С середины 60-х годов прошлого столетия в США отдавали предпочтение морской составляющей стратегической «триады», так как именно она позволяла с наибольшей эффективностью осуществлять сдерживание вероятного противника. Очевидно, что месторасположение аэродромов стратегической авиации и шахт баллистических ракет наземного базирования можно было точно определить и нанести по ним упреждающий удар. Гораздо сложнее обстояло дело с обнаружением и уничтожением носителей БР, патрулирующих в открытом океане. В принципе система Polaris A3, принятая на вооружение ВМС США в 1964 г., полностью отвечала предъявляемым к ней требованиям. Однако ее существенным недостатком являлась сравнительно небольшая дальность полета ракеты (до 4600 км). Для того чтобы обеспечить нанесение ударов по важнейшим стратегическим объектам на территории Советского Союза, ПЛАРБ приходилось патрулировать в Северном и Японском морях.
В обоих случаях траектория полета ракет проходила через создававшиеся в тот период системы ПРО, что неизбежно снижало эффективность наносимого удара. Решить проблему можно было бы за счет увеличения дальности полета ракет, и, как следствие, изменения районов патрулирования ПЛАРБ. В то же самое время ракета системы Polaris A3 с точки зрения массы и габаритов, достигла вершины своего совершенства.
В 1964-1966 гг. Управление НИОКР МО США DARPA провело работы но изучению перспектив развития стратегических вооружений. В соответствии со сложившейся в США практикой предложение любого вида вооруженных сил рассматривается с учетом интересов (или предложений) других видов. Так, например, при изучении возможности нанесения удара по территории Советского Союза, помимо наибольшей эффективности, основным критерием выбора оптимальной системы была «минимальная стоимость на одну уцелевшую боеголовку». ВВС выставили на рассмотрение межконтинентальную ракету WS-12A (впоследствии MX) и стратегический бомбардировщик В-1, а армия - перспективную систему ПРО. Всего же было рассмотрено 125 различных тем, включающих выполнение аналитических работ, работ по разработке новых технологий и созданию демонстрационных образцов перспективных технических средств.
ВМС выставили на рассмотрение DARPA систему ULMS (Undersea Long-Range Missile System, впоследствии Trident). Командование ВМС считало, что до конца 90-х годов в составе МСЯС все ПЛ АРБ, построенные в 60-х годах, будут заменены кораблями нового поколения, вооруженными ракетами системы
ULMS. При этом их количество определялось стремлением сохранить за МСЯС 55% американского стратегического ядерного арсенала (около 5000 боеголовок).
1 февраля 1968 г. Отдел морских операций выдал ОТЗ для системы ULMS. Специалисты отдела в своих расчетах исходили из того, что повысить эффективность МСЯС можно за счет обеспечения базирования ее кораблей исключительно на территории самих США. Решение этой задачи давало возможность лодке использовать свое оружие сразу после выхода из базы. Отсюда родилось требование увеличения дальности полета ракеты до 11 ООО км. К слову сказать, подобная задача в Советском Союзе была решена уже к концу 60-х годов.
Как показывали расчеты, если исходить из конструктивных решений, заложенных в системах Polaris АЗ/Poseidon СЗ (а они, как известно, считались довольно удачными), то размеры ракеты системы ULMS будут чрезвычайно велики. Достаточно сказать, что один ее стартовый вес определялся почти в 60 т. Стало очевидным, что носитель таких ракет должен был иметь соответствующие размеры и конструктивное исполнение. Тогда же стало очевидным, что много таких кораблей не построишь.
Сокращение количества ПЛАРБ в серии неизбежно родило требование увеличения площади зоны патрулирование каждой из них - примерно в 14 раз по сравнению с лодками системы Polaris АЗ/Poseidon СЗ. В соответствии с расчетами Отдела морских операций каждая из лодок системы ULMS должна была проходить в год не менее 50 ООО морских миль, что позволяло довести коэффициент их боевого использования до 70% (против 50% у Ethan Alien). Продолжительность боевого патрулирования при этом составляла 70 суток, а время межпоходового ремонта (или простого пребывания в базе) - 25 суток. Период между двумя капитальными ремонтами не мог быть меньше девяти лет. В этой статье http://www.tagantip.ru/darim_podarki/chto_podarit_neznakomomu_cheloveku.html смотрите полезную информацию про то что подарить незнакомому человеку.
На стадии предэскизной проработки, проводившейся в 1967-1968 гг. специалистами Управления кораблестроения и вооружения, подводное водоизмещение новой ПЛАРБ должно было составить 18 ООО т - при сохранении такого же ракетного боезапаса, как и на носителях предшествующих систем. При этом на корабле должно было использоваться минимально возможное количество технических новшеств. Даже реактор со всеми обслуживающими системами требовалось взять уже из отработанного проекта Ethan Allen. В этом случае подводная скорость хода лодки не превышала бы 20 уз.
Непосредственное проектирование носителя БР системы ULMS началось с 1968 финансового года. Осуществлялось оно отделением Electric Boat Div. компании General Dynamics - ведущим предприятием в области атомного подводного кораблестроения в США. Всей программой руководил контр-адмирал Кауффман (R.Y. Kauffman). На начальном этапе работ рассматривалось большое количество архитектурно-конструктивных вариантов исполнения ПЛАРБ, предусматривавших различное размещение ракетных шахт (вертикальное и горизонтальное, внутри прочного корпуса и вне него). Длительное время продолжался выбор количества ракетных шахт. В первоначальных вариантах проекта их число колебалось от 16 до 32, а в более поздних - от 20 до 24.
Один из этих вариантов, например, предполагал размещение ракетных шахт в двух группах, в нос и в корму от центрального блока, включающего в себя центральный пост управления, различные боевые посты и жилые помещения. Были предложения по размещению шахт в носовой оконечности корабля вне прочного корпуса (подобно тому, как это было сделано на отечественных ПЛАРК пр. 670). Всего же к середине 1972 г. отделение Electric Boat Div. проработало более 100, а Управление кораблестроения и вооружения - 492 различных варианта компоновки ПЛАРБ системы ULMS. Их подводное водоизмещение колебалось от 10 ООО т (вариант отделения Electric Boat Div. SSBNXот 1968 г.) до 30 ООО т (вариант ВМС от 1970 г.). Менялись состав вооружения, общая компоновка, число реакторов в составе ГЭУ и тип движителей. В конце концов, выбор был сделан в пользу носителя с традиционной общей компоновкой, характерной для кораблей системы Polaris АЗ/Poseidon СЗ с вооружением из 24 ракет. Очевидно, что на это решение оказал влияние опыт их проектирования, постройки и эксплуатации, а также предэскизные проработки, проведенные отделением Electric Boat Div., а также специалистами Отдана морских операций, Управления кораблестроения и вооружения.
Забегая вперед, отметим, что стремление во всем строго придерживаться классической компоновки не только крайне осложнило реализацию программы создания всей системы ULMS в целом, но и привело к снижению так- тико-технических элементов носителей BP. Достаточно сказать, что из-за размещения ракетных шахт в прочном корпусе его диаметр достиг 12,81 м (против 10,1 м на ПЛАРБ предшествовавшего типа). Как следствие американцы столкнулись с большими технологическими проблемами, что в конечном итоге заставило сохранить на новых лодках испытательную глубину погружения такой же, как у ПЛАРБ типа Laffayette - 400 м.
На дальнейшее развитие программы ULMS оказали влияние переговоры по ограничению стратегических вооружений (впоследствии ОСВ-1). Сложилась такая ситуация, что эти переговоры вообще могли привести к свертыванию этой программы. Стремясь избежать подобного исхода, контр-адмирал Кауффман в октябре 1971 г. предложил начальнику Отдела морских операций ограничить дальность полета ракеты системы ULMS 7400 км. Этим он хотел решить следующие задачи. Во-пер- вых, такой ракетой можно было вооружить корабли типов Ethan Allen и Laffayette. Благодаря этому они могли наносить удары практически по всей территории Советского Союза, и даже в случае отказа от постройки ПЛАРБ нового поколения уровень обороноспособное- ти страны как минимум оставался бы на прежнем уровне. Во-вторых, появлялась возможность развивать систему ULMS вне зависимости от исхода переговоров ОСВ-1 и судьбы носителей BP. Наконец, в-третьих, для американской делегации создавалось определенное преимущество на переговорах, позволявшее оказывать определенное давление на представителей нашей страны.
Предложение контр-адмирала Кауффмана нашло поддержку у командования ВМС, и уже 15 ноября 1971 г. фирма Lockheed приступила к работам над новой многоступенчатой ракетой с РГЧ, изначально называвшейся EXPO (Expanded Poseidon ). В мае 1972 г., после иод- писания соглашения ОСВ-1, она получила наименование Trident С4 (или Trident-I). Важно отметить то, что по его условиям американцам удалось полностью отстоять свою программу ULMS. Мало того, намеченные планы ее реализации позволяли им планово, до конца 90-х годов, полностью модернизировать свои МСЯС, выведя их на принципиально новый уровень, приняв на вооружение более совершенную ракету Trident D5 с дальностью полета порядка 11 ООО км.
Таким образом, можно утверждать, что на первом этапе реализации программы модернизации МСЯС США предполагалось усилить ударные возможности носителей типов Ethan Allen и Laffayette за счет замены ракет системы Polaris АЗ/Poseidon СЗ ракетами системы Trident с «сокращенной» даньностью полета (Trident С4). На втором этапе МСЯС предполагалось полномасштабно развернуть систему Trident с лодками, способными нести ее «дальнобойные» ракеты {Trident D5h
26 октября 1972 г. министр обороны США с санкции Конгресса США утвердил общую компоновку лодки системы Trident. После этого с отделением Electric Boat Div. был подписан кон тракт на 40 млн. долларов на разработку ее технического проекта. Начать постройку головного корабля в серии (SSBN-726), получившего наименование Centurion, планировали в 1977 г. Его подводное водоизмещение определялось в 14 ООО т - тот минимум, который позволял разместить на борту 20 60-тонных BP Trident D5. Исходя из этого требования, стаканы ракетных шахт должны были выполнить на 15% по диаметру и на 30% по высоте больше, чем у ракетоносцев системы Polaris АЗ/Poseidon СЗ. Чтобы уложиться в подводное водоизмещение 14 ООО т, в ГЭУ было решено использовать только один реактор (впрочем, как и на всех американских АЛЛ серийной постройки), что заставило ограничить скорость подводного хода 25 узлами. Особое внимание обращалось на необходимость снижения уровней первичного и вторичного физических полей.
В процессе подготовки соответствующего меморандума секретариат Министерства обороны США, сознательно или нет, допустил ошибку, увеличив число шахт на корабле до 24 единиц. Президент страны подписал документ, который стал отправной точкой для специалистов КБ отделения Electric Boat Div.. Как известно, США не та страна, где возможны подобные «ошибки» в работе администрации. Судя по всему, вариант с вооружением из 20 ракет Trident D5 не устраивал ВМС и был продиктован прежде всего стремлением убедить конгресс в необходимости начать работы но созданию ПЛАРБ нового поколения. Он являлся своеобразным компромиссом, так как для многих американских законодателей в тот период подводное водоизмещение лодки свыше 18 ООО т представлялось чрезмерно большим. Оказалось, что скептики были просто поставлены перед необходимостью смириться с пожеланиями командования ВМС - как показали дальнейшие события, этот компромисс стал благом для МСЯС США и в целом позволил сэкономить для страны огромные силы и средства - на этом мы еще остановимся. Основные изменения в законодательстве о рекламе в СМИ.
В 1973 г., еще на ранней стадии проектирования корабля системы Trident, стало очевидным, что его стоимость будет чрезвычайно высока. Тогда (в январе 1974 г.) министр обороны Джеймс Шлесинжер (James Schle- singer) попытался провести через конгресс проект SSBNX, который должен был строиться на базе экспериментальной торпедной АЛЛ Narwhal, законченной постройкой в июле 1969 г. В случае создания на его базе ПЛАРБ она имела бы подводное водоизмещение порядка 10 ООО т и несла 16 ракет Trident D5. Предполагалось, что скорость подводного хода подобного корабля не превысит 20 уз.
Конгресс отклонил это предложение по целому ряду причин. Среди них можно выделить две. Первая состояла в том, что для обеспечения требуемого уровня обороноспособности страны надо было ввести в строй 35 таких кораблей, что считалось неприемлемым с точки зрения расчетов Отдела морских операций. Второй причиной являлось то, что Narwhal не отвечал требованиям ВМС по уровню шумности главных и вспомогательных механизмов.
В целом надо отметить, что специалисты КБ отделения Electric Boat Div., чья численность во время разработки проекта корабля насчитывала около 3000 человек, со своей задачей справились хорошо. Уже к середине 1976 г. ими был подготовлен полный комплект рабочей документации, насчитывавший 10 634 рабочих чертежа. Характерно то, что 44,3% из них (4709) по требованию заказчика имели гриф «Без отклонений», в соответствии с которым строитель должен был точно выдержать все указания чертежа. Для сравнения: на кораблях типа Laffayette удельный вес подобной документации составлял всего лишь 9% (632 чертежа из 6885). Правда, в процессе постройки головного кораблей чертежи все равно пришлось корректировать и затем изменять уже реализованные в металле конструктивные решения, но это происходило в основном из-за ошибок и вновь возникавших требований заказчика.
В соответствии с проектной документацией подводное водоизмещение нового ракетоносца составило 18 700 т. Его вооружение включает в себя 24 БР Trident C4/Trident D5 и четыре 533-мм ТА (при общем боезапасе 12 торпед или ПЛУР). ГЭУ состоит из одного водо-водя- ного реактора S8G с естественной циркуляцией теплоносителя первого контура и одного ГТЗА (включающего в себя два ПТА, работающих на один редуктор) мощностью 60 ООО л.с, который обеспечивает полную скорость подводного хода около 25 уз. Продолжительность компании активной зоны реактора составила девять лет. Для обеспечения хода в аварийной ситуации имеется вспомогательная дизель- электрическая установка, работу которой в подводном положении обеспечивает АБ. Обращает на себя внимание мощное гидроакустическое вооружение корабля, представленное комплексом AN/BQQ-6 со сквозной цифровой обработкой информации. В своей основе он является модифицированным вариантом комплекса AN/BQQ-5, установленного на АИЛ типа Los Angeles.
Особый интерес вызывает вопрос о том, сколько же ракетоносцев должны были построить в рамках программы Trident. До настоящего времени в американской печати, во всяком случае, официально, он так и не был толком освещен. Как известно из открытых источников, когда рассматривался вариант с вооружением из 20 ракет, предполагалась серия из 30 кораблей. Когда же количество ракет на каждом из носителей возросло до 24, серию было решено ограничить 24 единицами. Причем из этих лодок первые восемь должны были нести ракеты Trident С4, а остальные - Trident D5.
Изначально предполагалось, что головной корабль серии заложат в 1974 году, с тем расчетом, что он будет передан ВМС в 1979 г. Затем, начиная с 1975 г., в течение семи лет предполагалось ежегодно закладывать по три ракетоносца со средним сроком их постройки порядка трех лет. Все корабли системы Trident должны были строиться на специально реконструированной верфи отделения Electric Boat Div. компании General Dynamics в Гротоне (штат Коннектикут). Расчетная производительность этой верфи позволяла до конца 1985 г. передать ВМС все 24 ракетоносца. Однако первые два корабля заказали только лишь в 1975 финансовом году, затем в 1976 и 1977 финансовых годах последовал заказ еще на две ПЛАРБ, а в 1978 финансовом году - еще на две. В период с 1980 г. по 1992 финансовые годы (исключая 1982-й) ежегодно заказывалась одна лодка.
Отставание от намеченного графика заказа объясняется следующим. Как показала постройка первых четырех кораблей серии (в соответствии с контрактам № 00024-75-С-2014 от в 1975 г.), их стоимость оказалась чрезмерно большой даже для такой богатой страны как США. Достаточно сказать, что расчетная стоимость головной лодки в серии - Ohio - составляла 14,6 млн. чел./ч. Уже после закладки корабля она определялась величиной 16,3, а в августе 1977 г. - 18,5 млн. чел./ч. Но и это оказалось не пределом. По состоянию на март 1981 г. стоимость Ohio составляла 23 млн. чел./ч. - т.е. оказалась на 57% выше установленной изначально. Помимо этого, уже после закладки первых четырех ПЛАРБ возникли организационно-технологические проблемы, которые неоднократно заставляли переносить сроки передачи их заказчику - на них мы еще остановимся, когда речь будет идти о технологии постройки кораблей.
В январе 1979 г. завершился наземный этап испытаний BP Trident С4. К этому моменту техническая готовность Ohio едва ли превышала 80%. Чтобы завершить испытания ракеты, пришлось в период с сентября по декабрь 1978 г. модернизировать под комплекс Trident одну из лодок типа Laffayette - Francis Scott Key (SSBN-657). Стоимость и темпы этой модернизации не могли не произвести впечатление. Учитывая сложившуюся ситуацию и стремясь обеспечить требуемый уровень обороноспособности страны, Конгресс США уже в декабре 1978 г. санкционировал модернизацию еще 11 ПЛАРБ типов Ethan Allen и Laffayette под ракеты системы Trident С4. Это решение неизбежно сказалось на финансировании постройки ПЛАРБ нового поколения. Мебель для кухни которой вы будете довольны и сможете наслаждаться ей.
Дело в том, что модернизация всех 12 кораблей типов Ethan Allen и Laffayette была проведена в период с сентября 1978 г. по декабрь 1982 г. - т.е. заняла в общей сложности 51 месяц. К моменту ввода в строй последнего из модернизированных кораблей - Casimir Pulaski (SSBN-633) - в декабре 1982 г., удалось завершить постройку только двух кораблей типа Ohio. Мало того, что эта модернизация обошлась гораздо дешевле, нежели восемь кораблей системы Trident (которые несли такое же число ракет Trident С4), но и позволила, не форсируя постройку последних, сэкономить средства в каждом финансовом году, сохраняя боеспособность МСЯС на требуемом уровне. Иначе говоря, в условиях действия Договоров ОСВ-1 и ОСВ-2 оказалось, что корабли типа Ohio целесообразнее строить с таким расчетом, чтобы вводить их в строй по мере устаревания и исключения из списков флота ракетоносцев типов Ethan Allen и Laffayette, в том числе и вооруженных ракетами Trident С4. В общем и целом дальнейшая реализация программы Trident шла исходя из этих соображений.
Окончательную численность кораблей типа Ohio определил Договор СНВ-1. В соответствии с ним число боевых блоков на БР наземного и морского базирования каждой из договаривающихся сторон не должно было превышать 4900 единиц. Не вдаваясь в детали того, чем же руководствовались американская делегация, участвовавшая в составлении условий данного договора, и администрация президента, подписавшая его, отметим лишь, что число кораблей в составе МСЯС США оказалось чрезмерным.
Действительно, только 12 лодок типа James Madison (так стали классифицироваться корабли типов Ethan Allen и Laffayette, вооруженные ракетами Trident СМ), а также 18 построенных или уже заказанных кораблей типа Ohio несли 624 ракеты системы Trident с общим числом боевых блоков 6428 мощностью по ОД Мт. Кроме этих лодок, по состоянию на январь 1991 г., в составе ВМС США было восемь ПЛАРБ системы Polaris АЗ/Poseidon СЗ, которые несли 128 БР с общим числом боевых блоков 384 мощностью по 0,2 Мт.
Понятно, что в этих условиях дальнейшее наращивание численности корабельной группировки системы Trident просто не имело смысла. Мало того, ее 14 лодок вполне позволяли МСЯС США уложиться в установленные Договором ОСВ-1 нормы - четыре корабля оказались просто «лишними». Однако, приняв во внимание те силы и средства, которые были вложены в программу, командование ВМС не стало отказываться от уже заказанных кораблей типа Ohio. По состоянию на 31 июля 1991 г. (дата подписания Договора ОСВ-1) в различных стадиях постройки находилось шесть лодок этого типа, а для еще не заложенной Louisiana (18-й в серии) имелся большой задан по оборудованию, механизмам и корпусным конструкциям.
Четыре «лишних» корабля, вооруженных ракетами Trident С4, командование ВМС США в перспективе (в период проведения первого капитального ремонта) планировало переоборудовать в носители КР Tomahawk и сил специальных операций.
Теперь вернемся к технологии постройки кораблей типа Ohio. Как уже говорилось, все они были заказаны верфи отделения Electric Boat Div. компании General Dynamics в Гро- тоне (штат Коннектикут). Это одно из крупнейших американских предприятий, специализирующееся исключительно на постройке подводных лодок. В первой половине 70-х годов, в рамках подготовки к постройке АПЛ типа Los Angeles, над четырьмя его открытыми стапелями соорудили закрытый со всех сторон навес. В период с 1973 по 1980 г. для системы Trident рядом с этими стапелями возвели комплекс позиционно-поточной постройки подводных лодок (Land-Level Submarine
Construction Facility). В Куонсет-Пойнте (приблизительно в 50 милях от Гротона) создали автоматизированный комплекс для изготовления набора и цилиндрических секций корпусов кораблей. Особый интерес вызывает устройство спуска. Оно состоит из Северного (199,0 х 51,8 м) и Южного (182,3 х 30,2 м) пирсов, а также находящегося между ними дока (188,1 х 29,4 м, объем камеры - 140 ООО м3) с передаточным понтоном.
В общих чертах постройка ПЛАРБ осуществлялась следующим образом. В Куонсет-Пой- нте изготавливались секции корпуса диаметром 12,8 и длиной 3,06 м. Практически все работы здесь осуществлялись (и продолжают осуществляться) на импортированном из Швейцарии автоматическом сварочном поточном агрегате - своеобразном аналоге автомобильного конвейера. Благодаря этому на предприятии могут вестись работы одновременно над 33 секциями. Характерно то, что после выхода на полную мощность комплекс в Куонсет-Пойнте стал выпускать цилиндрические секции также для АПЛ типа Los Angeles, строившихся не только в Гротоне, но и на верфи компании Newport News Shipbuilding and Dry Dock Co. в Ньюпорт-Ньюсе, получавшей их ранее от своего канадского субподрядчика - фирмы Vickers. Надо отметить, что, когда в 1978-1979 гг. стало очевидным хроническое отставание сроков постройки кораблей типа Ohio от первоначально намеченного графика, на предприятии в Куонсет-Пойнте ввели новую технологическую схему изготовления корпусных конструкций. В соответствии с ней они перед отправкой в Гротон насыщались трубопроводами, кабельными трассами и основным оборудованием. Это позволило сократить время сборки корпуса каждого корабля с 40 до 10 недель.
Цилиндрические секции, равно как и другие корпусные конструкции, доставлялись в Гротон на баржах. В одном из двух пролетов комплекса позиционно-поточной постройки цилиндрические секции собирались в блоки (так называемые блок-модули), которые при помощи 280-тонных мостовых кранов насыщались тяжелым оборудованием. В конце пролета блок-модули устанавливались на опорно-транспортные комплексы, состоящие из прочных стальных балок, опирающихся на самоходные четырехколесные тележки с электроприводом и гидравлическими домкратами, позволяющими поворачивать на угол 90%, изменяя направление движения. По системе поперечных и продольных рельсовых путей блок-модули могли перемещаться по всей площади комплекса позиционно-поточной постройки, включая стапель-палубу передаточного понтона. создание стильного интерьера спальни своими руками
По этим рельсовым путям блок-модули перемещались во второй пролет комплекса, где они укрупнялись и в них устанавливались переборки, цистерны, монтировались трубопроводы и прокладывались кабельные трассы. Законченные блоки корпуса выкатывались на Северный пирс, где полностью завершалось формирование корпуса корабля на 93 самоходных тележках. После этого, опять же по рельсовым путям, его перемещали на передаточный понтон, опиравшийся на опоры заполненного водой дока. Когда лодка заводилась на передаточный понтон, самоходные тележки выводились, и она оказывалась на опорных блоках понтона. Затем док полностью осушался, и понтон вместе с ракетоносцем оказывался на его дне, где раскреплялся. Когда док заполнялся водой, лодка всплывала, в то время как понтон оставался на дне. Как показали испытания спускового устройства (при спуске на воду многоцелевой АЛЛ Jacksonville (SSN-699) - одного из кораблей типа Los Angeles), весь процесс занимал около недели.
Разговор о технологии постройки кораблей типа Ohio был бы неполным без освещения тех проблем, с которыми столкнулась верфь отделения Electric Boat Div. Головную лодку системы Trident официально заложили в апреле 1976 г. С этого момента верфь в Гро- тоне приступила к параллельной реализации двух кораблестроительных программ по АЛЛ нового поколения: 6900-тонных многоцелевых типа Los Angeles и 18 700-тонных ракетных типа Ohio. Как оказалось, производственно- технологическая база предприятия не была готова к этому.
Прежде всего по вине заказчика была недостаточно хорошо проработана технологическая документация. Рабочие чертежи пришлось постоянно корректировать, что вызвало многочисленные переделки уже выполненных работ и в конечном итоге привело к срыву плановых сроков передачи заказчику кораблей обоих типов. Достаточно сказать, что только в период с января по конец марта 1981 г. ВМС внесли в технический проект кораблей типа Ohio более 2900 изменений, потребовавших исправления не только технической документации, но и проведения различных работ непосредственно на первых четырех заказах серии, находившихся в постройке.
Уже во время их постройки в работе верфи был обнаружен целый ряд недостатков организационного порядка. Например, не хватало квалифицированной рабочей силы, возникали срывы поставок материалов и оборудования2. Кроме того, в уже смонтированных турбогенераторах (как на лодках тина Ohio, так и типа Los Angeles) были выявлены крупные изъяны, заставившие снимать их и дорабатывать на заводе-изготовителе (компании General Electric). Для каждого из кораблей стоимость этих работ составила в среднем 3 млн. долларов.
По состоянию на конец ноября 1977 г. степень готовности Ohio составляла всего лишь 55%, а следующей за ней Michigan - 34%, в то время как в соответствии с контрактом Ohio должны были передать заказчику в апреле 1979 г., a Michigan - в апреле 1980 г. Хотя к декабрю 1978 г. верфь и смогла начать работы над корпусными конструкциями шестой и седьмой ПЛАРБ серии, степень готовности Ohio была доведена лишь до 72%. Когда ее спустили на воду (в апреле 1979 г.), в декабре того же года военная приемка обнаружила на одной из спущенных на воду АПЛ типа Los Angeles незавершенные сварные швы, которые по документам числились законченными и прошедшими необходимый контроль качества. В итоге пришлось провести масштабную проверку сварочных работ на всем предприятии.
Эта проверка выявила на Ohio не только дефекты сварки, но и нарушения технологии покраски балластных цистерн, монтажа систем трубопроводов и кабельных трасс, а также поставок сортаментов стали для корпусных конструкций. Все это сопровождалось корректировкой рабочей документации и внесением в нее различных изменений. В результате продвижение технической готовности корабля в 1980 г. составило всего 5%. Ohio вышла на ходовые испытания только лишь 17 июня 1981 г. - более чем на два года позже сроков, намеченных контрактом. Справедливости ради надо сказать, что администрации верфи в процессе постройки первых четырех кораблей системы Trident удалось полностью отработать технологические процессы и преодолеть все организационные проблемы, что позволило остальные ракетоносцы серии передавать заказчику в установленные контрактами сроки. В дальнейшем она занималась исключительно снижением накладных расходов.
Коль скоро Trident является системой, то нельзя не сказать несколько слов о средствах обеспечения и базирования ее кораблей. В качестве пунктов постоянного базирования ракетоносцев еще в 1973 г. были выбраны арсенал ВМС Бангор в заливе Иьюджет-Саунд - на Тихоокеанском побережье США, расположенный в 10 милях от Бремертона (штат Вашингтон) и ВМб Кинг-Бей (штат Джорджия) - на Атлантическом побережье США. Оба пункта предназначены для меж неходового обслуживания и проведения планово-предупредительного ремонта, а также обучения экипажей ПЛАРБ. Основными их прибрежными и береговыми сооружениями являются ремонтный комплекс, причал, крытый пирс для базовых плавсредств, крытый пирс для перегрузки ракет и контрольно-измерительный магнитный стенд для безобмоточного размагничивания. На базе Бангор, например, имеется около 100 функциональных объектов.
Наиболее сложным и интересным из них является ремонтный комплекс. Он включает в себя сухой док с камерой размерами 235,0 х 27,5 х 19,2 м (самый глубокий из сухих доков, принадлежащих ВМС США) и двумя мостовыми кранами грузоподъемностью примерно 100 т, а также две ремонтные набережные (длиной по 210 и 235 м). Док и набережные расположены таким образом, что образуют в плане треугольный остров, отстоящий на 120 м от береговой черты. Внутри «треугольника» размещены административные здания и ремонтный цех общей площадью 20 000 м2. В Кинг-Бей был построен ремонтный комплекс несколько меньших размеров: сухой док здесь имеет длину 210 м и глубину 13,1 м, а обе ремонтные набережные - длину по 195,0 м. Во всем остальном структура и состав функциональных объектов на этом пункте базирования примерно такие же, как и в Бангоре.{jcomments on}
Много интересного можно найти на персональной странице Валерия Кибальника. Его авторская музыка лечит душу, приятный проникновенный голос завораживает слушателя. Кроме того, здесь опубликованы стихи, воспоминания и статьи, имеющие историческую ценность.