После взрыва на индийской подводной лодке российского производства («Синдуракшак»), в результате которого экипаж боевого корабля погиб, а сама лодка восстановлению не подлежит, честно признаться, что-то внутри ёкнуло. Ну, что ж такое: если происходит крупная авария на том или ином объекте космической или военной техники, то непременно ниточки ведут в сторону России… Либо взорвалось (упало, не взлетело, не выстрелило) у нас самих, либо у кого-то, но опять-таки взорвавшееся (невыстрелившее, невзлетевшее) нашего же производства. Как говорится, обидно…
Причины аварии на «Синдуракшаке» пока официально не названы. Есть версии, что авария произошла исключительно по вине индийского экипажа, который чего-то не доглядел при зарядке батарей субмарины. Однако пока это исключительно российские версии. Индийская сторона всё ещё отказывается давать комментарии, а также не допускает до расследования причин аварии на подлодке российских специалистов, которые в строительстве лодки принимали непосредственное участие.
ДЭПЛ INS Sindhurakshak (S63) ВМС ИндииИсточник: Военное обозрениеИ даже если допускать, что российские производители к ЧП на лодке, в том числе и опосредованно, не имеют ровным счётом никакого отношения, тревога остаётся. И главный «червячок» этой тревоги связан с тем, что наши двусторонние отношения с Индией как главным покупателем российских вооружений партнёры из Дели могут чисто гипотетически пересмотреть, обратив своё внимание на других производителей техники военного назначения. Пока, слава богу, об этом речи не идёт, но, как говорится, всё течёт, всё меняется, а потому нужно надеяться на лучшее, но и худшее удерживать в уме, тем более что у Индии и помимо «Синдуракшака» в последнее время к нашей стране (как главному поставщику военной техники) возникали вопросы.
Не хочется в очередной раз заводить разговор о том, что на российских производственных предприятиях военного и космического назначения наблюдается существенный недокомплект квалифицированных кадров, не хочется опять предаваться размышлениям о том, что нужно менять подход к ценообразованию военной техники, оплате труда сотрудников военно-производственных предприятий, к менеджменту. Всё это уже обсуждалось, причём неоднократно.
Зато стоит поговорить о тех объёмах сотрудничества, которые наличествуют в отношениях военно-технического характера между Россией и Индией сегодня, и о том, какой удар снижение этих объёмов может привести не столько по экономике России, сколько по престижу нашей страны как производителя современных и эффективных вооружений. Тем более то, что понимание о недопустимости упускать индийского клиента распространяется, слава богу, и на наши власти:
Но какие бы ни были результаты (в плане расследования причин аварии на «Синдуракшарке» - прим. автора), Индия — это ведущий наш партнер в вопросах не только купли-продажи готовой военной техники, это ведущий наш партнер на перспективу совместного создания военной специальной техники. Мы будем помогать Индии наращивать потенциал в этом деле
, - выступил с заявлением вице-премьер Дмитрий Рогозин, который пристально следит за ходом расследования аварии на субмарине «Синдуракшак», а также за выполнением российско-индийских военно-технических контрактов в целом.
Сегодняшний товарооборот (по итогам 2012 года) между Россией и Индией, безусловно, нельзя назвать впечатляющим для столь внушительных экономик. Суммарная цифра товарооборота между нашими странами составляет не более 11 миллиардов долларов (для сравнения, товарооборот России и Китая составил почти 90 миллиардов долларов за 2012 год), и, по понятным причинам, оба государства заинтересованы в повышении этого отнюдь не впечатляющего значения. Зато в общих цифрах товарооборота между Индией и Россией есть и впечатляющая основа, которая представляет собой именно военно-техническое сотрудничество. Суммарные показатели военно-технического сотрудничества здесь таковы, что они составляют более 50% товарооборота и приближаются к 80% от общих объёмов российского импорта в Индию. По данным ФСВТС (Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству), Россия в минувшем году поставила оружия в зарубежные страны на общую сумму в 15,2 миллиарда долларов, главным покупателем которого выступила именно индийская сторона.
Стокгольмский институт исследования проблем мира (или SIPRI) приводит данные, согласно которым за последние четыре года Индия закупила у России вооружений на общую сумму почти в 10,5 миллиардов долларов. Помимо покупок оружия Индия заказывала у России ремонт и переоборудование крупных единиц боевой техники (то же «Синдуракшак», боевые самолёты и вертолёты). Если добавить суммы упомянутых ремонтных контрактов, то общие объёмы военно-технического сотрудничества между Москвой и Дели возрастают до 16 миллиардов долларов за последние 4-5 лет.
Среди контрактных обязательств России перед индийской стороной – переоборудование авианосца «Адмирал Горшков» («Викрамадитья»), который уже в нынешнем году должен быть передан Индии, поставки более 7 десятков вертолётов Ми-17В-5, 970 авиационных двигателей, нескольких десятков СУ-30МКИ с техкомплексами для лицензионного сборочного производства, соглашения по поставкам бронетехники.
Если учитывать, что Индия до 2016 года собирается воплощать в реальность планы по увеличению финансирования модернизации армии до 50 миллиардов долларов (это только на уровне импорта из других стран по общему контрактному портфелю), то упускать возможности продвигать российские вооружения на индийский рынок никак нельзя. Казалось бы, что никто такие возможности упускать и не собирается, но всё-таки хотеть – это одно, а мочь – это совсем другое. Любая затяжка по срокам передачи индийской стороне «Викрамадитьи», любая (пусть даже самая законспирированная) авария, случающаяся в Индии с военной техникой российского производства, к сожалению, преимущества отечественным (российским) военно-техническим компаниям в двусторонних отношениях не добавляет, кто бы ни оказался в конечном итоге в авариях и переносе сроков виноватым.
Согласно прогнозам Центра анализа мировой торговли оружием, российская доля в военно-технических контрактах на период до 2016 года снизится до 29%, а существенно упрочат свои позиции на индийском рынке Израиль, США и Великобритания. Такие прогнозы появились после того, как индийская сторона отказалась от заключения контрактов с Россией на поставки вертолётов МИ-26Т2, предпочтя американские CH-47F Chinook, а также выбрала самолёт заправщик A330MRT от европейского Airbus, не уделив внимания российскому Ил-78МК-90. Только два этих контракта привели к тому, что Россия, если так можно выразиться, недополучила от Индии почти 2 миллиарда долларов. Конечно, можно сказать, что и не должна была получить по умолчанию, учитывая повышающуюся конкуренцию на мировом рынке торговли оружием и сопутствующими технологиями.
Определённый круг специалистов говорит о том, что «убиваться» по поводу гипотетического снижения объёмов военно-технического сотрудничество с Индией не нужно, а вместо этого нужно пытаться искать дополнительные рынки сбыта отечественной военной техники. Конечно, убиваться никто и не собирается, тем более что снижение объёмов сотрудничества пока сопряжено с единичными контрактами (выиграть все тендеры и подписать всех контрактов с Индией просто невозможно по определению). Что здесь действительно вызывает некоторые опасения, так это эфемерная платёжеспособность некоторых других военно-технических партнёров России в отличие от реально платёжеспособной Индии. Нью-Дели за российскую технику платит реальные деньги. В то же время ряд африканских и центрально-азиатских государств при покупке российской военной техники часто только лишь приписывают очередное многоразрядное число к своему общему долгу перед Российской Федерацией, памятуя о том, что Россия – страна щедрая, авось потом долги скопом спишет. А ведь такие списания уже случались в новейшей истории, причём масштабы этих списаний часто были столь существенными, что даже многомиллиардные контракты с Индией терялись среди списанных миллиардов. Да и списание почему-то нередко касалось вполне себе платёжеспособных государств…
Именно поэтому даже гипотетическое снижение темпов и объёмов военно-технического сотрудничества с Индией не то, что пугает, но даёт пищу для определённых размышлений. Остаётся рассчитывать на то, что Индия и впредь будет оставаться главным российским партнёром в плане ВТС, и что все возникающие неувязки с эксплуатацией нашей техники в самой Индии будут анализироваться и преодолеваться в режиме тесной совместной работы.
Володин Алексей