Вооружение.

Артиллерийское вооружение

Артиллерийское вооружение «Сорю» включало двенадцать 12,7-см орудий тип 89 в шести спаренных установках и двад­цать восемь 25-мм автоматов"* тип 96 в четырнадцати спаренных установках, ус­тановленных на спонсонах, подкреплён­ных наклонными подпорами на уровне па­лубы зенитных орудий и автоматов Из-за принятого способа отвода топочных газов артиллерийские установки правого борта, расположенные в корму от дымовых труб, пришлось прикрывать куполообразными щитами, защищавшими прицелы, прибо­ры и прислугу орудий от дыма и сажи. Хо­тя бортовые дымовые трубы японских авианосцев вполне эффективно отбрасы­вали дым к поверхности воды, и он сте­лился ниже горизонта орудий, не мешая ведению огня, эта мера служила надёж­ной подстраховкой.

Зенитные орудия

Двенадцать 12,7-см зенитных орудий тип 89 устанавливались в пяти спаренных ар­тиллерийских установках модель Ai и од­ной спаренной артиллерийской установке модель А1 модификация 2 (с дымозащит- ным щитом). Три артустановки размеща­лись асимметрично в носовой части ко­рабля (две с правого борта и одна с лево­го) и три, также асимметрично, в кормовой части корабля (одна с правого борта и две с левого).

Погреба боеприпасов 12,7-см орудий располагались в носовой и кормовой час­тях корабля, между бомбовыми погребами и цистернами авиабензина, под брониро­ванной самой нижней палубой. 12,7-см патроны подавались из погребов элевато­рами в перегрузочные посты (служившие одновременно и укрытиями для орудий­ной прислуги), устроенные непосред­ственно рядом с артустановками. Из пе­регрузочных постов патроны подносились к орудиям вручную подносчиками.

Для тренировки заряжающих 12,7-см орудий, на шлюпочной палубе под кормо­вым свесом полётной палубы был уста­новлен зарядный станок.

Зенитные автоматы

Двадцать восемь 25-мм автоматов тип 96 устанавливались в четырнадцати спарен­ных установках разделённых на пять групп (батарей). Автоматы размещались: три под носовым срезом полётной палубы; три по левому борту за носовой 12,7-см артуста- новкой; три по левому борту перед перед­ней антенной мачтой левого борта; три (с дымозащитными щитами) по правому бор­ту в районе передней антенной мачты пра­вого борта и два по правому борту за зад­ней антенной мачтой правого борта.

Погреба боеприпасов 25-мм автоматов располагались в носовой и кормовой час­тях корабля под погребами боеприпасов 12,7-см орудий. 25-мм патроны подава­лись из погребов четырьмя элеваторами на нижнюю палубу, откуда вручную перено­сились к пяти элеваторам, подающим пат­роны непосредственно к группам автоматов на палубу зенитных орудий и автоматов. Го­товый к выстрелу боезапас хранился в кран­цах первых выстрелов, расположенных не­посредственно рядом с автоматами.

Система управления огнём

Для управления огнём 12,7-см зенитных орудий служили два комплекса приборов управления зенитным огнём тип 94 («ку- ён сики ко:ся со:ти»). Пост управления ог­нём орудий правого борта размещался на КП ПВО, пост управления огнём орудий левого борта — на башенке, установлен­ной на палубе зенитных орудий и автома­тов, слева от 3-го аварийного барьера.

Для управления огнём 25-мм автоматов служили пять постов управления зенит­ным огнём, оснащённые визирными ко­лонками тип 95. Пост № 1 располагался в самом носу корабля, перед носовой груп­пой автоматов, пост № 2 — слева от носо­вого самолётоподъёмника, пост № 3 — справа от пятого поперечного троса аэро­финишера, между автоматами своей группы, пост № 4 — слева от среднего са­молётоподъёмника, пост № 5 — справа от подъёмного крана, между автоматами своей группы. Посты №№ 1 и 3 устанав­ливались в закрытых башенках, защищав­ших прислугу от забрызгивания {пост № 1) и задымления (пост № 3).

Дальномеры

В постах управления зенитным огнём тип 94 устанавливались два 4,5-м стереоско­пических зенитных дальномера. Кроме них, на КП ПВО устанавливался 1,5-м штурманский дальномер.

Прожекторы

На корабле было установлено четыре 110-см боевых прожектора тип 92. Три из них бы­ли установлены на скрывающихся станках

под полётной палубой, четвёртый — откры­то, на спонсоне справа от островной надстройки. Колодцы прожекторов закры­вались сдвижными поворотными крышка­ми. Прожекторы имели дистанционное на­ведение от манипуляторных колонок, осна­щённых зенитными бинокулярами.

Кроме боевых прожекторов корабль ос­нащался двумя 60-см сигнальными про­жекторами. Дополнял средства световой сигнализации 2-кВт топовый сигнальный огонь.

Авиационное вооружение

По первоначальному варианту, принятому в середине 1935 г., корабль должен был нести 51 готовый к полётам (операцион- нопригодный) и 18 запасных самолётов. В состав проектной авиагруппы входило: 18 истребителей корабельного базирования тип 90 (плюс 6 запасных) и 33 бомбарди­ровщика корабельного базирования" тип 94 (плюс 12 запасных). Всего — 69.

Хотя ударные самолёты в составе авиагруппы не предусматривались, тем не менее, авианосец получил оборудование для хранения и обслуживания торпед из расчёта базирования на нём торпедонос­ной эскадрильи 18-самолётного состава. Для обеспечения старта торпедоносцев было выдвинуто требование оснастить авианосец катапультой, для которой в но­совой части полётной палубы, с правого борта, был сделан специальный желоб. Однако, несмотря на разработку палубной катапульты и успешное испытание её на авианосце «Kara», на авианосцах японско­го императорского флота катапульты так и не появились. Лётчики стали полагаться исключительно на свободный разбег.

Строительство корабля пришлось на пе­риод бурного развития как японской авиа­ции, так и взглядов командования флота на её боевое применение и проектные ва­рианты комплектации авиагруппы меня­лись один за другим.

Так, в соответствии с «Нормами снаб­жения самолётами кораблей и судов» («Кансэн хико:ки то:сай хё:дзюн») 1937 г., на корабле планировалось разместить 50 операционнопригодных и 17 запасных са­молётов. В состав проектной авиагруппы должно было входить: 9 истребителей (плюс 3 запасных), 33 бомбардировщика (плюс 11 запасных) и 8 ударных самолё­тов, используемых как разведчики (плюс 3 запасных). Всего — 67.

Непосредственно перед завершением строительства корабля, в связи с приня­тием на вооружение новых типов самолё­тов проектный состав авиагруппы был снова пересмотрен. В декабре 1937 г. на корабле предполагалось разместить 53 операционнопригодных и 18 запасных са­молётов. В новый проектный состав ави­агруппы должно было входить: 9 истреби­телей корабельного базирования тип 96 (плюс 3 запасных), 18 бомбардировщиков корабельного базирования тип 96 (плюс 6 запасных), 18 ударных самолётов кора­бельного базирования тип 97 (плюс 6 за­пасных) и 8 разведывательных самолётов корабельного базирования тип 97 (плюс 3 запасных). Всего — 71.

Фактически, в связи с хронической нех­ваткой новой авиатехники и отказом от принятия на вооружение разведыватель­ного самолёта тип 97, «Сорю» получил авиагруппу иного состава. Так, ещё ле­том—осенью 1938 г. на корабле базирова­лось 18 истребителей корабельного бази­рования тип 95 и тип 96 модель 2, 27 бомбардировщиков корабельного базиро­вания тип 96 и 12 ударных самолётов ко­рабельного базирования тип 96. Только осенью 1938 г. «Сорю» получил свои пер­вые 9 ударных самолётов корабельного базирования тип 97 (до конца года их стало 12 и они полностью заменили уста­ревающие тип 96). В соответствии с «Нормами снабжения самолётами кораб­лей и судов на военное время» 1939 года на корабле планировалось разместить 57 операционнопригодных и 18 запасных самолётов. В состав штатной авиагруппы военного времени должно было входить 12 истребителей (плюс 3 запасных), 27 бомбардировщиков (плюс 9 запасных) и 18 ударных самолётов, 9 из которых должны были использоваться, как раз­ведчики (плюс 6 запасных). Всего — 75 самолётов.

Этим, однако, дело не закончилось. Следующий вариант «Норм снабжения» предусматривал при том же числе опера­ционнопригодных самолётов, уменьшение числа запасных до 16. Запасных истреби­телей становилось 4, а ударных самолё­тов только 3. Общее количество самолё­тов на корабле должно было стать 73.

И, наконец, в соответствии с «Нормами снабжения самолётами кораблей и судов начиная с конца 1941 финансового года», откорректированных для истребителей тип 0 (также известен, как «Рэйсэн»"), бомбардировщиков тип 99 (D3A) и удар­ных самолётов тип 97 (B5N), число запас­ных самолётов сократилось до 3, 3 и 1, соответственно, а общее число самолётов в авиагруппе — до 64

Перед началом войны за Великую Вос­точную Азию** состав авиагруппы был ещё раз пересмотрен. Теперь в неё входило: 18 истребителей корабельного базирования тип 0, 18 бомбардировщиков корабельного базирования тип 99 и 18 ударных самолё­тов корабельного базирования тип 97 (плюс по 3 запасных машины каждого ти­па). Итого, 54 операционнопригодных и 9 запасных самолётов. Всего — 63.

Именно с таким составом авиагруппы «Сорю» вышел в Гавайскую операцию. При этом на 3 запасных истребителя были пилоты, а сами машины находились в бо- еготовом состоянии и использовались в ВВП АУС. Хотя в течение первого полуго­да военных действий штатный состав ави­агруппы официально не пересматривался, фактическое наличие авиационной техни­ки привело к вынужденному отказу от за­пасных самолётов. Так. в операцию «МИ» «Сорю» вышел, имея на борту 18 истреби­телей тип 0, 16 бомбардировщиков тип 99, 18 ударных самолётов тип 97 и 2 но­вейших разведчика тип 2, принятых на борт для проведения войсковых испыта­ний. Кроме собственных самолётов на борт были приняты 3 истребителя тип 0 6-й АГ, предназначенной для последующего ба­зирования на Мидуэе. А 2 бомбардиров­щика тип 99 АГ «Сорю» (без пилотов) бы­ли размещены на авианосце «Кага».

Характеристики палубных самолётов даны в приложении 3.

Погреба авиационных боеприпасов рас­полагались в носовой и кормовой части корабля, между отсеками энергетической установки и погребами артиллерийских боеприпасов, под бронированной самой нижней палубой.

Цистерны авиационного бензина распо­лагались в двух группах в носовой и кор­мовой частях корабля, под бронирован­ной самой нижней палубой. Полный запас авиационного бензина составлял 360 тонн.{jcomments on}