История службы «Унрю».

carrierUnryu«Унрю» официально вступил в строй 6 августа 1944 г. в Йокосука и был зачислен в состав 1-й ДАВ. Его командиром стал капитан 1-го ранга Кониси Канамэ, отвечавший до того за укомплектование и подготовку корабля к вступлению в строй.

1-я ДАВ, в которую сводились новейшие авианосцы типа ««Унрю», должна была стать основой восстанавливаемых после потерь в сражении в Филиппинском море (июнь 1944 г.) авианосных сил японского флота Однако после июньской мясорубки во всем флоте не нашлось достаточно пилотов даже для пополнения уже имеющихся авиагрупп, не говоря уже о формировании новых частей. Поэтому авианосцы без авиагрупп использовались для перевозки самолётов и других военных грузов «Унрю» весьма неспешно готовился к выполнению боевых задач: несколько пробных выходов в море из Йокосука в августе 1944 г., переход в Курз (26—27 сентября), походы по Внутреннему морю (30 сентября — 16 октября и 28 — 30 октября).По возвращении в Курз 30 октября 1944 г. на нем поднял свой флаг командующий 3-м (авианосным) флотом вице-адмирал Одзава Дзисабуро Скорее всего, это было связано с планом создания на базе 1-й ДАВ так называемого «малого Авианосного ударного соединения» в составе «Унрю», «Амаги» и 4 эсминцев ПВО типа «Акидзуки». Задачами этого АУС (которое должно было начать действовать с последней декады января) должны были стать атаки вражеских авианосных соединений и конвоев с подкреплениями в районе к востоку от Филиппинских о-вов, а также удары по кораблям и судам в районе Лейте. Этой операции было присвоено название «Дзимму 1».

Для авианосцев должен был быть подготовлен новый состав авиагрупп: 12 «Суйсэй» из 601-й АГ. используемых для разведки, и 3 самолёта поддержания радиолокационного контакта «Тэндзан»; сводный отряд истребителей (до 60 само¬лётов) от 601-й АГ и 308-го авиаотряда или же от каких-либо других частей; 6 D3A2 из 601-й АГ для противолодочного патруля Впрочем, похоже, что собрать даже это количество самолётов японцам было уже не под силу.

В конце - концов от операции отказались, а Одзава держал свой флаг на авианосце до 7 ноября, когда «Унрю» был назначен для срочной переброски грузов на Филиппинские острова, где 17 октября высадились американцы. Впрочем, неделю спустя 3-й флот, остатки авиагрупп которого были практически уничтожены в бою у мыса Энганьо 25 октября 1944 г., был расформирован, а 1-я ДАВ была передана в непосредственное подчинение командованию Объединённого флота.

Тем временем 13 декабря 1944 г. в море Сулу (центральная часть Филиппинского архипелага) были обнаружены американские транспорты, идущие высаживать десант на остров Миндоро. Но японцы решили, что американские войска готовятся к высадке на Лусон — крупнейший из островов Филиппинского архипелага. Естественно, что срочное усиление обороны этого острова стало первостепенной за¬дачей японского командования. Именно поэтому в тот же день для «Унрю» нашлось новое задание: корабль должен был доставить в Манилу 30 новейших самолётов - снарядов «Ока» — крылатых ракет, управляемых пилотом-смертником. На эти ракеты, принадлежащие 721-й АГ флота, известной также как «Отряд Божественного грома» («Дзинрай бутай»), возлагались большие надежды в борьбе с американскими кораблями. Кроме -Ока» на корабль были погружены взрывающиеся катера «Синъё» (также управлялись пилотом- смертником), самолёты, боевые зарядные отделения торпед, грузовики, а также военные и штатские пассажиры.

Несмотря на столь важный груз на борту, для эскорта «Унрю» командование смогло выделить всего три эсминца:

«Сигурэ» (тип «Сирацую»; командир — капитан 3-го ранга Хадзивара Манубу),

«Хиноки» (тип «Мацу»; командир — капитан 3-го ранга Ямагути Осаму),

«Моми» (тип «Мацу»; командир — капитан 3-го ранга Ёнэи Цунэо).

Эсминцы типа «Мацу» были сведены в 52-й ДЭМ, командир которого — капитан 1-го ранга Ивагами Дзюити (находившийся на «Хиноки») — отвечал за эскорт. Общее командование конвоем возложили на командира «Унрю».


Неизвестно, было ли включение в состав конвоя «Сигурэ» случайностью или командование решило восполнить недостаток количества «качеством». Дело в том, что «Сигурэ» славился своей феноменальной везучестью: например, корабль был единственным японским кораблем, уцелевшим в бою в заливе Велья в августе 1943 г. и в бою в проливе Суригао в октябре 1944 г. Интересно, подумал ли кто- нибудь из командования о том, что везучесть «Сигурэ» всегда распространялась только на сам «Сигурэ»...

По прибытии в Манилу и выгрузке своего груза «Унрю» должен был оставаться в Маниле и быть готовым к прикрытию с воздуха базировавшегося на Камрань соединения надводных кораблей вице-адмирала Сима Кибхидэ Учитывая состояние авиагруппы «Унрю» и наличие (а точнее, почти полное отсутствие) подготовленных лётчиков на Филиппинах, «прикрытие с воздуха», скорее всего, выражалось бы в отвлечении на себя американских самолётов

В 08.30 17 декабря 1944 г. «Унрю» покинул Курэ и направился в Манилу. Опасаясь атак американских подлодок, командир конвоя решил покинуть Внутреннее море не через пролив Бунго на юго-востоке, а через Симоносэкский пролив на западе На следующий день отряд вышел из Внутреннего моря и повернул на юг, борясь со штормом, бывшим отголоском «того самого» тайфуна, который серьезно потрепал 38-е Оперативное соединение адмирала Уильяма Хэлси (погибло три эсминца, а многие корабли получили серь¬езные повреждения). Дважды детекторы засекали излучение американских радаров, и с наступлением темноты корабли изменили курс, опасаясь быть атакованными.

В 9 00 19 декабря капитан 1-го ранга Кониси приказал кораблям иметь боевую готовность № 3, готовность средств П/10 № 2 и ход 18 узлов, Вскоре после этого отряду пришлось уклоняться от плавающей мины.

К полудню погода немного улучшилась, что позволило поднять в воздух несколько воздушных патрулей. Пару часов спустя кораблям снова пришлось уклоняться от плавающей мины.

В 15.00 эскорт -Унрю» перестроился в ордер No 1 «Сигурэ» шел впереди «Унрю», «Моми» шел по левому борту авианосца, а «Хиноки» — по правому Видимость ухудшалась, что крайне затрудняло работу сигнальщиков, следивших за водной по¬верхностью. Поэтому единственным более-менее надежным средством обнаружения вражеских подлодок были гидроакустические приборы, у которых несли вахту акустики.

А вражеские подлодки в том районе были. и одна из них — «Редфиш» (SS-395 "Redfish») под командованием коммандера Луиса Д Мак Грегора — находилась совсем рядом, патрулируя у китайского побережья. Из обоих предыдущих походов подлодка возвращалась с победами, и ее командир был полон решимости не нарушать эту традицию. Однако в ночь на 9 декабря 1944 г. «Редфиш» вместе с двумя другими подлодками не смогла утопить авианосец «Дзюнъё» (хотя он и был поражен одной торпедой) и линкор «Харуна». Тем более радостным было сообщение службы радиоперехвата о приближении важного конвоя в 16:24 подлодка была атакована противолодочным самолётом, сбросившим на нее глубинную бомбу. Это убедило Мак Грегора, что приближается крупная добыча. Через минуту он заметил мачту одного корабля, затем другого, а в 16:27 в окуляре его перископа показался камуфлированный корпус большого авианосца.

Удача в тот день была явно на стороне американцев — как только «Редфиш» начала выходить в атаку, японский отряд, шедший противолодочным зигзагом, повернул на новый курс, который вывел его прямо по курсу подлодки. В 16:37 (16:35 по японским данным — часы у японцев и американцев шли немного по-разному) с расстояния всего в 1344 метра «Редфиш» дала залп из 6 торпед.

Буквально за пару минут до залпа японские акустики обнаружили вражескую подлодку по правому борту, а сразу после залпа сигнальщики засекли четыре идущие на корабль торпеды (две торпеды прошли в стороне, и японцы их даже не заметили). Капитан 1-го ранга Кониси отдал приказ «Право на борт! Полный вперед!», а зенитки правого борта открыли отчаянную стрельбу, пытаясь задеть американские торпеды. «Унрю» удалось увернуться от трех торпед, проскочивших перед носом корабля, но четвертая все-таки попала в борт авианосца в районе надстройки

Взрыв уничтожил главный пост управления электроэнергетической системой со всеми, кто там находился. Через поврежденные переборки вода затопила котельные отделения No 1 и 2, а также носовой генераторный отсек. Начался пожар в ангаре, забитом взрывоопасным грузом, и во 2-м кубрике команды.

Но главной проблемой командира «Унрю» был даже не пожар, а потеря хода, «Унрю» шел имея под парами котлы № 2. 3. 6 и 7. котлы № 1 и 8 в дежурном режиме и котлы № 4 и 5 выведенными из действия. От сотрясения при взрыве оказались повреждены паропроводы носовой группы котлов (котлы № 1-4), а в работающих котлах кормовой группы, по всей видимости, от сотрясения сработали предохранительные клапаны. Весь пар стравило, его давление упало до нуля и турбины остановились. Лишившийся хода и электроэнергии корабль по инерции выкатился вправо и замер с креном 3° на правый борт.

Но экипаж «Унрю» показал, что корабль не зря отобрали для выполнения важной задачи. В течение 10 минут команда смогла погасить пожары в кубрике и ангаре, спрямить крен, выбросив часть груза за борт, запустить кормовой дизель-генератор, обеспечив корабль электричеством и разжечь котёл № 8.


А тем временем эсминцы эскорта все никак не могли обнаружить «Редфиш», хотя она и оставалась рядом с авианосцем, периодически поднимая перископ. Более того, подлодку не смогли обнаружить даже после того, как нетерпеливый Мак Грегор в 16:42 разрядил в проходящий мимо «Хиноки» все четыре кормовых торпедных аппарата. Японский эсминец увернулся от торпед, но все равно не смог обнаружить «Редфиш». Пользуясь такой удачей, командир американской подлодки дождался момента, когда торпедисты смогли перезарядить один из кормовых торпедных аппаратов, и в 16:50 с дистанции в один километр снова атаковал «Унрю».

К этому моменту давление пара почти поднялось, но корабль все ещё не мог дать ход. Когда на авианосце заметили на след идущей на корабль торпеды, машины корабля по-прежнему стояли и уклониться от торпеды он не мог. Несмотря на стрельбу зениток, торпеда поразила корабль в 16:45 (по японским данным) по правому борту в районе носового самолётоподьемника

Скорее всего, попадание торпеды вызвало детонацию носового погреба авиационных боеприпасов, за которым последовал взрыв носовых цистерн авиационного топлива и детонация боеголовок самолётов-снарядов «Ока», расположенных в нижнем ангаре, который находился всего в двух палубах от носового погреба. Шансов пережить взрыв как минимум 40 тонн взрывчатки и 100 тонн авиабензина у «Унрю» просто не было: корабль стал стремительно оседать носом и валиться на правый борт. В течение нескольких минут крен на правый борт достиг 30 градусов. Расположенные на полетной палубе самолёты полетели за борт.

Понимая, что корабль уже не спасти, капитан 1-го ранга Кониси приказал оставить его «Унрю» взрывался и тонул, но немногочисленные члены экипажа и пассажиры, собравшиеся на накренившейся полётной палубе, покинули корабль только после того, как прокричали троекратную здравицу Императору Впрочем, покинули не все: командир корабля, старший офицер, старший штурман, а возможно, и другие офицеры не оставили гибнущий авианосец, так же, как и часть артиллеристов, до последней минуты стрелявших по перископу «Редфиша».

В 16:57 изувеченный «Уирю», накренившийся на правый борт почти на 90°, ушел на дно вперед носом. «Моми» и «Сигурэ» смогли спасти всего 145 человек (1 офицер, 87 нижних чинов и 57 пассажиров). С кораблем погибли: командир корабля Кониси Канамэ (посмертно произведенный в контр-адмиралы), старший офицер капитан 1-го ранга Аски Тамон, старший штурман, еще 1 238 офицеров, старшин и матросов, а также неустановленное число пассажиров. Скорее всего, большинство из них просто не смогли покинуть гибнущий «Унрю», затонувший всего через 12 минут после попадания второй торпеды.

Но бой еще не был закончен Пока «Унрю» тонул, обнаглевший Мак Грегор делал снимки тонущего корабля через перископ.

игнорируя присутствие японских эсминцев — за что чуть не поплатился головой. «Хиноки» наконец-то заметил перископ американской субмарины и ринулся в атаку. Командир •Редфиша» успел заметить японца и отдать команду на срочное погружение, но меткая серия глубинных бомб все-таки «достала» подлодку на глубине около 45 метров.

Взрывы семи глубинных бомб, разорвавшихся по правому борту, нанесли подлодке серьезные повреждения. Вышел из строя сонар, рули были заклинены в положении «лево руля вверх», а в носовом торпедном отсеке появились течи. К счастью, течи не было в топливных цистернах, поэтому японцы не смогли обнаружить подлодку, замершую на дне на глубине около 65 метров. Часы «Редфиша» показывали 17:12. В течение двух последующих часов Мак Грегор и его команда устраняли повреждения под шум бомбежки японцев и шум винтов торпеды в одном из кормовых торпедных аппаратов, двигатель которой запустился при взрыве первой серии глубинных бомб. Только с наступлением темноты подлодка смогла, наконец, всплыть, и отправилась на базу. Впереди у «Редфиша» был пятимесячный ремонт, после которого корабль уже не выходил в боевые походы до конца войны.

На поверхности же «Хиноки» был сменен «Сигурэ», недавно назначенный командир которого был полон решимости утопить американскую подлодку. Но экипаж капитана 3-го ранга Хадзивара не только не смог поразить притаившийся на дне «Редфиш» глубинными бомбами — он не смог обнаружить врага даже после того, как американская подлодка, наконец, всплыла и уходила из района атаки в надводном положении на максимальной скорости. Вдобавок, утром следующего дня (в 9:45 20 декабря 1944 г.) у «Сигурэ» вышла из строя рулевая машина. В таком состоянии эсминец просто не мог догнать 52-й ДЭМ, и его командир принял решение идти в Сасэбо, куда «Сигурэ» прибыл без дальнейших приключений 7:00 22 декабря. Удивительно, но это невезение снова спасло кораблю жизнь, т.к «Моми» и «Хиноки» в конце концов, оказались в Маниле за день до начала высадки американцев на остров Лусон. При попытке прорыва из Манильской бухты оба корабля погибли со всеми своими экипажами «Моми» — 5 января 1945 г от ударов авиации. а «Хиноки» — 7 января в бою с американскими эсминцами. А удача «Сигурэ» наконец закончилась 24 января 1945 г., когда он был потоплен торпедой американской подлодки «Блэкфин» (SS-322 «Blackfin»).

Авианосец «Умрю» был исключен из списков флота 20 февраля 1945 г.{jcomments on}