Многоцелевые АПЛ второго поко­ления.

В США многоцелевые АПЛ второго поко­ления вступали в строй двумя сериями, обра­зующими единую эволюционную цепь. Это были 14 кораблей типа Thresher (строившие­ся с июля 1959 г. по декабрь 1967 г.) и 37 типа Sturgeon (строившиеся с августа 1963 г. по август 1975 г.). Все они имели сходный архи­тектурный облик, который постепенно эволю­ционировал в соответствии с общим направ­лением развития A11JI. На их базе было со­здано несколько опытных кораблей.

В этот период было характерно постепен­ное, от лодки к лодке, снижение уровня пер­вичного акустического поля и помех работе собственным гидроакустическим средствам с «консервацией» достигнутого уровня. Доста­точно сказать, что в период с мая 1956 г. по август 1975 г. шумность американских много­целевых АПЛ снизилась почти в 25 раз (при­мерно на 25 дБ). Одновременно с этим прини­мались активные меры по совершенствованию гидроакустических средств, которые обеспе­чивали упреждающее обнаружение противни­ка. С целью натурной проверки технических решений параллельно с серийными в США как раз и строились опытные АПЛ.

В конце 50-х годов в США и ряде других зарубежных стран стало наблюдаться увели­чение объема исследований в области элект­родвижения АПЛ. Вызвано это было тем, что оно является наиболее эффективным спосо­бом, обеспечивающим снижение шумов ГЭУ. Так, например, в опытной противолодочной Tullibee (SSN-597), переданной ВМС в ноябре 1960 г., удалось достичь резкого снижения шумности не только за счет звукоизоляции основных и вспомогательных механизмов, но и за счет размещениях их на вибропоглощающих платформах. Кроме того, вместо традиционной редукторной передачи была исполь­зована турбоэлектрическая система электро­движения (СЭД) постоянного тока. При этом малошумный ГЭД мощностью 1800 кВт обес­печивал подводную скорость порядка 15 уз. Другая опытная АПЛ специального назначе­ния ВМС США NR-1, спущенная на воду в 1969 г., также была оснащена СЭД, в состав которой входил один турбогенератор и два малошумных ГЭД, расположенных вне проч­ного корпуса корабля.

Одна из АПЛ типа Thresher - Jack (SSN-605) - переданная ВМС в марте 1967 г., была оснащена прямодействующей турбинной установкой и соосными гребными винтами, а опытная Narwhal (SSN-671) - реактором с ес­тественной циркуляцией теплоносителя в пер­вом контуре. В программу 1968 финансового года ВМС США включили, помимо серийных АПЛ (трех типа Sturgeon), еще одну опытную турбоэлектрическую АПЛ Glenard P. Lips- komb, но по целому ряду причин она была начата постройкой только лишь в июне 1971 г. В процессе создания этого корабля рассмат­ривался комплексный подход к проблеме шума, который в перспективе предполагалось использовать при создании ПЛАРБ нового поколения (типа Ohio), к скрытности которых предъявлялись особые требования.

За все научно-технические достижения в области снижения уровня шумов на Glenard P. Lipskomb пришлось заплатить неоправдан­но большим нормальным водоизмещением - 5800 т против 3640 т у Sturgeon, и это при­том, что оба корабля имели одинаковый со­став ракето-торпедного и радиотехнического вооружения. Данное обстоятельство привело специалистов ВМС США к выводу о том, что при существовавшем тогда уровне развития техники совместить в одной АИЛ большую ско­рость подводного хода и малую шумность практически невозможно. Тем не менее ряд технических решений все же использовали при проектировании кораблей типа Ohio.

Все АПЛ ВМС США второго поколения имели смешанный архитектурно-конструктив­ный тип с долей однокорпусных участков око­ло 50% длины и двухкорпусной секцией в сред­ней части. Сам по себе корпус был выполнен в форме тела вращения с относительным уд­линением 8,0-9,5 - по так называемой дири­жабельной форме. Протяженность цилиндри­ческой вставки колебалась от 25% (у Skipjack) до 35% (у Sturgeon). Носовая оконечность кор­пуса была выполнена в виде эллипсоида вра­щения, полнота которого определялась габа­ритами гидроакустических антенн, а кормо­вая - в виде конуса с дугообразной образую­щей, форма которой определялась исходя из оптимальных условий работы гребного вин­та. Такая форма кормовой части корпуса ста­ла возможной только с переходом на одновальную схему ГЭУ. В американских ВМС, начи­ная с Tullibee, это было принято как для раке­тоносцев, так и многоцелевых кораблей. Для снижения сопротивления и гидродинамичес­ких шумов с корпусов были практически пол­ностью удалены плохо обтекаемые детали и применялись специальные щиты для закры­тия вырезов на корпусе.

Характерной особенностью американских АПЛ второго поколения стал полный отказ от надстройки. Если на Skipjack еще сохраня­лась минимальная надстройка - обтекатель газоотвода аварийного ДГ, то начиная с Thresher она уже отсутствовала вообще. Ее корпус имел круговые поперечные сечения. Такой архитектурно-конструктивный тип по­зволял получить минимально возможное пол­ное подводное водоизмещение за счет сокра­щения проницаемых частей, что давало воз­можность снизить мощность ЭУ, при сохране­нии заданной скорости хода в подводном поло­жении. На американских АПЛ окончательно утвердился крыловидный тип ограждения прочной рубки минимальной (до 2 м) ширины. Кормовое оперение АПЛ также приобрело «классический» вид. Оно стало крестообразным, оптимальным как по гидродинамическим ха­рактеристикам, так и по простоте и надежнос­ти управления. Особенностью американских лодок стало использование полноповоротного оперения юалансириых вертикальных рулей) и вертикальных шайб на торцах горизонталь­ного оперения (начиная с Sturgeon).

На многоцелевых АПЛ второго поколения американские конструкторы окончательно перешли на рубочные рули, отказавшись от носовых горизонтальных. Такое решение вы­зывалось стремлением удалить рули от носо­вых гидроакустических антенн и снизить гид­родинамические помехи. Однако из-за умень­шения плеча пришлось увеличить площадь этих рулей. Невозможность их заваливания на полном ходу приводит к потере скорости на примерно на 1,2 уз. Для всплытия во льдах потребовалось обеспечить перекладку на 90°.


По общей компоновке американские лод­ки второго поколения значительно отличались от АПЛ первого поколения. Вся кормовая часть прочного корпуса отводилась под раз­мещение ГЭУ и вспомогательных механизмов. Жилые помещения и основные посты управ­ления кораблем располагались только в носо­вой половине прочного корпуса. Принципи­ально новым шагом стало предоставление но­совой оконечности под размещение крупнога­баритной основной сферической антенны ГАК. Для обеспечения наиболее благоприятных ус­ловий для ее работы торпедное вооружение переместили из первого во второй отсек, рас­положив ТА под углом около 10 к ДП кораб­ля. Такая компоновка, как уже говорилось, впервые была использована на опытной Tallibee.

Появление многоцелевых АПЛ третьего поколения ВМС США типа Los Angeles, в принципе, было предопределено развитием советских подводных сил. По сложившейся традиции они стали дальнейшим развитием кораблей типов Thresher и Skipjack. Вместе с тем в отличие от них эти лодки являются од- нокорпусными. Причем их прочный корпус практически на всей длине имеет форму ци­линдра, которая позволяет обеспечить задан­ную испытательную глубину погружения при минимальной массе корпусных конструкций. Los Angeles несет четыре 533-мм ТА, установ­ленные под углом к диаметральной плоско­сти, и сравнительно большой боезапас из 26 торпед, ПЛУР и ПКР.

Формально американские многоцелевые АИЛ третьего поколения были представлены 62 лодками типа Los Angeles - самой большой серией кораблей с АЭУ, когда-либо построенной в мире. Первую из них заложили в янва­ре 1972 г., а последнюю ввели в строй в сен­тябре 1996 г. За столь сравнительно долгое время постройки (больше 24 лет) эти корабли постоянно совершенствовались, и их разделя­ют на три модификации (серии). Корабли каж­дой последующей серии отличались от преды­дущей составом вооружения, уровнем шумно- сти и собственных помех работе гидроакусти­ческих средств, а третья еще имеет и боль­шую глубину погружения. В настоящее время АПЛ типа Los Angeles составляют основу под­водных сил ВМС США.

Появление в составе советского флота АПЛ третьего поколения заставило командование ВМС США продолжить совершенствование своих подводных сил, что в конечном итоге привело к появлению американской многоце­левой АПЛ четвертого поколения типа Sea- wolf. В принципе по общей компоновке и энер­гетике она повторяет Los Angeles. Благодаря более совершенным наружным обводам и за счет существенно увеличенного диаметра прочного корпуса эта лодка получила улуч­шенную общую компоновку, целый комплекс мероприятии, направленных на обеспечение акустической и противоударной защиты, бо­лее мощную и совершенную ППУ по сравне­нию с той, которой оснащена Los Angeles, и восемь 660-мм ТА при 50 единицах боезапаса.

Изначально, в конце 80-х годов, предпола­галось построить 29 АПЛ типа Seawolf. Одна­ко в связи с распадом Советского Союза и окончанием «холодной войны» от этих планов отка­зались и серию реши.чи ограничить тремя ко­раблями, причем третий из них был дообо­рудован для выполнения специальных задач.

Начиная с 1999 г. в качестве более деше­вой альтернативы Seawolf в США начали по­стройку AIIJI типа Virginia, которые во мно­гом повторяют в том числе и по архитектур­но-конструктивному облику) корабли типа Los Angeles третьей модификации. Они также во­оружены современными и перспективными KF, запускаемыми как из ТА, так и из ВПУ, находящихся вне прочного корпуса, а также ПКР и торпедами. Наряду с ударным оружи­ем эти АПЛ могут нести автономные и теле­управляемые подводные аппараты, предназ­наченные для целей разведки, борьбы с мин­ной опасностью, а также средствами доставки бойцов частей специального назначения.

В отличие от Los Angeles корабли типа Virginia несут более совершенные радиоэлек­тронные средства и имеют сниженный уро­вень всех первичных физических полей бла­годаря использованию технологий, реализо­ванных в процессе создания Seawolf. Некото­рые специалисты и источники относят Virginia к АПЛ пятого поколения. Возможно, эта точ­ка зрения не лишена оснований, но нельзя забывать, что постройка этих кораблей во многом является вынужденной мерой. Очевид­но, в случае продолжения «холодной войны» командование ВМС США не отказалось бы от более эффективных лодок типа Seawolf.{jcomments on}