Авианосец "Унрю"

Появление типа «Унрю» берет свое начало в той гонке вооружений, которая развер­нулась между США и Японией во второй половине 1930-х гг. В 1934 г. Япония при­няла решение о выходе из системы дого­воров, ограничивающих морские воору­жения, решив поддерживать паритет с США путем постройки меньшего количе­ства более сильных кораблей (линкоры типа «Ямато». авианосцы типов «Сёкаку» и «Тайхо»). Американцы ответили приняти­ем своих кораблестроительных программ, увенчавшихся в июле 1940 г. принятием конгрессом США т.н. «Акта о развитии Флота двух океанов», который, среди про­чего, предусматривал строительство вдо­бавок к уже заказанным кораблям ещё 18 авианосцев. Вначале в качестве ответного шага руководство японского флота реши­ло продолжать строить небольшое коли­чество авианосцев по достаточно сложно­му и дорогому проекту «Тайхо», и в проект 5-й программы завершения воен­ных приготовлений флота («Дайгодзи кай- гун гумби дзюдзицу кэйкаку», сокращён­но — «Мару го кэйкаку»), утверждённый МГШ в 1941 г., было включено 3 авианос­ца модифицированного проекта «Тайхо». Однако, по мере уточнения программы, два из трёх авианосцев типа модифици­рованный «Тайхо» («Тайхо-кай») были за­менены двумя авианосцами типа «моди­фицированный «Хирю» («Хирю-кай», водо­измещение 17 100 тонн). При этом плановая бюджетная стоимость постройки такого 17 100-тонного авианосца была оп­ределена 19 июля 1941 г. в 109 816 ООО иен.

Характеристики корпуса.

Обводы корпуса и общее расположение авианосцев типа «Унрю» повторяли таковые у авианосца «Хирю», послужившего прототи­пом при проектировании, поэтому в офици­альных японских документах авианосцы ти­па «Унрю» именовались типом «модифици­рованный «Хирю» («Хирю кай»). Основные внешние отличия заключались в переносе островной надстройки на правый борт и ближе к носу корабля, а также в ликвидации среднего самолётоподьёмника.

Корпус корабля имел отношение длины к ширине 10,136. По высоте корпус имел восемь палуб, располагавшиеся в том же порядке и име­новавшихся так же, как и на «Сорю» и «Хи­рю». Так же же, как и на «Хирю» корпус имел боковые кили длиной 75.420 м и равномерной шириной 1,800 м.

Для повышения взрывопожаробезопасности из конструкции кораблей были уда­лены все легковоспламеняющиеся мате­риалы, включая линолеумное покрытие палуб, а окраска производилась только огнестойкими красками.

С целью улучшения водонепроницае­мости корпуса, большая часть бортовых иллюминаторов была заварена. На последних кораблях типа с целью уп­рощения постройки была предпринята по­пытка частично избавиться от криволи­нейных поверхностей, заменив их многоу­гольниками (форма надстройки, дымовых труб, ограждений платформ зенитных ав­томатов и т.п.). Такие же угловатые плат­формы устанавливались и на ранних ко­раблях при усилении МЗА.

Островная надстройка корабля представ­ляла собой типичный образец надстройки японского авианосца. В целом она была подобна надстройке авианосца «Хирю», но имела по высоте только четыре яруса вместо пяти, и пост управления зенитным огнём тип 94 был перенесён с верхнего яруса надстройки на правый борт, чтобы освободить место для антенны радиоло­кационной станции.

Самый верхний ярус надстройки, обору­дованный ветроотбойными щитами и рас­полагавшийся на высоте в 6,9 метра над полётной палубой, именовался — команд­ный пункт ПВО. На нём располагались пос­ты наблюдения за воздушной обстановкой, оснащённые 12, 8 и 6-см зенитными бинокулярами, командный пункт управления ко­раблём, командный пункт радиолокацион­ного наведения истребителей боевого воз­душного патруля, пост и антенна радиолокационной станции N° 2-1.

Под ним, в 4,6 метрах над полётной па­лубой, располагался компасный мостик. В его передней части размещалась ходовая рубка с главным путевым компасом и дву­мя 18-см бинокулярами наблюдения за надводной обстановкой, за ней пост пе­редачи приказов, и в кормовой части отк­рыто располагался КП взлётно-посадоч­ных операций, с 12-см зенитными биноку­лярами помощников командира авиационной боевой части и репитерами автоматического анемометра. По обоим бортам мостика были установлены приё­мопередатчики инфракрасных приборов наблюдения и связи тип 2.

Следующим, в 2.3 метрах над полётной палубой, располагался нижний мостик. На этом уровне размещались рулевая рубка, штурманская рубка, совмещённая с опе­ративной рубкой, распределительный щит надстройки, пост средневолнового радио­пеленгатора; укрытия для личного состава.

 

В целом защита «Унрю» повторяла по сво­ему устройству защиту «Хирю». Брониро­вание корабля рассчитывалась, как и у его предшественников «Сорю» и «Хирю», из необходимости защиты энергетичес­кой установки и цистерн авиационного бензина от артиллерийского огня вражес­ких эсминцев, а погребов авиационных и артиллерийских боеприпасов — от артил­лерийского огня вражеских тяжёлых крей­серов с 8-дюймовой артиллерией.

Вертикальное бронирование

В районе котельных и машинных отделе­ний корабль был защищён броневым поя­сом по ватерлинии толщиной 46 мм из стали CNC.

Погреба боеприпасов защищались внутренним, наклонным на 20" верхней кромкой наружу, броневым поясом макси­мальной толщиной 140 мм, клиновидно сужающимся до 50 мм на нижней кромке, из стали NVNC, одновременно являющим­ся и противоторпедной переборкой.

Горизонтальное бронирование

Котельные и машинные отделения защи­щались плоской бронированной нижней палубой толщиной 25 мм из стали CNC. Как и на «Сорю» и «Хирю«, над котельны­ми отделениями правого борта эта палуба была наклонной, чтобы позволить пропус­тить дымоходы котлов левого борта к ды­мовым трубам. Погреба боеприпасов защищались плоской бронированной самой нижней палубой толщиной 56 мм из стали CNC.

 

По первоначальному проекту артиллерийское вооружение кораблей типа «Унрю» включало двенадцать 12.7-см орудий тип 89 в шести спаренных установках и тридцать один 25-мм автомат в девяти строенных и двух спаренных установках, установленных на уровне палубы зенитных автоматов.

Зенитные орудия

Двенадцать 12.7-см зенитных орудий тип 89 устанавливались в шести спаренных артиллерийских установках модель А, размещённых точно так же, как и на «Хирю».

Первоначальным проектом предусматривалось, что кормовая артустановка правого борта будет модели A модификация 2 с дымозащитным щитом, но в ходе спешной военной постройки устанавливать щит не стали. Нормальный боезапас 12,7-см орудий составлял 250 унитарных выстрелов на ствол, максимальный — 262.

Погреба боеприпасов 12,7-см орудий располагались в носовой и кормовой частях корабля, между бомбовыми погребами и цистернами авиабензина, под бронированной самой нижней палубой. 12,7- см патроны подавались из погребов семью элеваторами в перегрузочные посты (служившие одновременно и укрытиями для орудийной прислуги), устроенные непосредственно рядом с артустановками. Из перегрузочных постов патроны подносились к орудиям вручную подносчиками.

Для тренировки заряжающих 12.7-см орудий, на шлюпочной палубе, под кормовым свесом полётной палубы, был установлен зарядный станок.

 

Материалы по теме "ВМФ".