Английские подводные лодки.

АПЛ четвертого поколения типа Astute яв­ляется развитием Trafalgar, но в отличие от прототипа имеет увеличенные размеры, что вызвано необходимостью размещения реакто­ра PWR-2, разработанного фирмой Rolls-Royse для ПЛАРБ типа Vanguard. К раработке это­го проекта были привлечены США, предоста­вившие, в частности, систему автоматизиро­ванного проектирования CADDS5. Однако она оказалась непригодной из-за больших разме­ров корабля и его конструктивной сложности. Для решения возникших проблем англичане были вынуждены привлечь более 60 специа­листов отделения Electric Boat Div., являвше­гося разработчиком системы. В целом работы над проектом корабля велись под эгидой Ком­плексной проектной группы по АИЛ типа Astute Управления закупок МО Великобри­тании.

По сравнению с прототипом Astute обла­дает рядом преимуществ: новой, полностью интегрированной АСБУ; увеличенным на 50% боезапасом с внедрением ПКР Sub Harpoon, КР Tomahawk и торпед Spearfish; двумя не­проникающими в прочный корпус комплекс­ными оптико-электронными перископами; снижением уровня шумности и собственных помех работе гидроакустических средств. В процессе проектирования корабля подвод­ное водоизмещение корабля выросло на 600 т по сравнению с заданной величиной и достиг­ло 7800 т.

ПЛА типа Astute разработана KБ фирмы BAE Systems Marine в 1993-1999 гг. Она предназначена для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, нанесения ударов по береговым объектам и выполнения минных постановок. Причем она способна оперировать как в мелководных прибрежных районах, так и в открытом океане.

По замыслу командования ВМС Великобритании Swiftsure изначально предназначалась для борьбы с АПЛ и надводными кораблями советского флота, главным образом на противо-лодочных рубежах, а также для обеспечения развертывания и боевого использования ПЛАРБ ВМС Великобритании и США. В случае необходимости лодка могла выставлять мины (при-нимались за счет ракетно-торпедного боезапаса). После модернизации части АПЛ этого типа на них была возложена задача нанесения ударов по береговым объектам на террито¬рии противника. Spartan могла использоваться как носитель подразделений специальных сил.
Swiftsure являлась развитием АПЛ Valiant В отличие от прототипа она имела иные форму прочного корпуса и схему расположения носовых горизонтальных рулей, а также более рациональную общую компоновку, пониженный уровень шумности и упрощенную, повышенной надежности ПТУ.
Прочный корпус Swiftsure представлял собой цилиндр единого диаметра, с полусферическими прочными переборками в оконечностях. Он разделялся плоскими водонепроницаемыми переборками на четыре отсека. Прочный корпус лодки имел четыре люка: носовой для погрузки (выгрузки) ракетно-торпедного боезапаса и провизии; входной в прочной рубке, расположенной над центральным постом, и два - аварийно-спасательных, расположенных над концевыми (обитаемыми) отсеками. Последние были оборудованы комингс-площадками.
Ограждение прочной рубки и выдвижных устройств Swiftsure имело прямоугольную, крылообразную форму. Оно было смещено в нос корабля и не сопрягалось с легкими конструкциями проницаемых оконечностей его корпуса. Крыша ограждения являлась поверхнос-тью двойной кривизны, плавно сопрягающейся с вертикальными бортами. На ней размещались закрывающиеся щитами вырезы открытого ходового мостика и выдвижных устройств.

По существу, работы но созданию британ­ской многоцелевой АЛЛ второго поколения на­чались еще в 1961 г., когда был выдан заказ на разработку прототипа АЭУ для этого ко­рабля с A3 (тип «В») большей мощности и уве­личенным сроком службы. Однако реализация программы постройки ПЛАРБ типа Resolution заставила приостановить выполнение этих работ. Только лишь в 1964 г., когда выделили необходимые денежные средства, они были продолжены. Одновременно началось проек­тирование самой AПЛ, получившей индекс SSNOX (впоследствии Swiftsure).

От проектантов прежде всего требовалось повысить боевые возможности корабля благо­даря улучшению таких элементов, как глуби­на погружения, наибольшая подводная ско­рость хода, уровень шумности и собственных помех работе гидроакустических средств, бе­зопасность эксплуатации, надежность и ремон­топригодность всех элементов ГЭУ.

Глубину погружения увеличили за счет внедрения новой стали NQ-1 (вместо старой QT-35) и выбора цилиндрической формы проч­ного корпуса одного диаметра на всем протя­жении (вместо корпуса переменного сечения на Valiant). Скорость хода в подводном поло­жении увеличили путем придания наружным обводам корпуса наиболее оптимальных, с точ­ки зрения гидродинамики, форм и переноса ограждения прочной рубки к носовой оконеч­ности. Носовые горизонтальные рули на но­вых кораблях перенесли на осевую плоскость (вместо высокого расположения на Valiant). Интересно то, что в США такое решение при­няли на АПЛ типа Los Angeles третьей моди­фикации прежде всего из-за стремления обес­печить лодке возможность плавания в водах Арктики. В Великобритании же исходили из того, что эта схема способствует хорошей уп­равляемости при минимальных размерах ру­лей и снижению сопротивления движению лод­ки, что, в свою очередь, способствовало уве­личению скорости хода в подводном положе­нии. То, что носовые горизонтальные рули вы­полнили заваливающимися (убирающимися в обводы носовой проницаемой части), по мне­нию специалистов ВМС Великобритании, прежде всего облегчало действия экипажа при швартовке, а уж затем обеспечивало их цело­стность во время всплытия во льдах.

ПЛАРБ Vanguard являлась развитием 1JUIAPB Resolution. Все изменения в базовом проекте были вызваны необходимостью размещения на корабле 16 ракет системы Trident D5, нового радиотехнического вооружения, снижения уровня шумности и собственных по­мех работе гидроакустических средств.

Vanguard является лодкой с однокорпусной архитектурой. Прочный корпус выполнен из американской высокопрочной стали HY-80/100. Он имеет форму цилиндра (диаметром 12,8 м в районе ракетных шахт) с торосферическими концевыми прочными переборками. Вне прочного корпуса, в оконечностях корабля, прикрываемых легкими конструкциями хорошо обтекаемой формы, находится большая часть ЦГБ. Характерной особенностью ко­рабля, как и Resolution, является ракетный банкет, который плавно сопрягается с носовой оконечностью корабля, а также схема расположения носовых горизонтальных рулей. Одна­ко для обеспечения наиболее благоприятных условий для работы носовой конформной антенны их перенесли ближе к ограждению прочной рубки. Наружные обводы корпуса облицованы (путем наклеивания) противогидролокационным покрытием из полиуретана, выполненным в виде плиток (размерами 305 х 305 мм и толщиной 100 мм).

Существенные изменения были внесены в ГЭУ. В частности, в реактор загружена ак­тивная зона (имеющая индекс Core Н2), позволяющая увеличить кампанию реактора PWR-2 до 25 лет, что дает возможность эксплуатировать его без перезарядки на протяжении всего жизненного цикла корабля. В ПТУ использовали два (а не четыре, как на Resolution) двухпроточных главных конденсатора (один для ГТЗА и один для обоих АТГ), циркуляци­онные насосы которых разместили прямо в водяной камере теплообменников. ПТУ вместе со всеми механизмами и оборудованием разместили на общей амортизационной платфор­ме. Вместо традиционного малошумного ВФШ Vanguard оснастили движителем типа Pump- Jet, представляющим собой два винта соосного вращения, заключенных в общую направ­ляющую насадку.

ПЛАРБ Resolution разрабатывалась на базе американской Lafaette с учетом опыта создания многоцелевых АЛЛ первого поколения британских ВМС. В отличие от прототипа английский корабль имел шесть 533-мм ТА, носовые горизонтальные рули, смонтирован­ные в носовой проницаемой части корпуса (а не на ограждении прочной рубки) и несколь­ко измененные обводы корпуса. В корме они были более полные, а в носовой оконечности ракетный банкет сопрягался с надстройкой, плавно сливавшейся с носовой оконечностью корпуса (что позволило разместить под ней носовые горизонтальные рули).

Resolution являлась лодкой смешанной архитектуры с двухкорпусными конструкциями в районе носового отсека. Прочный корпус корабля на большей части длины был выпол­нен в форме цилиндров разного диаметра, а в кормовой оконечности - в форме эллипти­ческого усеченного конуса. Переход от одной формы корпуса к другой, а также к разным диаметрам цилиндров осуществлялся с помощью эллиптических конических обечаек. Око­нечности завершались торосферическими прочными переборками. Для снижения гидроло­кационной заметности наружные поверхности корпуса лодки были облицованы рупорным резиновым противогидролокационным покрытием.

Корабль имел две группы ЦГБ - носовую и кормовую - в проницаемых оконечностях, двухкорпусные конструкции в районе отсека вспомогательных механизмов (в отличие от Lafaette) отсутствовали. В каждой из групп было по три разделенных побортно цистерны. Цистерны продувались воздухом высокого давления. По некоторым данным, как и амери­канские аналоги, ПЛАРБ типа Resolution, после гибели Thresher, в соответствии с про­граммой SUBSAFE, оснастили системой пороховых аккумуляторов давления, которая обес­печивала всплытие корабля в аварийной ситуации.

Работы по созданию ядерного оружия в Великобритании начались в середине 40-х го­дов. а уже в октябре 1952 г. в Австралии была успешно испытана первая атомная бомба. На начальном этапе развития британских стра­тегических сил в качестве носителей ядерных зарядов использовались исключительно стра­тегические бомбардировщики. Однако к на­чалу 60-х годов они морально устарели, а за­ниматься разработкой новых сочли нецелесо­образным. Попытки же создать БР наземного базирования Blue Streak по целому ряду при­чин (в первую очередь технологического и фи­нансового порядка) закончились неудачей.

В качестве альтернативы командование ВМС в мае 1962 г. предложило правительству Великобритании приобрести в США ракеты системы Polaris, вооружив ими пять ПЛАРБ, проект которых планировали разработать на базе АПЛ типа Valiant (S 102). Этот план на­шел широкую поддержку не только в парла­менте Великобритании, но и за океаном. Как следствие в декабре того же года в г. Нассау (Багамские о-ва) между президентом США

Джоном Кеннеди и премьер-министром Вели­кобритании Г. Макмилланом было подписано соглашение (пакт Нассау), в соответствии с которым американцы обязались продать сво­ему европейскому союзнику ракеты системы Polaris A3, правда, без головных частей. Вза­мен для базирования ПЛАРБ ВМС США пре­доставлялась территория в заливе Холи-Лох в Шотландии.

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте