История появления проекта.

Своим появлением на свет авианосцы «Сорю» и «Хирю» обязаны Лондонскому договору об ограничении морских воору­жений, подписанному в 1930 г. Статья 4 этого договора запрещала строительство авианосцев стандартным водоизмещением меньше 10 ООО тонн, а статья 3 уточнила определение «авиано­сец». установленное Вашингтонским до­говором 1922 г. — теперь этот класс включал в себя и корабли стандартным водоизмещением меньше 10000 тонн.

В результате японскому императорско­му флоту для строительства новых авиа­носцев осталось всего 20 100 тонн стан­дартного водоизмещения**. Морской ге­неральный штаб предложил заложить в счет этого тоннажа два авианосца водо­измещением по 10 050 тонн каждый, деньги на которые были выделены сог­ласно 2-й программе пополнения флота. Следует отметить, что первоначальный проект 1-й программы пополнения флота («Дайити кайгун ходзю: кэйкаку», сокра­щённо — «Мару ити кэйкаку») (1931 г.) то­же включал в себя один авианосец, но его стандартное водоизмещение в 9850 тонн не соответствовало условиям Лондонско­го договора, и от постройки корабля отка­зались.

В связи с тем, что Лондонский договор ограничил еще и строительство крейсе­ров, пару новых авианосцев предполага­лось вооружить крейсерскими орудиями и обеспечить крейсерской защитой. Счита­лось, что такие корабли могут действо­вать не только как авианосцы, но и как крейсера, сократив, таким образом, отс­тавание от США в количестве кораблей этого класса.

Первым проектом новых авианосцев стал базовый проект («кихон кэйкаку) № G-6, разработанный в соответствии с требова­ниями МГШ в 1932 г. Проект полностью игнорировал ограничения Лондонского договора и был, мягко говоря, весьма да­леким от реальности. При стандартном водоизмещении в 12 ООО тонн этот авианосец-крейсер должен был нести 70 са­молётов, иметь максимальную скорость в 36 узлов и дальность плавания в 10 ООО миль на 18 узлах. Он должен был быть во­оружен 6 20-см орудиями в 3 башнях (расположенных тремя уступами на носу) и 12 12,7-см зенитными орудиями, а так­же иметь броню, не уступающую новей­шим японским тяжёлым крейсерам типа «Такао». Несложно понять, что для выпол­нения всех этих требований корабль дол­жен был иметь стандартное водоизмеще­ние минимум в два раза больше.

Однако в МГШ упорно не желали это понимать, потребовав дополнительно уменьшить водоизмещение почти на 2000 тонн (до 10 050 тонн). При этом в новом тактико-техническом задании преоблада­ли уже авианосные черты: за счёт отказа от одной из башен и от одного 20-см ору­дия увеличивалась авиагруппа (до 100 самолётов) и зенитное вооружение (до 20 12,7-см зенитных орудий и «свыше 40» малокалиберных зениток). При этом по­лётная палуба должна была обеспечивать одновременную подготовку к полётам не менее половины состава авиагруппы. Тре­бования к скорости и дальности плавания остались неизменными. Остойчивость та­кого корабля была бы просто опасно низ­кой, но тут, к счастью, на испытания вы­шел авианосец «Рюдзё», наглядно проде­монстрировавший глупость подобных «урезаний» водоизмещения любой ценой.

Скорее всего, именно под влиянием проблем с остойчивостью у «Рюдзё» МГШ, наконец, согласился увеличить стандартное водоизмещение проекта до 14 ООО тонн и одновременно сократить вооружение до 5 15,5-см орудий (в 2 баш­нях) и 16 12.7-см зениток, а авиагруппу — до 72 самолётов. Требования к скорости и дальности плавания остались неизменны­ми, а вот бронирование изрядно осла­били — теперь оно должно было соответ­ствовать броневой защите «Рюдзё». Во исполнение этих требований в 1933 г. по­явился базовый проект N° G-8, по которо­му и должны были заложить новые авиа­носцы. Согласно плану 2-й программы по­полнения флота первый из них должен был войти в строй в конце 1936 г., а вто­рой — в конце 1937 г.

В начале 1934 г. арсенал флота в Курэ начал изготовление брони для будущего «Сорю», но тут в марте 1934 г. во время шторма перевернулся миноносец «Томодзуру». Расследование обстоятельств катастрофы корабля вызвало настоящий шок: оказалось, что практически во все проекты новейших кораблей японского флота заложена недостаточная остойчи­вость. Не оказался исключением и про­ект № G-8, который пришлось срочно пе­ределывать.

Поскольку деньги на строительство ави­аносцев были уже выделены, а работы — начаты, проект нужно было переделать максимально быстро и без существенных изменений базовой конструкции. Проек­тировщики отказались от установки сред­некалиберной артиллерии, уменьшили ко­личество зениток и запас топлива. Для снижения верхнего веса было решено от­казаться от вертикальной дымовой трубы и значительно уменьшить размеры надстройки. Зато была усилена защита: броня погребов теперь обеспечивала их защиту от 8-дюймовых снарядов, а ЭУ и цистерны с авиабензином получили защи­ту от огня эсминцев Так и появился базо­вый проект № G-9, по которому в ноябре 1934 г. и был заложен авианосец «Сорю».

Однако переделки проекта на этом не закончились. В сентябре 1935 г. произо­шёл так называемый «Инцидент с 4-м флотом», когда группа японских кораблей во время учений попала в тайфун. Хотя ни один корабль не погиб, 2 эсминца лиши­лись носовых оконечностей, 1 крейсер и 5 эсминцев получили серьезные поврежде­ния корпусов. Инцидент показал серьез­ные проблемы с прочностью корпусов но­вых кораблей — особенно их сварных сое­динений. В связи с этим корпуса новых кораблей, при строительстве которых ак­тивно использовалась сварка, было реше­но укрепить клепаными соединениями. Не стал исключением и «Сорю», работы по подкреплению корпуса на котором вместе с переделками проекта сорвали график его строительства (корабль вступил в строй на год позднее, чем планировалось).{jcomments on}