История появления проекта.

Появление типа «Унрю» берет свое начало в той гонке вооружений, которая развер­нулась между США и Японией во второй половине 1930-х гг. В 1934 г. Япония при­няла решение о выходе из системы дого­воров, ограничивающих морские воору­жения, решив поддерживать паритет с США путем постройки меньшего количе­ства более сильных кораблей (линкоры типа «Ямато». авианосцы типов «Сёкаку» и «Тайхо»). Американцы ответили приняти­ем своих кораблестроительных программ, увенчавшихся в июле 1940 г. принятием конгрессом США т.н. «Акта о развитии Флота двух океанов», который, среди про­чего, предусматривал строительство вдо­бавок к уже заказанным кораблям ещё 18 авианосцев. Вначале в качестве ответного шага руководство японского флота реши­ло продолжать строить небольшое коли­чество авианосцев по достаточно сложно­му и дорогому проекту «Тайхо», и в проект 5-й программы завершения воен­ных приготовлений флота («Дайгодзи кай- гун гумби дзюдзицу кэйкаку», сокращён­но — «Мару го кэйкаку»), утверждённый МГШ в 1941 г., было включено 3 авианос­ца модифицированного проекта «Тайхо». Однако, по мере уточнения программы, два из трёх авианосцев типа модифици­рованный «Тайхо» («Тайхо-кай») были за­менены двумя авианосцами типа «моди­фицированный «Хирю» («Хирю-кай», водо­измещение 17 100 тонн). При этом плановая бюджетная стоимость постройки такого 17 100-тонного авианосца была оп­ределена 19 июля 1941 г. в 109 816 ООО иен.

Но и такую программу не утвердили, од­нако около половины предусмотренных ею кораблей (в основном, подводных лодок и разных мелких кораблей) вошло в три другие строительные программы 1940—41 гг. Таким образом, в Экстренную программу пополнения флота и был включен один 17 150-т авианосец — будущий «Унрю».

На строительство большего количества авианосцев у Японии просто не хватало ре­сурсов. Деньги на постройку корабля были выделены парламентом весной 1942 г. Как ни странно, но, несмотря на инфляцию, бюджетная стоимость постройки «Унрю» была определена всего в 87 024 ООО иен — на 22 миллиона иен дешевле, чем по про­екту 5-й программы годом раньше.

Для ускорения и упрощения постройки «корабля № 302» (так назывался «Унрю» до официального присвоения названия) его было решено строить по модифици­рованному проекту авианосца «Хирю» в том же арсенале флота в Йокосука, кото­рый строил «Хирю» в 1936-1939 гг. Прав­да, необходимость исправить некоторые недостатки проекта «Хирю» привели к то­му, что проект (получивший номер G-16) все-таки претерпел изменения (напри­мер, сокращение количества самолёто – подьемников, до двух и перенос надстрой­ки на правый борт). Кроме того, некото­рые изменения пришлось внести по результатам сражения у атолла Мидуэй, в результате чего корабль был заложен только 1 августа 1942 г.

Тем временем по прошествии шести месяцев после Перл-Харбора японский флот столкнулся с двумя неприятными для себя фактами. Во-первых, выясни­лось, что американцы умеют неплохо то­пить японские авианосцы (к середине 1942 г. в сражениях в Коралловом море и при атолле Мидуэй Япония потеряла пять кораблей этого класса против двух аме­риканских). Во-вторых, возмещать эти по­тери было крайне сложно, поскольку на момент сражения у атолла Мидуэй в пост­ройке был только один авианосец специ­альной постройки — «Тайхо».

Результатом осознания этих двух фак­тов было совещание, проведенное на борту линкора «Ямато» 20— 21 июня 1942 г. На нём было принято решение разрабо­тать новые тактические приемы примене­ния авианосцев, а также позаботиться о том, чтобы иметь в наличии достаточное количество этих самых авианосцев. Ре­зультатом совещания была новая прог­рамма строительства авианосцев, одоб­ренная 30 июня 1942 г. морским минист­ром адмиралом Симада Сигэтаро и начальником МГШ адмиралом Нагано Осами.

Новая программа предполагала строи­тельство ни много, ни мало 5 больших авианосцев типа «Тайхо» и 15 средних ти­па «Унрю». В процессе обсуждения приш­лось исключить из программы два сред­них авианосца, т.к. арсенал флота в Йоко- сука, который должен был их строить, и без того оказывался перегружен работа­ми по переоборудованию в авианосец не­достроенного линкора «Синано». Таким образом, окончательная версия офици­ально утвержденной 21 сентября 1942 г. Модифицированной 5-й программы за­вершения военных приготовлений флота вместе с другими кораблями предусмат­ривала строительство 5 больших и 13 средних авианосцев. Но поскольку строи­тельство больших авианосцев и в 1942 г. было не по силам Японии (верфи не справлялись даже со строительством ко­раблей предыдущих программ), было ре­шено вначале строить менее затратные средние авианосцы. Закладка же первого из больших авианосцев планировалась не раньше конца 1943 г.

Увы, и эта программа оказалась не по силам японской промышленности, поэто­му в 1943 г. было решено отказаться от закладки новых крупных кораблей. В ре­зультате после закладки корабля № 5007, новые авианосцы уже не закладывались.{jcomments on}