Индекс материала
АПЛ NR-1.
Страница 2
Все страницы

В нижней части прочного корпуса находился массивный коробчатый киль. В нем раз­мещались заваливающиеся автомобильные колеса, сбрасываемый аварийный балласт и манипуляторы, которые в сложенном состоянии закрывались щитом обтекаемой формы. Колеса имели сменные шины и внутреннюю камеру, заполненную метиловым спиртом. Они позволяли лодке ложиться на грунт и перемещаться по нему.

Основой энергетической установки NR-1 являлся ВВР, передававший энергию на АТГ переменного тока, который питал два ГЭД на линиях вала. Рули глубины размещались на рубке, а вертикальный руль - в кормовой оконечности. Маневренность лодки улучшали четыре новоротных подруливающих устройства, располагавшихся двумя парами крест- накрест.

NR-1. Верфь отделения Electric Boat Division (Гротон): 10.06.1967 г; 24.01.1969 г.; 27.10.1969 г. Входила в состав Первой группы развития подводных сил ВМС США (Submarine Development Group One) и базировалась в Сан-Диего (штат Калифорния)1. В 2009 г. была выведена из состава ВМС. Дальнейшая судьба корабля не определена.

Из-за малой скорости хода NR-1 должна была либо буксироваться, либо доставляться к месту развертывания на палубе надводного судна или специально оборудованной боевой АПЛ. Допустимая скорость буксировки лодки составляла 10 уз, а доставки на борту АПЛ - 11 уз. Сведений о том, что NR-1 когда-либо перевозилась на борту боевой АПЛ, в откры­той печати не сообщалось. Зато среди надвод­ных плавсредств в этом качестве использова­лось коммерческое судно обеспечения Carolyn Chouest, которое также было способно уча­ствовать в исследованиях, дополняя лодку и предоставляя условия для отдыха ее экипажа и пополнения запасов. Это судно обеспечива­ло буксировку NR-1, связь, постановку на якорь и помощь во время проведения работ. Оно также служило универсальной платфор­мой для размещения требующегося дополни­тельного оборудования и, вместе со своим эки­пажем, являлось частью комплекса NR-1 deep Submergence team.

Важнейшие работы, выполнявшиеся при помощи NR-1 во время «холодной войны», по- прежнему засекречены. Очевидно, что эта лод­ка привлекалась к монтажу датчиков систе­мы SOSUS и других придонных систем на­блюдения за окружающей обстановкой, таких, например, как Азорский акустический барь­ер AFAR (Azores Fixed Acoustic Range). Кроме того, лодка проводила диверсионные опера­ции, среди которых можно выделить прослу­шивание подводных кабелей. Вероятно, она также использовалась при подъеме затонув­ших объектов - как советских, так и принад­лежавших странам НАТО. В 1976 г. лодка сы­грала ключевую роль в подъеме истребителя F-14 с новейшими ракетами типа Phoenix, ко­торый скатился с палубы авианосца John F. Kennedy (CVA-67) и затонул на глубине около 600 м. В январе-апреле 1986 г. у м. Кеннеди (штат Флорида) она участвовала в поисках обломков «космического челнока» Challenger.

После распада Советского Союза роль NR-1 существенно изменилась. Наряду с сохране­нием менее многочисленных секретных опе­раций ВМС США, она стала доступной для гражданских научных организаций, выпол­нявших исследовательские работы. Даже был снят 11-минутный видеоролик, описывающий NR-1 и историю ее создания. Весной 1996 г. у побережья штата Флорида лодка использова­лась в рамках образовательной программы

Jason Project VII, а летом 1997 г. - в Норве­гии для обеспечения гидрографической съем­ки фьордов, гаваней, мест кораблекрушений и других сложных в навигационном отноше­нии акваторий. С июня по конец августа 1997 г. лодка работала в восточной части Сре­диземного моря, занимаясь, по просьбе пра­вительства Израиля, поиском погибшей ДЭПЛ Dakar. В период с ноября 1990 г. по ноябрь 1993 г. АПЛ прошла капитальный ремонт с заменой A3 реактора и модернизацией, свя­занной с перестройкой носовой оконечности, с заменой ГАС и фотокамер, что привело к увеличению длины корпуса на 2,9 м.

В 1995 г. NR-1 по заказу правительства Великобритании занималась обследованием лайнера Britannic (однотипного с Titanic), слу­жившего во время Первой мировой войны гос­питальным судном и погибшего на минах у берегов Греции. В том же году в Черном море она привлекалась к поиску затонувших ру­мынских кораблей и судов. В целом эта рабо­та включала 19 погружений обшей продол­жительностью 403 часа. В 2002 г. лодка об­следовала останки американских мониторов Monitor и Akron, а весной 2007 г. (после спе­циальной модернизации) - нефтеносные бан­ки в Мексиканском заливе.

Предполагалось, что лодка как минимум прослужит до 20-х годов нынешнего столетия, но в марте 2010 г. появились сообщения, что ее исключили из списков ВМС США. Созда­ние подобных кораблей пока не планируется. Как известно, в 1976 г. Риковер предлагал со­здать АПЛ NR-2, которую предполагалось ис­пользовать для испытаний новой корпусной стали HY-130 с пределом текучести 90 кг/мм2. Однако ни конгресс, ни командование ВМС не поддержали этот проект.

С некоторыми оговорками можно утверж­дать, что NR-1 является аналогом отечествен­ной глубоководной АПЛ пр. 1910 и пр. 1851, причем носителями последней являются соот­ветствующим образом переоборудованные АПКР, выведенные из состава МСЯС.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте