16 Августа 2012
Индекс материала |
---|
Разработка типов Swiftsure и Trafalgar. |
Страница 2 |
Страница 3 |
Все страницы |
По существу, работы но созданию британской многоцелевой АЛЛ второго поколения начались еще в 1961 г., когда был выдан заказ на разработку прототипа АЭУ для этого корабля с A3 (тип «В») большей мощности и увеличенным сроком службы. Однако реализация программы постройки ПЛАРБ типа Resolution заставила приостановить выполнение этих работ. Только лишь в 1964 г., когда выделили необходимые денежные средства, они были продолжены. Одновременно началось проектирование самой AПЛ, получившей индекс SSNOX (впоследствии Swiftsure).
От проектантов прежде всего требовалось повысить боевые возможности корабля благодаря улучшению таких элементов, как глубина погружения, наибольшая подводная скорость хода, уровень шумности и собственных помех работе гидроакустических средств, безопасность эксплуатации, надежность и ремонтопригодность всех элементов ГЭУ.
Глубину погружения увеличили за счет внедрения новой стали NQ-1 (вместо старой QT-35) и выбора цилиндрической формы прочного корпуса одного диаметра на всем протяжении (вместо корпуса переменного сечения на Valiant). Скорость хода в подводном положении увеличили путем придания наружным обводам корпуса наиболее оптимальных, с точки зрения гидродинамики, форм и переноса ограждения прочной рубки к носовой оконечности. Носовые горизонтальные рули на новых кораблях перенесли на осевую плоскость (вместо высокого расположения на Valiant). Интересно то, что в США такое решение приняли на АПЛ типа Los Angeles третьей модификации прежде всего из-за стремления обеспечить лодке возможность плавания в водах Арктики. В Великобритании же исходили из того, что эта схема способствует хорошей управляемости при минимальных размерах рулей и снижению сопротивления движению лодки, что, в свою очередь, способствовало увеличению скорости хода в подводном положении. То, что носовые горизонтальные рули выполнили заваливающимися (убирающимися в обводы носовой проницаемой части), по мнению специалистов ВМС Великобритании, прежде всего облегчало действия экипажа при швартовке, а уж затем обеспечивало их целостность во время всплытия во льдах.
Наряду с перечисленными техническими решениями повышению скорости хода в подводном положении должна была способствовать полная кормовая оконечность с углом заострения 45 (на Valiant - 30°). Однако это решение не привело к желаемым результатам. Единственным его достоинством стало то, что оно обеспечило большие объемы для ЦГБ кормовой группы и дополнительное пространство, необходимое для более рационального размещения систем и механизмов ГЭУ в кормовом отсеке.
Шумность Swiftsure главным образом удалось снизить за счет использования эффективной системы двойной амортизации практически всех механизмов. Кроме того, ГТЗА, АТГ и их конденсаторы были смонтированы на единой общей платформе, система амортизации которой обеспечивала заданное снижение шумности на полном ходу (т.е. при развитии полной мощности ГТЗА) и компенсацию крутящего момента линии ватта на малых ходах. Надо сказать, что внедрение общей амортизированной платформы ПТУ создало немало проблем, несмотря на то что ГТЗА остался тяким же что и v Valiant
Прототип ПТУ Swiflsure в 1968 г. смонтировали на стенде НИЦ ВМС ADEB (Admiralty Development Establishment Barrow) в Барроу. Для обеспечения его испытаний прототипа на полной мощности установили паровой котел большой паропроизводительности, демонтированный с одного из эсминцев типа Battle. Уже на первой стадии монтажа прототипа ПТУ возникли большие проблемы. В частности, оказалось, что рама платформы, изготавливавшаяся из специальных сталей и имевшая сложную конструкцию, деформировалась в процессе сварки. Последствия не замедлили сказаться. Во время испытаний прототипа ПТУ проблемы начались с аварии редуктора ГТЗА, вызванной перегрузкой подшипников главного колеса, поломки зубцов шестерни первой ступени и аварии главного упорного подшипника. В результате серийный образец ПТУ Swiftsure начал испытываться всего через несколько недель после того, как завершились испытания прототипа, хотя первоначально планировался разрыв в шесть месяцев. Понятно, что в серийном образце ПТУ устранить все недостатки, выявленные в процессе испытаний прототипа, не представлялось возможным.
Тем не менее, как показали исследования, выявленные недостатки можно будет устранить без существенного изменения конструкции установки, и для обеспечения плановых сроков постройки головной АПЛ второго поколения серийный образец ПТУ отгрузили на лодку, в то время как на прототипе ПТУ продолжались работы по устранению выявленных дефектов. Риск был оправдан. Хотя продолжительность испытаний прототипа ПТУ и устранение выявленных конструктивных недостатков составили 27 месяцев (вместо шести предусмотренных по плану), программа постройки АПЛ типа Swiftsure была реализована в намеченные сроки.