Программа развития китайских МСЯС.

Сведения о программе развития китайских МСЯС крайне скудные и поэтому имеет смысл говорить не об отдельных кораблях, а об эво­люции всей системы в целом.

Долгое время уровень промышленного и научного потенциала страны не позволял ей рассчитывать на создание БР морского бази­рования и их носителей. Естественно, в конце 50-х годов прошлого столетия Китай в деле решения этой задачи мог полагаться только лишь на Советский Союз. Насколько извест­но, интерес к ввозимым реакторам и вопро­сам, связанным с созданием АПЛ, китайцы начали проявлять еще в 1953 г., когда посла­ли в Ленинград представительскую делега­цию. В ее состав входили первые заместители 14 министерств машиностроения, начальник Управления кораблестроения и ряд специалис­тов ВМС HOAJK. По словам главного конст­руктора ЦКБ МТ «Рубин» С.Н. Ковалева (тогда заместителя главного конструктора СКВ-143), помимо заявок на ознакомление с новейшими советскими системами вооружений эта деле­гация привезла на рецензию собственный про­ект АПЛ! На тот момент американский Nauti­lus еще находился в постройке (его спустили на воду в апреле 1954 г.), а разработка первой отечественной AILJI была на ранних эта­пах эскизного проектирования. Напомним, уровень секретности был таков, что с этими работами проектант не мог ознакомить не только китайцев, но и даже командование со­ветского ВМФ.

Тем не менее во второй половине 50-х го­дов в КНР все же обсуждались планы по­стройки A11JI совместно с Советским Союзом. В качестве прототипа для этого корабля рас­сматривался проект 659, предназначенный для нанесения ударов по объектам на терри­тории противника. Не случайно постройка этих лодок была развернута только лишь на одном ССЗ-199 в Комсомольске-на-Амуре, ко­торый, помимо всего прочего, занимался по­стройкой ДЭПЛ по заказу правительства КНР. В конечном итоге обсуждение всех этих планов привело к заключению в сентябре 1957 г. советско-китайского соглашения.

В соответствии с ним отечественные спе­циалисты начали оказывать помощь в проек­тировании и постройке испытательного поли­гона, а также в формировании специального НИИ. Также с помощью Советского Союза шло сооружение исследовательского реакто­ра, реакторов для производства плутония и химического цеха для его выделения. Кроме того, КНР была передана техническая доку­ментация, необходимая для производства БР наземного базирования Р-2 (советский аналог немецкой V-2, но с отделяющейся головной ча­стью и увеличенной дальностью полета).

Все это явилось предпосылками для созда­ния китайских стратегических сил наземного базирования, но пока мало способствовало делу формирования МСЯС страны. Поэтому, когда в период с 31 июля по 3 августа 1958 г. в Пекине состоялась встреча на высшем уров­не, председатель ЦК КПК Мао Цзедун поста­вил перед Н.С. Хрущевым вопрос об оказа­нии помощи в создании морской компоненты стратегических сил. В то время речь могла идти только лишь о ДЭШ1 пр. 629 и о БР Р-13 с ядерной боевой частью. Бесспорно, китайцы тогда не могли знать о всех технических дета­лях комплекса Д-2, но зато были отлично ос­ведомлены о том, что он принят на вооруже­ние - советская сторона обратилась с просьбой предоставить ей пункт базирования для ло­док с ракетным вооружением. Хотя по резуль­татам встречи и было принято советско-ки- тайское коммюнике, в котором наша страна обязалась предоставить Китаю всю необходи­мую технологию, Н.С. Хрущев уклонился от обсуждения конкретных сроков решения этого вопроса. Не вдаваясь в детали политических разногласий между КНР и СССР, отметим лишь, что в начале 1959 г. они заставили-таки Н.С. Хрущева, стремившегося сохранить кон­троль над Мао Цзедуном, приступить к реа­лизации своих обещаний.

Так, в сответствии с постановлением Пра­вительства СССР от 9 января 1959 г., для пе­редачи КНР в ЦКБ-16 с марта по декабрь 1959 г. были подготовлены рабочие чертежи и техническая документация по ДЭПЛ пр. 629 (по китайской классификации пр. 031), во­оруженной комплексом Д-1 с ракетами Р-11ФМ (вопреки желанию китайцев иметь более совер­шенное оружие). Китайцам также передали шесть боевых и одну учебную ракеты Р-11ФМ.

К осени 1960 г. на ССЗ в Даляне (бывший Дальний) был подготовлен один из эллингов и состоялась закладка первой из китайских ло­док пр. 629. Для ускорения ее постройки ши­роко использовались корпусные конструкции, специально изготовленные на ССЗ-199, а так­же механизмы и оборудование со спущенной на воду в мае 1960 г. однотипной К-139( зав. № 134). Одновременно в Комсомольске-на-Аму­ре шли работы над заказом зав. N° 138, кото­рый был 24-м кораблем в серии советских ДЭПЛ пр. 629. Эту лодку по частям перевезли в КНР и в конце 1962 г. ввели в строй под бортовым номером N" 208. Лодка, строившаяся в Даля­не, получила бортовой номер № 200. В конце 1961 г. она была закончена постройкой.

Новый кирпич строительный размеры.


Таким образом, к середине 60-х годов КНР стала обладателем двух кораблей, которые могли бы, чисто теоретически, использовать­ся в качестве носителей БР. Хотя наша стра­на и йередала семь ракет Р-11ФМ, их харак­теристики не устраивали китайцев, да и к тому же они были снаряжены фугасными бое­выми частями и решать какие-либо стратеги­ческие задачи не могли. Разрыв отношений между Мао Цзедуном и Н.С. Хрущевым (и как следствие - между КНР и СССР) окончатель­но похоронил надежду китайцев на быстрое создание своих МСЯС с использованием пе­редовых советских технологий.

Только в начале 1967 г. они приступили к разработке первой своей БР морского базиро­вания, которая получила обозначение JL-1 («Цзюйлань-1»1). Она создавалась на базе БР наземного базирования CSwS-2 и должна была быть принята на вооружение в 1975 г. Одна­ко трудности производственного характера в сочетании со сложностью разработки твердо­го топлива и ядерной боевой части привели к значительному увеличению сроков реализа­ции программы.

Лишь в конце 1974 г. удалось достаточно точно определить массогабаритные характе­ристики JL-1, что, в свою очередь, позволило начать проектирование ее «штатного» носи­теля - ПЛАРБ Чанчжень-6 (пр. 092), извест­ной в западных средствах массовой информа­ции как Хиа. О ракете в открытой печати практически ничего не сообщалось. Известно только то, что она имеет две ступени с РДТТ, моноблочную (мощностью 250 кт) или разде­ляющуюся (три боевых блока мощностью но 90 кт) головную часть и инерциальную систе­му наведения. Дальность полета, по разным оценкам, колеблется от 2000 до 2500 км. Стар­товая масса составляет 14 700 кг, длина - 10,7 м, а диаметр корпуса - 1400 мм. КВО не превышает 700 м. Как видно, по своим ха­рактеристикам машина близка к ракете аме­риканской системы Polaris А1.

В январе 1982 г. выполнили первые пуски JL-1 с наземного стенда, а 30 апреля 1982 г. - с погружаемого испытательного стенда (пон­тона), установленного в Желтом море на под­ходах к порту Хулидао (или Хулудао). Пред­полагалось, что летно-конструкторские испы­тания будут проведены с участием ПЛАРБ Чанчжень-6, но в тот период она еще находи­лась в постройке. Поэтому к ним было реше­но привлечь одну из ДЭПЛ пр. 031. Выбор нал на N'-'208. По одним данным, на этом ко­рабле вместо трех прежних смонтировали но­вую ракетную шахту увеличенных размеров, по другим - две новых шахты, а по третьим - заменили только одну шахту, оставив две ста­рые. Так или иначе, 12 октября 1982 г. с бор­та ДЭПЛ № 208, находившейся в подводном положении, был осуществлен первый успеш­ный пуск JL-1.

Испытания комплекса «Цзюйлань-1» про­должались до тех пор, пока 21 января 1983 г. в Южно-Китайском море № 208 не столкну­лась с советским АПКРРК К-10 (пр. 675). Ки­тайская лодка затонула со всем экипажем. Мало того, вместе с ней погибли многие спе­циалисты, занимавшиеся проектированием комплекса. После этого его испытание про­должили на ДЭПЛ № 200. Они были вновь прерваны в 1985 г., когда во время очередно­го пуска произошел взрыв ракеты в шахте. Лодка получила тяжелые повреждения и за­тонула на сравнительно небольшой глубине. Подробности этой аварии неизвестны. Впос­ледствии корабль подняли и вновь ввели в строй. Наконец, в конце 1985 г. комплекс «Цзюйлань-1» приняли на вооружение.

Что же касается носителя комплекса, то его заложили в августе 1978 г. на государ­ственном ССЗ в Хулидао и в 1987 г. закончи­ли постройкой. Корабль создавался на базе первой китайской АПЛ пр. 091, у которой были заимствованы общая компоновка, тур- боэлектрическая ГЭУ и комплекс торпедного вооружения. Чанчжень-6 оснащена двумя ре­акторами, одним АТГ и одним ГЭД на линии вала мощностью 15 400 л.с. Она имеет двух- корпусную архитектуру с развитым ракетным банкетом за ограждением прочной рубки, оже- вальной носовой (место полной штевневой, как у АПЛ пр. 091) и веретенообразной кормовой оконечностью. Корабль несет 12 ракет комп­лекса «Цзюйлань-1» (с шахтами, расположен­ными по классической схеме — в два ряда в прочном корпусе) и шесть носовых 533-мм ТА с боезапасом 18 (по другим данным, 12) тор­пед тип Yu-З (отечественная торпеда СЭТ-65Э) и Yu-1 (отечественная торпеда 53-51) или 36 мин. Радиотехническое вооружение представ­лено французским ГЛК DUUX-5, ГАС мино- искания собственного производства и радио­техническими средствами советской разра­ботки.

Чанчжень-6 являлась опытной лодкой и, насколько известно, к несению боевой служ­бы практически не привлекается. В 1985 г. (до момента официального ввода в строй) с ее борта был осуществлен первый пуск JL-1 - он оказался неудачным. Только лишь 27 сен­тября 1988 г. пуск оказался успешным, при­чем лодка находилась в подводном положе­нии. В 1995-2000 гг. Чанчжень-6 прошла сред­ний ремонт1 и модернизацию. В ходе проведе­ния работ корабль получил на вооружение комплекс «Цзюйлань-1 А» с ракетой JL-1A, имеющей дальность полета 2800-3000 км. Ее возросшие массогабаритные характеристики заставили увеличить высоту шахт и, соответ­ственно, ракетного банкета. Был внедрен ряд конструктивных мероприятий, направленных на снижение уровня шумности. В частности, легкий корпус облицевали резиновым проти- вогидролокационным покрытием черного цве­та. Интересно то, что благодаря этому Чанч­жень-6 стала резко выделяться среди лодок ВМС НОАК, окрашенных в темно-серый цвет. На корабле также усовершенствовали гидро­акустическое вооружение.{jcomments on}

Постройка дачного дома своими руками.