Китайские подводные лодки.

Как уже говорилось, работы над возимым реактором и АЛЛ в КНР были начаты в начале 50-х годов, а во второй их половине обсуждались планы постройки такого корабля совместно с Советским Союзом. Все закончилось заключением в сентябре 1957 г. советско-китайского соглашения, в соответствии с которым отечественные специалисты начали оказывать помощь в проектировании и постройке испытательного полигона, а также в формировании специального НИИ. Также с помощью Советского Союза шло сооружение исследовательского реактора, реакторов для производства плутония и химического цеха для его выделения. Это соглашение дало толчок китайскому атомному кораблестроению. Вероятно, в первой половине 60-х годов в КНР смогли бы построить свою первую АПЛ с использованием передовых советских технологий, но разрыв отношений между Мао Цзэдуном и Н.С. Хрущевым не позволил реализовать эти планы.

Китайцы были вынуждены приступить к самостоятельной разработке АПЛ. Решению этой задачи, как это ни покажется странным, способствовала сложившаяся тогда международная политическая обстановка. Франция, располагавшая мощной судостроительной промышленностью и огромным научно-техническим заделом в области подводного кораблестроения, проводила независимую внешнюю политику, равноудаленную как от СССР, так и от США. Вероятно, этим и воспользовалось правительство КНР.

В начале 80-х годов китайцы приступили к разработке комплекса морского базирова­ния второго поколения «Цзюйлань-2», ракета которого получила обозначение JL-2. Эта трехступенчатая твердотопливная машина имеет стартовую массу 42 т, дальность полета порядка 8000 км. Она оснащена четырьмя (мощностью по 90 кт) или восемью (мощнос­тью по 20 кт) боевыми блоками индивидуаль­ного наведения. КВО боевых блоков не пре­вышает 300 м. Летно-конструкторские испы­тания ракеты были проведены в 1994-2008 гг. К ним была привлечена остававшаяся в строю ДЭПЛ пр. 031, которая в 1995-1996 гг. про­шла очередную модернизацию. На лодке ус­тановили только лишь одну шахту увеличен­ных размеров. 13 июня 2005 г. с борта ДЭПЛ № 208, находившейся в подводном положе­нии, был осуществлен первый успешный пуск JL-2, в августе 2006 г. - второй, а 29 мая 2008 г. - третий и последний.

После завершения испытаний JL-2 пра­вительство Китая приняло решение о начале реализации программы постройки четырех ПЛАРБ типа Дацынгуй (пр. 094), вооружен­ных 12 такими ракетами. В качестве прото­типа была выбрана многоцелевая АЛЛ типа Санг (пр. 093), которая, в свою очередь, созда­валась на базе советской (российской) лодки пр. 671РТМ. Как и в случае с американской ПЛАРБ типа George Washington (SSBN-598), в корпус многоцелевой лодки врезали ракет­ный отсек. По имеющимся данным, новые китайские ПЛАРБ отличаются от Чанчжень-6 уменьшенным уровнем физических полей, бо­лее надежной РЭУ и совершенными радиотех­ническими средствами. В частности, они не­сут ГПБА.

Известно, что первые два корабля серии заложили на ССЗ в Хулидао в 2001 г. и 2003 г. Первый из них спустили на воду 28 июля 2004 г., а второй - в августе 2006 г. Ввод их в строй планировался на 2008 г. и 2010 г. соот­ветственно. Впервые об этих лодках стало известно 17 октября 2006 г., когда коммер­ческий ИСЗ Quickbirg сфотографировал их во время достройки в ВМб Хияопингдао. Сле­дующие два (по другим данным, три) корабля планируют закончить постройкой до конца 2014 г.

Техническая документация, Форум, Официальные дилеры Toyota в России - Tech Doc Toyota

Сведения о программе развития китайских МСЯС крайне скудные и поэтому имеет смысл говорить не об отдельных кораблях, а об эво­люции всей системы в целом.

Долгое время уровень промышленного и научного потенциала страны не позволял ей рассчитывать на создание БР морского бази­рования и их носителей. Естественно, в конце 50-х годов прошлого столетия Китай в деле решения этой задачи мог полагаться только лишь на Советский Союз. Насколько извест­но, интерес к ввозимым реакторам и вопро­сам, связанным с созданием АПЛ, китайцы начали проявлять еще в 1953 г., когда посла­ли в Ленинград представительскую делега­цию. В ее состав входили первые заместители 14 министерств машиностроения, начальник Управления кораблестроения и ряд специалис­тов ВМС HOAJK. По словам главного конст­руктора ЦКБ МТ «Рубин» С.Н. Ковалева (тогда заместителя главного конструктора СКВ-143), помимо заявок на ознакомление с новейшими советскими системами вооружений эта деле­гация привезла на рецензию собственный про­ект АПЛ! На тот момент американский Nauti­lus еще находился в постройке (его спустили на воду в апреле 1954 г.), а разработка первой отечественной AILJI была на ранних эта­пах эскизного проектирования. Напомним, уровень секретности был таков, что с этими работами проектант не мог ознакомить не только китайцев, но и даже командование со­ветского ВМФ.

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте