21 Августа 2012
Индекс материала |
---|
АПЛ NR-1. |
Страница 2 |
Все страницы |
Еще в период начала работ над системой Polaris адмирал X. Риковер пришел к убеждению о необходимости создания реактора малых мощности и габаритов для АПЛ. Однако какие-либо разработки в этом направлении в США не велись до тех пор, пока 10 апреля 1963 г. не затонула АЛЛ Thresher (SSN-593) и когда стало очевидным, что ВМС остро нуждаются в глубоководных исследовательских и спасательных ОПА. Тогда и было решено создать АПЛ NR-1, причем Комиссия по атомной энергии (в настоящее время Министерство энергетики) взялась за разработку атомного реактора, а ВМС - за разработку самой лодки. Характерно то, что обе группы проектантов должны были использовать уже имевшиеся технологии и образцы оборудования.
Работы велись в обстановке строжайшей секретности. Покров тайны с АПЛ NR-1 был частично снят 18 апреля 1965 г., когда президент Линдон Джонсон объявил о ее создании. В пресс-релизе Белого дома, в частности, сообщалось: «Разработка АЭУ для глубоководной исследовательской ПЛ обеспечит более широкую свободу развития и позволит увеличить кампанию активной зоны главных и вспомогательных АЭУ. Эти особенности внесут вклад в результаты исследований специалистов и в разработке ресурсов океана». Интересно то, что NR-1 никогда официально не получала наименования и литерно-цифрово- го индекса. Ее даже не вводили в строй. Как известно, в ВМС США используется сквозная нумерация кораблей, назначаемая через конгресс. Адмирал Риковер, отказавшись от номера в общем списке, стремился избежать надзора, которому корабль обычно подвергается со стороны сразу нескольких бюрократических организаций.
Предполагалось, что NR-1 будет иметь испытательную глубину погружения порядка 1000 м - большую, чем у любой боевой АЛЛ ВМС США. В то же самое время она была типичной для глубоководных ОПА. Однако их автономность составляла всего несколько часов и находилась в прямой зависимости от емкости АБ - атомный реактор позволял преодолеть данный недостаток.
АПЛ NR-1 была разработана КБ отделения Electric Boat Division и построена на его верфи в Гротоне. Ее спустили на воду 25 января 1969 г. и 27 октября того же года передали ВМС США. Одной из главных проблем при проектировании корабля являлось экранирование реактора. На стандартных АПЛ ВМС США эта задача решалась за счет защиты реактора с обеих сторон свинцовыми экранами толщиной до 30 см. Но такой экран был слишком тяжелым для NR-1. Тогда было решено поставить свинцовый экран только спереди для защиты жилого отсека, оставив остальную часть лодки за кормовой стенкой реактора (длиной 3,9 м) заполненной водой и недоступной для обслуживания в море. Идея заключалась в том, чтобы эта стена воды поглощала выделяющуюся радиацию и служила вместо свинцового экрана, так как 0,36 м3 воды имеют такой же молекулярный вес, как и 0,02 м3 свинца. В то же самое время, когда лодка находилась в подводном положении, то вода совсем не добавляла ей веса. Данное решение предопределило то, что оба ГЭД на главных линиях вала были смонтированы вне прочного корпуса.
ПЛА типа NR-1 была разработана КБ отделения Electric Boat Div. В соответствии с требованиями ВМС США она предназначена для изучения морского дна, измерения температуры и направления течений, получения различной информации для военного, коммерческого и научного использования, а также обнаружения, идентификации подводных объектов и их подъёма на поверхность. Решение этих задач достигалось благодаря высокой маневренности и способности висеть в воде без движения, позиционируясь с высокой точностью. Атомный реактор обеспечивал независимость от судов обеспечения и позволял двигаться в погруженном состоянии длительное время, ограниченное только средствами жизнеобеспечения экипажа.
По своей архитектуре она являлась однокорпусной лодкой с проницаемыми оконечностями и развитой надстройкой. Прочный корпус был выполнен из стали HY-80. Он делился водонепроницаемыми переборками на два отсека. Носовой из них являлся центральным постом лодки. В нем помимо приборов управления кораблем, гидравлическими манипуляторами, выдвижным рабочим модулем, осветительными плафонами и храпцами (корзинами) для захвата объектов на грунте также располагаюсь спальные места для экипажа, запасы провизии и санитарно-бытовые помещения. В носовой части центрального поста, в нижней его части находилось три обзорных иллюминаторов с рабочими постами операторов и выдвижными и неподвижными телевизионными камерами. В кормовом отсеке располагался реактор. Ориентирование на поверхности осуществлялось при помощи телекамеры, зафиксированной на мачте, смонтированной на крыше рубки вместо выдвижного перископа. Корпус NR-1 был окрашен в черный цвет (традиционный для ПЛ ВМС США), а ограждение рубки и вертикальный стабилизатор - в ярко-красный цвет, что облегчало ее обнаружение.