29 Июля 2012
Индекс материала |
---|
Система Polaris А 1. |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Все страницы |
В 1955 г. армия США получила большие ассигнования для проведения работ по созданию жидкостной баллистической ракеты среднего радиуса действия (-2400 км) Jupiter. Так как ВМС США в то время не имели собственных баллистических ракет, то предполагалось, что Jupiter будет использоваться и ими. Так появился морской вариант этой ракеты. Однако специалисты отдавали себе отчет о том, что он не был пригоден для использования с боевого корабля, так как имел длину 14,4 м и стартовую массу 45 т. Из-за таких характеристик морского варианта Jupiter его можно было разместить на ПЛ лишь в вертикальной шахте, идущей от киля до верхнего среза ограждения рубки (как на АЛЛ пр. 658 и ДЭПЛ пр. 629). Не прибегая к чрезмерному удлинению ограждения, на лодке, таким образом, можно было установить не более четырех таких ракет.
Наряду с этим дали о себе знать проблемы хранения жидких компонентов (керосин + жидкий кислород) ракетного топлива и сложность подготовки жидкостной ракеты к старту на корабле. Все это привело командование ВМС США к мнению, что БР морского базирования должна быть твердотопливной.
Как следствие, по распоряжению начальника морских операций (Chief of Naval Operations или CNO) ВМС США адмирала Арли Берка при Управлении материально-технического обеспечения ВМС была сформирована Служба специальных проектов (Special Project Office) под руководством контр-адми- рала У.Ф. Рейборна1. Дело в том, что ни одно из существовавших в тот период специализированных Бюро ВМС США (кораблестроения, вооружения и т.д.) не могло возглавить работы, в т.ч. из-за личных амбиций некоторых высших офицеров. Исходя из этого, У.Ф. Рей- борн поступил предельно просто. На каждое из специализированных управлений ВМС и на основных подрядчиков он возложил ответственность за разработку отдельных подсистем: Бюро кораблестроения (с 1966 г. Командование корабельных систем2) - за носитель; фирму Lockheed - за ракету; фирму Sperry - за навигационные комплексы и т.д.
Изначально предполагалось создать твердотопливную БР с использованием боевой части и системы управления ракеты Jupiter. Однако, когда в середине 1956 г. сделали проектные проработки, то оказалось, что массо- габаритные характеристики такой ракеты никак не могут отвечать требованиям ВМС - ее стартовый вес достигал 72 т. Тогда перед Службой специальных проектов поставили задачу уменьшить вес БР морского базирования до 13 т, сохранив при этом дальность полета Jupiter.
Тогда же, летом 1956 г., ученые Национальной лаборатории в Ливерморе (Lawrence Livermore National Laboratory) заявили о возможности создания небольшой БР с высоким удельным импульсом твердого топлива двигателей. Они провели ряд бросковых испытаний макета такой ракеты и выявили зависимость между ее массой и дальностью полета. Так, например, головная часть массой 300 кг могла быть «заброшена» ракетой с диаметром корпуса 1,6 м на расстояние порядка 2200 морских миль. Мало того, при использовании ряда технических решений открывалась возможность увеличить дальность полета ракеты до 5000 км при сохранении прежних массога- баритных характеристик. Как показывали расчеты, на одной лодке нормальным водоизмещением порядка 5000 т можно было бы разместить от восьми до шестнадцати малогабаритных БР.
Подобная система вооружения выглядела куда более привлекательной, нежели стратегические бомбардировщики ВВС (они могли быть легко сбиты зенитными ракетами создававшихся в тот период поясов ПРО) и армейские МБР (уязвимые в случае нанесения упреждающего ядерного удара). Не случайно 23 октября 1956 г. Консультативный научный комитет при президенте США предоставил приоритет стратегической системе морского базирования, получившей название Polaris. 9 ноября 1956 г. министр обороны США по представлению морского секретаря утвердил планы разработки этой системы. Правда, при этом министр потребовал от секретаря выбрать между баллистическими и крылатыми ракетами. В результате в январе 1957 г. приобретение крылатых ракет Regulus I было приостановлено, а работы над ракетами Regulus II и Triton - прекращены. Вскоре комплексы стратегических крылатых ракет вообще сняли с вооружения.