Авианосец "Сорю"

Кораблестроительная программа.

Постройка «Сорю» была запланирована по 2-й программе пополнения флота («Дайнид- зи кайгун ходзю: кэйкаку», сокращённо — «Мару ни кэйкаку»), утвержденной японским парламентом 20 марта 1934 г. Обозначение по программе — 1-й авианосец.

Официальная стоимость постройки ко­рабля была определена в 40 200 ООО йен*.

Название и классификация.

«Сорю» официально классифицировался как авианосец. Полуофициально, «Сорю» относили к подклассу средних авианосцев.

«Сорю» — «Синий дракон». В древ­ней китайской астрономии иероглифами «цан лун» обозначалась восточная чет­верть небесной сферы, при этом это поня­тие обозначало, как собственно эту об­ласть в прикладном, астрономическом смысле, так и её мистического хранителя — Синего дракона. Кроме него небесную сферу охраняли — Сюань У (Гэмбу. здесь и далее в скобках даны японские названия) — Чёрный воин — северную чет­верть, — Бай Ху (Хякко) — Белый тигр — западную четверть и Чжу Цяо (Сюдзя- ку) — Красная птица — южную четверть.

Своим появлением на свет авианосцы «Сорю» и «Хирю» обязаны Лондонскому договору об ограничении морских воору­жений, подписанному в 1930 г. Статья 4 этого договора запрещала строительство авианосцев стандартным водоизмещением меньше 10 ООО тонн, а статья 3 уточнила определение «авиано­сец». установленное Вашингтонским до­говором 1922 г. — теперь этот класс включал в себя и корабли стандартным водоизмещением меньше 10000 тонн.

В результате японскому императорско­му флоту для строительства новых авиа­носцев осталось всего 20 100 тонн стан­дартного водоизмещения**. Морской ге­неральный штаб предложил заложить в счет этого тоннажа два авианосца водо­измещением по 10 050 тонн каждый, деньги на которые были выделены сог­ласно 2-й программе пополнения флота. Следует отметить, что первоначальный проект 1-й программы пополнения флота («Дайити кайгун ходзю: кэйкаку», сокра­щённо — «Мару ити кэйкаку») (1931 г.) то­же включал в себя один авианосец, но его стандартное водоизмещение в 9850 тонн не соответствовало условиям Лондонско­го договора, и от постройки корабля отка­зались.

В связи с тем, что Лондонский договор ограничил еще и строительство крейсе­ров, пару новых авианосцев предполага­лось вооружить крейсерскими орудиями и обеспечить крейсерской защитой. Счита­лось, что такие корабли могут действо­вать не только как авианосцы, но и как крейсера, сократив, таким образом, отс­тавание от США в количестве кораблей этого класса.

«Сорю» был заложен в судостроительном доке верфи арсенала флота Курэ 20 нояб­ря 1934 г., хотя некоторые подготовитель­ные работы начались ещё весной. Нес­мотря на задержки, связанные с передел­кой проекта, а также необходимостью подкрепления внешней обшивки, двойно­го дна, самой верхней (верхней ангарной) палубы и т.д., корабелы одной из крупнейших верфей Японии изрядно постара­лись, чтобы свести отставания от графика к минимуму — корабль был спущен (а точ­нее поднят в доке) на воду всего через 13 месяцев после официального начала постройки. Следует отметить, что офици­альная дата спуска на воду — 23 декабря 1935 г. — является только датой проведе­ния официальной церемонии. На самом деле «Сорю» был на плаву как минимум за день до того. А через некоторое время в доке начались работы по его углублению, поскольку он, несмотря на свои размеры, оказался мал для закладки следующего корабля — будущего линкора «Ямато».

После долгой, почти двухлетней дост­ройки в ноябре 1937 г. корабль вышел на испытания, прошедшие без проблем и за­кончившиеся вводом «Сорю» в строй 29 декабря 1937 г. Следует отметить, что длительная — до двух лет — достройка по­чему-то была характерной чертой японс­ких авианосцев, причём не только средне­го типа: и малый «Рюдзё», и большие «Сё- каку» на разных верфях достраивались дольше, чем линкор «Ямато»!

Характеристики корпуса

Обводы корпуса «Сорю» выбирались на основе обводов корпуса крейсеров базо­вого проекта № С-37 (тип «Могами»), с пропорциональным увеличением в разме­рах. Корпус корабля имел отношение дли­ны к ширине 10,425, что в сочетании с мощной энергетической установкой обес­печило авианосцу прекрасную ходкость. Имея те же самые механизмы, что и крей­сера типов «Могами» и «Судзуя», но на 40% большее водоизмещение, на офици­альных испытаниях «Сорю» показал ско­рость большую (!) чем у «Могами» и усту­пил «Кумано» всего 0,46 узла!

Центральную часть корпуса занимали отсеки энергетической установки, в нос и в корму от которых располагались погре6а авиационного и артиллерийского бое­запаса и цистерны авиационного бензина.

По высоте корпус имел восемь палуб, располагавшиеся в следующем порядке (сверху вниз):

—   полётная палуба («хико: кампан»);

—    палуба зенитных орудий и автоматов («ко:какухо: кидзю: кампан»);

—    самая верхняя палуба («сайдзё кам­пан»);

—   верхняя палуба (-дзё кампан»);

—   средняя палуба («тю кампан»);

—   нижняя палуба («ка кампан»);

—   самая нижняя палуба («сайка кампан»);

— трюмная палуба («сэнсо: кампан»).

Артиллерийское вооружение

Артиллерийское вооружение «Сорю» включало двенадцать 12,7-см орудий тип 89 в шести спаренных установках и двад­цать восемь 25-мм автоматов"* тип 96 в четырнадцати спаренных установках, ус­тановленных на спонсонах, подкреплён­ных наклонными подпорами на уровне па­лубы зенитных орудий и автоматов Из-за принятого способа отвода топочных газов артиллерийские установки правого борта, расположенные в корму от дымовых труб, пришлось прикрывать куполообразными щитами, защищавшими прицелы, прибо­ры и прислугу орудий от дыма и сажи. Хо­тя бортовые дымовые трубы японских авианосцев вполне эффективно отбрасы­вали дым к поверхности воды, и он сте­лился ниже горизонта орудий, не мешая ведению огня, эта мера служила надёж­ной подстраховкой.

Зенитные орудия

Двенадцать 12,7-см зенитных орудий тип 89 устанавливались в пяти спаренных ар­тиллерийских установках модель Ai и од­ной спаренной артиллерийской установке модель А1 модификация 2 (с дымозащит- ным щитом). Три артустановки размеща­лись асимметрично в носовой части ко­рабля (две с правого борта и одна с лево­го) и три, также асимметрично, в кормовой части корабля (одна с правого борта и две с левого).

Погреба боеприпасов 12,7-см орудий располагались в носовой и кормовой час­тях корабля, между бомбовыми погребами и цистернами авиабензина, под брониро­ванной самой нижней палубой. 12,7-см патроны подавались из погребов элевато­рами в перегрузочные посты (служившие одновременно и укрытиями для орудий­ной прислуги), устроенные непосред­ственно рядом с артустановками. Из пе­регрузочных постов патроны подносились к орудиям вручную подносчиками.

Для тренировки заряжающих 12,7-см орудий, на шлюпочной палубе под кормо­вым свесом полётной палубы был уста­новлен зарядный станок.

Ангары

В конструкции своих авианосцев японские кораблестроители совместили оба тради­ционных способа устройства авиационных ангаров — ангар, встроенный в корпус, и ангар-надстройку. Ангары корабля были полностью закрытого типа.

Интересно отметить, что на японских авианосцах нумерация ангаров шла не по высоте, а по длине корабля. Таким обра­зом, от носа до шахты носового самолётоподъёмника располагался ангар № 1, делившийся по высоте на верхний и ниж­ний ярусы. За ангаром N° 1, от шахты но­сового до шахты среднего самолётоподъёмника располагался ангар № 2, и от шахты среднего до шахты кормового самолётоподьёмников располагался ангар № 3, также делившиеся по высоте на верхний и нижний ярусы*. Верхние ярусы ангаров располагались на самой верхней палубе, являвшейся верхней полкой кор­пусной балки, и представляли собой лёг­кую надстройку, составленную из отдель­ных блоков, соединённых компенсацион­ными стыками, позволяющими блокам незначительно смещаться относительно друг друга в продольном направлении и гасить возникающие на волнении напря­жения. Нижние ярусы ангаров располага­лись в корпусе корабля на средней палу­бе и были короче и уже, чем ангары верх­него яруса.

Каждый ярус ангара занимал по высоте два межпалубных пространства и отде­лялся от шахт самолётоподъёмников раздвижными огнезащитными шторами.

Первоначальным проектом в кормовой переборке верхнего яруса ангара № 3 предусматривались двери для погрузки самолётов в ангар, по образцу предшест­вующих японских кораблей этого класса. Но потом от этой двери отказались и в окончательном варианте в кормовой пе­реборке остался только водонепроницае­мый люк площадью около 2 м для погруз­ки запасных частей к самолётам.

Катера и шлюпки

Корабль нёс три 12-м моторных катера, два 13-м грузовых катера специального типа, два 12-м и один 8-м моторных баркаса, два 9-м гребных спасательных катера и 6-м рабочую шлюпку.

Гребные спасательные катера размеща­лись на заваливающихся шлюпбалках по обоим бортам корабля на уровне палубы зенитных орудий и автоматов. Катер пра­вого борта размещался между островной надстройкой и 1-й дымовой трубой. Катер левого борта размещался между носовой группой зенитных автоматов и постом уп­равления зенитным огнём тип 94. Осталь­ные плавсредства размещались под кор­мовым свесом полётной палубы на кильб­локах на открытом участке самой верхней палубы, называвшемся шлюпочной палу­бой. и палубой ниже. Спуск и подъём этих плавсредств, кроме б-м рабочей шлюпки, производился при помощи пары попереч­ных тельферов Эта система представля­ла собой два рельса, проложенных под кормовым свесом полётной палубы от борта до борта. По рельсам двигались две пары тележек с электрическими гру­зовыми лебёдками.

Система была проста и эффективна. Она позволяла не отнимать место для шлюпок по бортам корабля, что способствовало увеличению ширины ангаров, экономила пространство и вес. так как одно и то же устройство обслуживало сразу всю группу плавсредств, и была относительно менее чувствительна к крену корабля. 6-м шлюп­ка спускалась и поднималась индивидуаль­ной поворотной шлюпбалкой.

Приёмные испытания корабля прошли без особых затруднений и 29 декабря 1937 г. •Сорю» вступил в строй Несмотря на на­чало вооружённого конфликта с Китаем, который из маленького инцендента пере­рос в большую войну, программу испыта­ний не сокращали, скорее наоборот: пос­ледний пробег «Сорю» на мерной миле прошёл даже после вступления его в строй.

Служба до начала Войны за Великую Восточную Азию.

Сразу же после завершения боевой под­готовки корабль был включен в состав 2-й дивизии авианосцев и отправлен на «Ки­тайский фронт».

Под командованием капитана 1-го ранга Тэраока Кэмпэй (с 15 ноября 1938 г. — ка­питана 1-го ранга Увано Кэйдзо, ас 15 ок­тября 1939 г. — капитана 1-го ранга Яма- да Садаёси) «Сорю» совершил шесть по­ходов к восточному и южному побережью Китая (апрель, май—июнь, октябрь—но­ябрь 1938 г., март—апрель, ноябрь 1939 г., март—май 1940 г.). Вместе со своим «на­парником» по дивизии (сперва это был авиа­носец «Рюдзё», а с 15 ноября 1939 г. — ави­аносец «Хирю») он обеспечивал блокаду побережья Китая и поддерживал десант­ные операции японской армии.

Следует отметить, что при возвращении корабля в Японию как минимум часть его авиагруппы продолжила операции в Китае, перейдя в подчинение 2-й объединённой АГ («рэнго: ко:ку:тай»)* флота. 25 апреля 1938 г. с борта корабля, находящегося у островов Мааншан, на аэродром в Нанки­не перелетели 9 истребителей, 18 пикиру­ющих бомбардировщиков и 9 бомбарди­ровщиков-торпедоносцев. Больше месяца самолёты с «Сорю» осуществляли ПВО

На кораблях была установлена четырёхвальная паротурбинная установка. Турбо- зубчатые агрегаты и паровые котлы были того же типа, что и установленные на крейсерах типов «Судзуя» и «Тона».

Паротурбинная установка

Турбозубчатые агрегаты были установле­ны в двух носовых и двух кормовых ма­шинных отделениях, разделённых про­дольной и поперечной переборками, в корму от котельных отделений.

Каждый ТЗА имел проектную мощность 38 ООО л.с. и состоял из турбин высокого, среднего и низкого давления, работаю­щих на один редуктор. Турбина заднего хода была установлена в корпусе ТНД. Носовые ТЗА имели турбины крейсерско­го хода со своими редукторами.

Пар с температурой З00С и давлением 22 кг/см2 вырабатывали восемь отаплива­емых мазутом котлов тип Кампон Рого, с пароперегревателями и предварительным подогревом воздуха, установленных в восьми котельных отделениях. Каждый ко­тёл имел площадь поверхности нагрева 939 м, площадь поверхности перегрева­теля 168 м, топочный объём 43.0 м\ десять форсунок производительностью 1000 кг/ч и вес 65.0 т.

Дымоходы котлов выводились в две изогнутые наружу-назад и вниз трубы, ус­тановленные по правому борту корабля за надстройкой.

Как это было принято на всех японских авианосцах с бортовым расположением дымовых труб, начиная с «Акаги», трубы оборудовались системой охлаждения ды­ма душем из забортной воды.

 

24 октября 1941 г. авианосцы 2-й ДАВ по­кинули Йокосука и 7 ноября пришли в Курэ (с заходом в Кусикино и залив Ариакэ). По­полнив запасы, они перешли в Саэки (при­были 16 ноября), где приняли на борт ави­агруппы. 18 ноября «Сорю» и «Хирю» поки­нули Саэки и отправились к Курильским островам, куда они прибыли 22-го числа. Там, в заливе Хитокаппу на острове Эторофу (ныне — Итуруп) было назначено место сбора кораблей Авианосного ударного со­единения, выделенных для операции по выводу из строя ядра Тихоокеанского фло­та США на его базе в Перл-Харборе (на острове Оаху Гавайского архипелага) В состав этого соединения под командова­нием вице-адмирала Нагумо Тюити входи­ли: 1-я ДАВ («Акаги» и «Кага»), 2-я ДАВ "Сорю" и «Хирю»), 5-я ДАВ («Сёкаку» и "Дзуйкаку"), 1-й отряд 3-й ДЛК («Хиэй» и "Кирисима"), 8-я ДКр («Тоне» и «Тикума»), 1-я флотилия ЭМ (КрЛ «Абукума» и 9 ЭМ). Кроме того, для действий у Гавайских ост­ровов выделялось Передовое соединение, состоявшее из подводных лодок, пять из которых несли пять сверхмалых подводных лодок, также предназначенных для атаки Перл-Харбора.

26 ноября 1941 г. «Сорю» вместе с ос­тальными кораблями АУС покинул Курилы и отправился к Гавайским островам Сле­дует отметить, что вначале участие 2-й ДАВ в нападении на Перл-Харбор вообще не предусматривалось. Узнав об этом, командир дивизии контр-адмирал Ямагути встретился с вице-адмиралом Нагумо, взял его шею в классический захват дзю­до и начал душить, требуя клятвенного за­верения в том, что 2-ю ДАВ обязательно включат в состав ударной группировки. Только вмешательство начальника штаба 1-го ВФ контр-адмирала Кусака Рюноскэ спасло его начальника от возможной травмы. Так или иначе, но 2-я ДАВ оста­лась в составе Гавайской ударной группи­ровки Вот так иногда решались пробле­мы в японском императорском флоте...

Соединение Нагумо отправилось домой, но для «Сорю» и «Хирю» по дороге наш­лась еще одна работа — поддержка с воз­духа второй попытки захвата острова Уэйк. Первая попытка, бездарно сплани­рованная и осуществленная, закончилось провалом и гибелью двух японских эсмин­цев. Во второй раз японцы решили не рисковать и обеспечили себе не только превосходство в силах десанта, но и нор­мальную поддержку с воздуха в виде 2-й ДАВ. Японское соединение (которое возг­лавлял командующий 8-й ДКр контр-ад­мирал Абэ Хироаки) включало в себя: 2-ю ДАВ, 8-ю ДКр, а также эсминцы «Таникад- зэ»> и «Уракадзэ» (из состава 17-го ДЭМ). Выйдя на позицию в 250 милях к северо- западу от Уэйка, «Сорю» и «Хирю» начали наносить удары по острову.

21 декабря 1941 г. Уэйк атаковали 29 пикировщиков под прикрытием 18 истре­бителей. Свалившись через слой облаков около 08.50, самолёты атаковали зенит­ные батареи, расположенные на острове. Серьезных результатов они не достигли, но и сами не понесли потерь — американ­цы были застигнуты врасплох и не успели ни открыть огонь из 76,2-мм зениток, ни поднять в воздух истребители. Только 12,7-мм зенитные пулеметы успели пост­релять по японцам и повредить два D3A1 с «Сорю».

Материалы по теме "ВМФ".