21 Августа 2012
Индекс материала |
---|
АПЛ Triton. |
Страница 2 |
Страница 3 |
Все страницы |
В годы Второй мировой войны стало очевидным, что увеличившиеся скорость и радиус действия самолетов заставили поставить вопрос о своевременном их обнаружении на большом удалении от корабельной группировки. Эта задача могла быть решена только путем размещения мощных PJ1C на кораблях, несущих дозорную службу на определенном расстоянии от соединения. Однако, как показал опыт боевых действий, одиночный надводный корабль, не поддержанный своими силами и в первую очередь авиацией, становился легкой добычей для средств воздушного нападения. В создавшихся условиях подводные лодки были предпочтительнее надводных кораблей, так как они могли скрытно занимать заданную позицию, уклоняться от обнаружения самолетами, погружаясь под воду, и имели при этом большую автономность.
Тем не менее после завершения войны специализированные лодки РЛД появились только в двух странах - в СССР и США. В нашей стране они были представлены четырьмя кораблями, переоборудованными из средних торпедных лодок. Создавались они как элемент ПВО страны и предназначались для своевременного обнаружения стратегических бомбардировщиков в ее морских секторах обороны. В США дело обстояло несколько иначе. В конце 40-х годов здесь по программе Migraine переоборудовали в корабли РЛД семь торпедных лодок типов Gato, Balao и Tench, строившихся в годы войны. Изначально предполагалось, что они будут обеспечивать ПВО авианосных соединений в отдаленных районах Мирового океана. Кроме того, они должны были наводить на обнаруженные корабли противника самолеты своей палубной авиации.
Данная концепция казалось настолько привлекательной, что в середине 50-х годов была разработана программа дальнейшего развития лодок РЛД, причем их должны были не переоборудовать из морально устаревших кораблей периода Второй мировой войны, а строить заново. Здесь важно отметить то, что среди этих кораблей была атомная Triton (SSN-586). Этот корабль воплотил в себе практически все идеи адмирала Риковера (Hyman G. Rickover). Так, например, он имел двух- корпусную архитектуру (с запасом плавучести около 30%), был оснащен двумя реакторами (уникальный случай для американского военного кораблестроения) и эшелонированной ППУ. В процессе проектирования нормальное водоизмещение лодки практически ничем не ограничивалось - главным было достижение эффективности в использовании РЛС дальнего обнаружения. Интересной особенностью корабля являлось то, что каждый из двух реакторов располагался в своем отсеке. В нашей стране, например, где большинство АПЛ были оснащены двумя реакторами, их монтировали в одном отсеке в герметичных выгородках.
Такой подход к проектированию корабля был вызван теми задачами, которые на него возлагались. Triton предназначалась для раннего обнаружения воздушных целей в системе ПВО страны и корабельных группировок, и в первую очередь авианосных соединений. В связи с этим помимо новейшего радиолокационного и навигационного оборудования она была оснащена комплексом радиотехнических средств, необходимых для ведения разведки, связи и радиоэлектронной борьбы. Лодка была оборудована оперативной рубкой (БИГГ) и могла быть использована как корабль управления различными силами флота и наведения авиации. Наряду с этим Triton сохранял мощное торпедное вооружение, состоявшее из шести 533-мм ТА при общем боезапасе 15 торпед.
Антенный пост двухкоординатной РЛС дальнего обнаружения AN/BPS-2 располагался в ограждении прочной рубки и выносился за его верхний срез при помощи телескопического гидравлического привода. Эта станция могла работать в трех положениях корабля. Во-первых, в надводном положении, причем большой запас плавучести и обводы легкого корпуса позволяли кораблю использовать эту РЛС на сильном волнении. Во-вторых, в полупогруженном положении, когда при помощи системы специатьных цистерн Triton мог оставлять над водой только одно лишь ограждение. Наконец, в-третьих, в подводном положении. Каждый из режимов имел свои преимущества и применялся в зависимости от складывавшейся оперативной обстановки.
Характерно то, что, несмотря на свои большие размеры, Triton не являлась самой хорошо оснащенной, с точки зрения радиотехнического вооружения, лодкой. К примеру, ДЭПЛ Burr fish (SSR-312) несла целых три станции SR-2 (прототип станции AN/BPS-2), SV-2 и YE-2.
Для возможности сопровождения авианосных соединений скорость хода Triton в подводном положении превышала 30 уз. Особое внимание было уделено обеспечению большой автономности. Корабль оснастили несколькими провизионными камерами и новой (для своего времени) системой регенерации воздуха, которая, чисто теоретически, позволяла ему находиться под водой, не всплывая для вентиляции воздуха, около 60 суток. Была обеспечена возможность производить перегрузку A3 в море. Для этой цели ее поделили на отдельные кассеты, которые могли выгружаться через специальные люки прочного корпуса вместо удаления всей зоны одновременно. ТВЭЛы выполнялись в виде спирали.