Индекс материала
Система Polaris А 1.
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Все страницы

В 1955 г. армия США получила большие ассигнования для проведения работ по созда­нию жидкостной баллистической ракеты сред­него радиуса действия (-2400 км) Jupiter. Так как ВМС США в то время не имели собствен­ных баллистических ракет, то предполагалось, что Jupiter будет использоваться и ими. Так появился морской вариант этой ракеты. Од­нако специалисты отдавали себе отчет о том, что он не был пригоден для использования с боевого корабля, так как имел длину 14,4 м и стартовую массу 45 т. Из-за таких характери­стик морского варианта Jupiter его можно было разместить на ПЛ лишь в вертикальной шахте, идущей от киля до верхнего среза ог­раждения рубки (как на АЛЛ пр. 658 и ДЭПЛ пр. 629). Не прибегая к чрезмерному удлине­нию ограждения, на лодке, таким образом, можно было установить не более четырех та­ких ракет.

Наряду с этим дали о себе знать проблемы хранения жидких компонентов (керосин + жидкий кислород) ракетного топлива и слож­ность подготовки жидкостной ракеты к стар­ту на корабле. Все это привело командование ВМС США к мнению, что БР морского бази­рования должна быть твердотопливной.

Как следствие, по распоряжению началь­ника морских операций (Chief of Naval Operations или CNO) ВМС США адмирала Арли Берка при Управлении материально-тех­нического обеспечения ВМС была сформиро­вана Служба специальных проектов (Special Project Office) под руководством контр-адми- рала У.Ф. Рейборна1. Дело в том, что ни одно из существовавших в тот период специализи­рованных Бюро ВМС США (кораблестроения, вооружения и т.д.) не могло возглавить рабо­ты, в т.ч. из-за личных амбиций некоторых высших офицеров. Исходя из этого, У.Ф. Рей- борн поступил предельно просто. На каждое из специализированных управлений ВМС и на основных подрядчиков он возложил ответ­ственность за разработку отдельных подсис­тем: Бюро кораблестроения (с 1966 г. Коман­дование корабельных систем2) - за носитель; фирму Lockheed - за ракету; фирму Sperry - за навигационные комплексы и т.д.

Изначально предполагалось создать твер­дотопливную БР с использованием боевой ча­сти и системы управления ракеты Jupiter. Однако, когда в середине 1956 г. сделали про­ектные проработки, то оказалось, что массо- габаритные характеристики такой ракеты никак не могут отвечать требованиям ВМС - ее стартовый вес достигал 72 т. Тогда перед Службой специальных проектов поставили задачу уменьшить вес БР морского базирова­ния до 13 т, сохранив при этом дальность по­лета Jupiter.

Тогда же, летом 1956 г., ученые Нацио­нальной лаборатории в Ливерморе (Lawrence Livermore National Laboratory) заявили о воз­можности создания небольшой БР с высоким удельным импульсом твердого топлива двига­телей. Они провели ряд бросковых испыта­ний макета такой ракеты и выявили зависи­мость между ее массой и дальностью полета. Так, например, головная часть массой 300 кг могла быть «заброшена» ракетой с диаметром корпуса 1,6 м на расстояние порядка 2200 мор­ских миль. Мало того, при использовании ряда технических решений открывалась возмож­ность увеличить дальность полета ракеты до 5000 км при сохранении прежних массога- баритных характеристик. Как показывали расчеты, на одной лодке нормальным водо­измещением порядка 5000 т можно было бы разместить от восьми до шестнадцати малога­баритных БР.

Подобная система вооружения выглядела куда более привлекательной, нежели страте­гические бомбардировщики ВВС (они могли быть легко сбиты зенитными ракетами созда­вавшихся в тот период поясов ПРО) и армей­ские МБР (уязвимые в случае нанесения уп­реждающего ядерного удара). Не случайно 23 октября 1956 г. Консультативный научный комитет при президенте США предоставил приоритет стратегической системе морского базирования, получившей название Polaris. 9 ноября 1956 г. министр обороны США по представлению морского секретаря утвердил планы разработки этой системы. Правда, при этом министр потребовал от секретаря вы­брать между баллистическими и крылатыми ракетами. В результате в январе 1957 г. при­обретение крылатых ракет Regulus I было приостановлено, а работы над ракетами Re­gulus II и Triton - прекращены. Вскоре комп­лексы стратегических крылатых ракет вооб­ще сняли с вооружения.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте