что полный паритет в этом деле должен соблюдаться и американской стороной».
Владимир Мухин, Сергей Аксенов, Иван Рекунков