05 Августа 2012
Индекс материала |
---|
Многоцелевые АПЛ второго поколения. |
Страница 2 |
Все страницы |
В США многоцелевые АПЛ второго поколения вступали в строй двумя сериями, образующими единую эволюционную цепь. Это были 14 кораблей типа Thresher (строившиеся с июля 1959 г. по декабрь 1967 г.) и 37 типа Sturgeon (строившиеся с августа 1963 г. по август 1975 г.). Все они имели сходный архитектурный облик, который постепенно эволюционировал в соответствии с общим направлением развития A11JI. На их базе было создано несколько опытных кораблей.
В этот период было характерно постепенное, от лодки к лодке, снижение уровня первичного акустического поля и помех работе собственным гидроакустическим средствам с «консервацией» достигнутого уровня. Достаточно сказать, что в период с мая 1956 г. по август 1975 г. шумность американских многоцелевых АПЛ снизилась почти в 25 раз (примерно на 25 дБ). Одновременно с этим принимались активные меры по совершенствованию гидроакустических средств, которые обеспечивали упреждающее обнаружение противника. С целью натурной проверки технических решений параллельно с серийными в США как раз и строились опытные АПЛ.
В конце 50-х годов в США и ряде других зарубежных стран стало наблюдаться увеличение объема исследований в области электродвижения АПЛ. Вызвано это было тем, что оно является наиболее эффективным способом, обеспечивающим снижение шумов ГЭУ. Так, например, в опытной противолодочной Tullibee (SSN-597), переданной ВМС в ноябре 1960 г., удалось достичь резкого снижения шумности не только за счет звукоизоляции основных и вспомогательных механизмов, но и за счет размещениях их на вибропоглощающих платформах. Кроме того, вместо традиционной редукторной передачи была использована турбоэлектрическая система электродвижения (СЭД) постоянного тока. При этом малошумный ГЭД мощностью 1800 кВт обеспечивал подводную скорость порядка 15 уз. Другая опытная АПЛ специального назначения ВМС США NR-1, спущенная на воду в 1969 г., также была оснащена СЭД, в состав которой входил один турбогенератор и два малошумных ГЭД, расположенных вне прочного корпуса корабля.
Одна из АПЛ типа Thresher - Jack (SSN-605) - переданная ВМС в марте 1967 г., была оснащена прямодействующей турбинной установкой и соосными гребными винтами, а опытная Narwhal (SSN-671) - реактором с естественной циркуляцией теплоносителя в первом контуре. В программу 1968 финансового года ВМС США включили, помимо серийных АПЛ (трех типа Sturgeon), еще одну опытную турбоэлектрическую АПЛ Glenard P. Lips- komb, но по целому ряду причин она была начата постройкой только лишь в июне 1971 г. В процессе создания этого корабля рассматривался комплексный подход к проблеме шума, который в перспективе предполагалось использовать при создании ПЛАРБ нового поколения (типа Ohio), к скрытности которых предъявлялись особые требования.
За все научно-технические достижения в области снижения уровня шумов на Glenard P. Lipskomb пришлось заплатить неоправданно большим нормальным водоизмещением - 5800 т против 3640 т у Sturgeon, и это притом, что оба корабля имели одинаковый состав ракето-торпедного и радиотехнического вооружения. Данное обстоятельство привело специалистов ВМС США к выводу о том, что при существовавшем тогда уровне развития техники совместить в одной АИЛ большую скорость подводного хода и малую шумность практически невозможно. Тем не менее ряд технических решений все же использовали при проектировании кораблей типа Ohio.
Все АПЛ ВМС США второго поколения имели смешанный архитектурно-конструктивный тип с долей однокорпусных участков около 50% длины и двухкорпусной секцией в средней части. Сам по себе корпус был выполнен в форме тела вращения с относительным удлинением 8,0-9,5 - по так называемой дирижабельной форме. Протяженность цилиндрической вставки колебалась от 25% (у Skipjack) до 35% (у Sturgeon). Носовая оконечность корпуса была выполнена в виде эллипсоида вращения, полнота которого определялась габаритами гидроакустических антенн, а кормовая - в виде конуса с дугообразной образующей, форма которой определялась исходя из оптимальных условий работы гребного винта. Такая форма кормовой части корпуса стала возможной только с переходом на одновальную схему ГЭУ. В американских ВМС, начиная с Tullibee, это было принято как для ракетоносцев, так и многоцелевых кораблей. Для снижения сопротивления и гидродинамических шумов с корпусов были практически полностью удалены плохо обтекаемые детали и применялись специальные щиты для закрытия вырезов на корпусе.
Характерной особенностью американских АПЛ второго поколения стал полный отказ от надстройки. Если на Skipjack еще сохранялась минимальная надстройка - обтекатель газоотвода аварийного ДГ, то начиная с Thresher она уже отсутствовала вообще. Ее корпус имел круговые поперечные сечения. Такой архитектурно-конструктивный тип позволял получить минимально возможное полное подводное водоизмещение за счет сокращения проницаемых частей, что давало возможность снизить мощность ЭУ, при сохранении заданной скорости хода в подводном положении. На американских АПЛ окончательно утвердился крыловидный тип ограждения прочной рубки минимальной (до 2 м) ширины. Кормовое оперение АПЛ также приобрело «классический» вид. Оно стало крестообразным, оптимальным как по гидродинамическим характеристикам, так и по простоте и надежности управления. Особенностью американских лодок стало использование полноповоротного оперения юалансириых вертикальных рулей) и вертикальных шайб на торцах горизонтального оперения (начиная с Sturgeon).
На многоцелевых АПЛ второго поколения американские конструкторы окончательно перешли на рубочные рули, отказавшись от носовых горизонтальных. Такое решение вызывалось стремлением удалить рули от носовых гидроакустических антенн и снизить гидродинамические помехи. Однако из-за уменьшения плеча пришлось увеличить площадь этих рулей. Невозможность их заваливания на полном ходу приводит к потере скорости на примерно на 1,2 уз. Для всплытия во льдах потребовалось обеспечить перекладку на 90°.