06 Августа 2012
Индекс материала |
---|
Типа Los Angeles. |
Страница 2 |
Страница 3 |
Все страницы |
Если проанализировать ТТЭ американских АПЛ второго поколения, то станет очевидным], что скорость их хода в подводном положении колебалась от 23 (у Glenard P. Lipscomb) до 29 (у Skipjack) уз. Характерно то, что она падала от серии к серии, и у самой многочисленной серии кораблей типа Sturgeon не превышала 25 уз. Такое положение вещей объясняется кругом задач, решение которых возлагалось на эти корабли. В первую очередь они предназначались для борьбы с советскими АЛЛ на противолодочных рубежах, а также на выходе из баз, и поэтому приоритет отдавайся не скорости, а скрытности и эффективности гидроакустических средств.
Идея создания многоцелевой АПЛ, имеющей более высокую скорость хода в подводном положении, по сравнению с лодками ВМС США предшествующих типов, возникла еще в 1963 г. Впоследствии ее реализовали в проекте Los Angeles. Благодаря скорости лодка могла бы оказывать непосредственную поддержку действиям группировок надводных кораблей (прежде всего АУГ). Согласно замыслу, АПЛ должна была осуществлять разведку по курсу следования соединения, скорость которого определялась максимально возможным ходом атомного авианосца (более 30 уз.). Действуя в режиме «рывок-дрейф» (т.е. чередуя режимы хода на полном ходу и поисковой скорости), скоростная АПЛ вела бы поиск лодок противника, не допуская их сближения с кораблями охраняемого соединения для нанесения торпедного или ракетного ударов. Кроме того, высокая скорость хода позволяла быстро разворачивать многоцелевые АПЛ в районах возможных боевых действий и использовать их «по вызову» с максимально возможной эффективностью.
В качестве прототипа были выбраны Sturgeon (в части, касающейся обводов корпуса и общей компоновки) и Narwhal (в части, касающейся ППУ с естественной циркуляцией теплоносителя в первом контуре). Правда, в отличие Sturgeon, специалисты Управления кораблестроения и вооружения ВМС США решили на Los Angeles отказаться от некоторых технических решений, связанных с обеспечением безопасности плавания в ледовых условиях. К таким решениям можно отнести усиленную конструкцию ограждения прочной рубки и проницаемых оконечностей корпуса. Los Angeles стала первой полностью однокориусной АПЛ мира. На всем ее протяжении отсутствует как легкий корпус, так и надстройка. Цистерны главного балласта окончательно разделили на носовую и кормовую группы и сгруппировали в оконечностях. Таким образом, подводное кораблестроение США завершило эволюционную линию перехода на полностью однокорпусный архитектурно-конструктивный тип АПЛ. Как представляется, одной из главных причин такого перехода стало стремление к увеличению жесткости корпуса корабля и снижению его вибрации под воздействием набегающею потока. Прочный корпус Los Angeles является цилиндром единого диаметра, с коническими секциями в оконечностях, заканчивающимися прочными торосферическими переборками.
Такое техническое решение обеспечило не только более высокую технологичность постройки корабля, но и оказало благоприятное влияние на его общую компоновку. Его «побочным» результатом стало то, что лодка делиться водонепроницаемыми переборками только лишь на три отсека. В носовом отсеке сосредоточены торпедное вооружение, ГКП, жилые и бытовые помещения экипажа, ряд вспомогательных механизмов, аварийный ди- зель-генератор и АБ. Во втором отсеке размещен реактор, а в третьем - ПТУ, основное оборудование ЭЭС и вспомогательные механизмы. Интересно также и то, что однокор- пусное исполнение корабля заставило сместить ТА в нос — они вварены в носовую коническую секцию прочного корпуса под углом к диаметральной плоскости. Такая схема, в свою очередь, заставила удлинить носовую проницаемую часть лодки и тем самым обеспечить наиболее благоприятные условия для работы ГАК. Для этой же цели основную антенну комплекса прикрыли специальными экранами, отделяющими ее от носовой группы ЦГВ, и изменили конструкцию носовой горизонтальной шахты, соединяющей с носовой переборкой прочного корпуса. В дальнейшем это удлинение позволило разместить в носовой оконечности 12 шахт для запуска КР Tomahawk, а затем - заваливающиеся носовые горизонтальные рули.
Удлинение носовой оконечности потребовало адекватного увеличения длины кормовой оконечности и забортной части линии вала. На последней модификации этот объем использовали для размещения лебедки, барабана и других механизмов протяженной гидроакустической буксируемой антенны ТВ-23 (ТВ-29 или ТВ-29А).
Переход к однокорпусной архитектуре также привел к тому, что ограждение прочной рубки, в отличие от американских АПЛ второго поколения, было полностью изолировано от проницаемой носовой оконечности, и его вибрация, вызванная движением лодки, не передавалась на легкие конструкции корпуса. Недостатками архитектуры и общей компоновки Los Angeles специалисты считают то, что они не обеспечивают надводную непотопляемость, а также требуемую боевую и аварийную живучесть, так как в одном отсеке сосредоточены АБ, торпедное вооружение и ГКП со всеми системами управления кораблем.
Для обеспечения высокой скорости хода на Los Angeles использовали ППУ, построенную на базе нового реактора S6G, имеющего вдвое большую мощность реактора предыдущего проекта (S5W). Так как этот реактор имеет большие массогабаритные характеристики, пришлось увеличить диметр прочного корпуса на 0,4 м по сравнению с АПЛ Stergeon. Реактор S6G создавался для перспективного эсминца проекта D2G и был использован исключительно с целью сокращения финансовых затрат и времени проектировния. Однако данное решение не позволило ооеспечить полноценную естественную циркуляцию теплоносителя в первом контуре, как это было реализовано на Narwhal.
Вооружение АПЛ типа Los Angeles состоит из четырех носовых 533-мм ТА при общем боезапасе 26 торпед Мк.48 различных модификаций и ПЛУР ПЛРК SUBROC или мин Мк.60 и Мк.67. Торпедный комплекс оснащен автоматизированной системой продольного и поперечного перемещения боезапаса на стеллажах, а также УБЗ ТА. На корабле используется гидравлическая система пуска оружия из ТА, приводимая в действие поршневыми насосами постоянного объема. Она отличается высокой надежностью, но имеет при этом сравнительно большие массу и габариты, издает большой шум в процессе работы и характеризуется продолжительностью цикла выстреливания. Немалой проблемой является монтаж такой системы на лодке. Информация от ГАК поступает в ПУТС, СУРС и АСБУ (на кораблях третьей серии). В этих системах она соответствующим образом обрабатывается и используется в процессе применения оружия. На первой серии АПЛ типа Los Angeles роль этих систем выполняли ПУТС Мк.113 Torpedo FCS mod. 10, а затем Мк.117, а на второй их дополнили СУРС Mk.l mod.O (mod.2). Они решают следующие задачи: определение параметров движения до пяти целей; выработка данных стрельбы по ним; подготовка ТА и торпед к стрельбе и наведение телеуправляемых торпед; применение ПЛУР комплекса SUBROC; постановка мин в заданном районе и в определенном порядке. Кроме того, они обеспечивают боевое использование различных модификаций ПКР Harpoon и КР Tomahawk.