Французские подводные лодки

В 2003 г. Главное управления вооружения МО Франции обнародовало программу постройки шести АЛЛ типа Barracuda, которые в 2012-2022 гг. должны будут заменить собой корабли типов Rubis/Amethyste. Изначально их проект имел литерное обозначение SMAF (Sous-Marins di'Attague Futurs). Требования к ТТЭ корабля были сформулированы Управлением кораблестроения DCN в 1996 г. Характерно то, что выбор субподрядчиков осуществлялся через открытый международный конкурс, проводимый в рамках Европейского союза. По оценкам специалистов ВМС Франции, Barracuda по своим боевым возможностям будет сопоставима с американскими АПЛ типа Virginia, но при этом иметь сокращенный до 60 человек экипаж. Перед проектантами была поставлена задача обеспечить возможность использования АПЛ на боевом патрулировании в течение 240 суток в году. Для достижения этого показателя интервал между капитальными ремонтами увеличили до 10 лет (вместо семи для АПЛ типа Rubis), а между планово-предупредительными ремонтами - до одного года (вместо семи месяцев).

АПЛ Barracuda разработана в КБ ВМС Direction Des Construction Navales. Она унифицирована и во многом повторяет ПЛАРБ Le Triomphant. Предназначена для боевого охранения оперативных соединений и обороны подходов к побережью Франции, а также для решения задач, традиционных для многоцелевых АПЛ: поддержки АУГ; участия в противолодочных операциях и поддержка МСЯС; нанесение ударов по береговым объектам; выполнение специальных операций.

Корабль является однокорпусной лодкой с хорошо обтекаемыми обводами корпуса и развитой надстройкой. Прочный корпус на всей длине выполнен в форме цилиндра разного диаметра с прочными торосферическими переборками. Переход от одного диаметра цилиндров к другому осуществлен с помощью конической обечайки. Прочный корпус делился плоскими переборками на три отсека-зоны. В носовом отсеке находятся ракетноторпедное вооружение, центральный пост с боевыми постами и аппаратурой РТВ, а также жилые помещения экипажа, во втором отсеке - ППУ вместе с реактором, а в третьем - ПТУ {два АТГ) и ГЭД на линии вала с приводом на движитель.

История создания Rubis весьма интересна. В отличие от остальных стран во Франции развитие АПЛ началось не с торпедных (или многоцелевых) лодок, а с ПЛАРБ. Иначе говоря, в качестве прототипа был взят корабль этого класса и путем удаления ракетного отсека получили многоцелевую АПЛ. Мало того, во время закладки Provence (с 18 декабря 1980 г. Rubis) использовали задел корпусных конструкций, механизмов и оборудования, предназначавшихся для ПЛАРБ Le Inflexible, чью постройку приостановили.
По сути, проектирование многоцелевой АПЛ во Франции началось еще в 1955 г. - с момента начала разработки проекта Q244 (впоследствии Gymnote). Характерно то, что, приступая к разработке этой ПЛАРБ, командование французских ВМС рассчитывало на его базе создать торпедный вариант. Такой подход к развитию АПЛ в этой стране сохранялся и в дальнейшем. Одновременно с созданием носителя ракет МСЯС велась проработка торпедной АПЛ, но дальше эскизного проекта она не шла. Только лишь к концу 1972 г. окончательно определился облик этого корабля, и он получил обозначение SNA-72.
Официально решение правительства Франции о постройке многоцелевой АПЛ было принято в январе 1973 г. Среди основных требований, предъявленных заказчиком к специалистам КБ верфи ВМС (Direction Des Construction Navales) в Шербуре, можно выделить два наиболее существенных.

Работы по созданию ПЛАРБ нового поко­ления во Франции начались в 1982 г., а в 1986 г. была утверждена новая программа развития МСЯС на 1987-2010 гг. В соответ­ствии с ней предполагалось построить шесть кораблей этого класса, вооруженных ракета­ми системы М5, разработка которых в тот пе­риод еще только разворачивалась. Головную лодку серии, получившую название Le Triom- phant (проект SNLE-NG), должны были ввес­ти в строй в 1991 г. Характерно то, что ее изначально предлагалось вооружить ракета­ми системы М4, что позволило бы не увязы­вать постройку этой ПЛАРБ с темпами раз­работки системы М5. Замену ракетного воо­ружения, по уже сложившейся традиции, пла­нировали произвести во время первого капи­тального ремонта. Распад Советского Союза заставил изме­нить эти планы. В частности, количество ПЛАРБ сократили до четырех единиц. Так как принятие на вооружение системы М5 перено­силось на неопределенный срок, эти лодки ста­ли вооружать так называемыми ракетами про­межуточного типа М45, которые являются (при сохранении тех же массогабаритных ха­рактеристик) более совершенной версией ра­кеты М4, имеющей дальность стрельбы 5300 км и оснащенной головной частью TN-75 с шестью боевыми блоками индивидуального наведения (типа MIRV). Интересно то, что М45 стала последней ракетой, испытывавшейся с участием Gurnnote, с которой проводились ис­пытательные пуски Ml, М2, М20 и М4, при­чем без существенного изменения корпусных конструкций, а также комплекса хранения и пуска ракет. Ко второй половине 80-х годов срок службы этого корабля достиг 20 лет. Его переоборудование под испытания М5 сочли нецелесообразным, и в 1986 г. лодку исклю­чили из списков ВМС. М5 (по некоторым дан­ным, и М45) испытывалась на специально по­строенных береговых качающихся и по­гружающихся стендах (или платформах).

Le Inflexible практически полностью повто­ряла прототип. Разница заключалась в том, что на ней был размещен ракетный комплекс М4, а для повышения скрытности оператив­ную глубину погружения увеличили на треть (с 200 до 300 м) за счет использования новой корпусной стали, ППУ и ПТУ, а также ГЭД на линии вала смонтировали на новой, более совершенной (чем у Le Hedoutable) системе амортизаторов. Срок кампании A3 реактора PWR, несмотря на незначительное изменение его конструкции, был увеличен с шести (на Le Redoutahle) и до 25 лот. Таким образом, она стала равной жизненному циклу корабля. Одновременно усовершенствовали систему управления ГЭУ. На ПЛАРБ Le Inflexible ус­тановили новую ГАС DSUX-21. Корабль так­же получил более совершенную ИНС (к сожа­лению, ее индекс неизвестен). Во время дви­жения лодки на небольшой глубине или под перископом ее данные уточнялись при помо­щи радионавигационной или спутниковой на­вигационной систем. Правда, по утверждени­ям французских специалистов, точность дан­ных, выдававшихся этой ИНС, была такова, что не требовала периодических всплытий лодки к поверхности для обсервации. Мало того, их якобы можно было с успехом исполь­зовать для данных ракетной стрельбы, что спо­собствовало повышению скрытности ПЛАРБ. ИНС Le Inflexible стала прототипом подоб­ной системы, которой оснастили ракетоносцы следующего поколения - типа Le Triomphant. Все эти нововведения дают основание некото­рым специалистам относить этот корабль к переходному типу между поколениями фран­цузских АПЛ. Le Inflexible заложили второй раз 27 марта 1980 г., а ввели в строй - 1 апре­ля 1985 г.

Проект Le Redoutable был разработан КБ ВМС (Direction Des Construction Navales). Корабль являлся лодкой смешанного архитектурно-конструктивного типа с двухкорпусны- ми конструкциями в районе носового и шестого 'вспомогательных механизмов) отсеков. Прочный корпус на большей части длины был выполнен в форме цилиндров разного диа­метра, а в оконечностях - в форме эллиптических усеченных конусов. Переход от одной формы корпуса к другой, а также к разным диаметрам цилиндров осуществлялся с помо­щью конических обечаек. Оконечности завершались торосферическими прочными пере­борками. Прочный корпус делился плоскими переборками на сем», отсеков: первый - тор­педный и носовой жилой; второй - центрального поста, постов управления кораблем и оружием, АБ, а также кормовой жилой; третий - ракетный; четвертый - постов и систем управления ГЭУ; пятый - реакторный; шестой - вспомогательных механизмов (дизель- генераторов); седьмой - паротурбогенераторной установки. Корабль имел две группы ЦГБ - носовую и кормовую - в проницаемой носовой оконечности и в двухкорпусной конструкции в районе отсека вспомогательных механизмов.

Носовая оконечность корабля имела штевневые обводы, а кормовая - эллиптического конуса, завершавшегося крестообразно расположенными стабилизаторами и гребным вин­том. Ракетный банкет, несмотря на сравнительно большую высоту, имел обтекаемую фор­му и плавно сопрягался с оконечностями корабля. Носовые горизонтальные рули были смонтированы на ограждении прочной рубки, а кормовые - за горизонтальными стабили­заторами. По некоторым данным, для снижения гидролокационной заметности наружные поверхности корпуса лодки были облицованы специальным покрытием.

Если развитие МСЯС Великобритании и США отличалось некоторой прямолинейнос­тью, то во Франции оно шло гораздо интерес­нее. Ее правительство традиционно уделяло особое внимание МСЯС. Дело в том, что стра­на обладает сравнительно небольшой терри­торией, на которой обеспечить скрытное раз­вертывание баллистических ракет назем­ного базирования не представляется возмож­ным. В этих условиях постоянно патрулирую­щие в море ПЛАРБ служили гарантией от воз­можного нападения со стороны более сильно­го противника и являлись важнейшим факто­ром международной политики. Официально о начале создания МСЯС французское прави­тельство объявило в 1955 г. Причем предпо­лагалось одновременно вести разработку стра­тегической баллистической ракеты и ее лодки-носителя, что могло бы позволить карди­нально сократить сроки их развертывания. Вся система получила название Marisoult. Предполагалось, что по своим характеристи­кам ее ракета будет близка к американской UGM-27B системы Polaris А2.

Носителем ракеты Marisoult должна была стать ГШАРБ под проектным обозначением Q244. Хотя по целому ряду причин ни эта ра­кета, ни ее носитель таки не были приняты на вооружение - о причинах мы еще расска­жем в данной монографии - они заслуживают определенного внимания. Изначально фран­цузы решили оснастить свою первую ПЛАРБ реактором отечественной разработки, работа­ющем на обогащенном уране, который плани­ровали приобрести в США. Однако из-за по­литических противоречий (Франция отказа­лась участвовать в военной организации бло­ка НАТО сделка сорвалась, и французам при­шлось заняться разработкой реактора, рабо­тающего на природном уране с малым содер­жанием изотопа U235. Для поддержания необ­ходимой плотности потока «тепловых» нейт­ронов в активной зоне этого реактора требо­валось использовать в качестве замедлителя «тяжелую» воду. Вот здесь и выяснилось, что размеры такой активной зоны будут просто огромными, и реактор, оснащенный ею, не впи­шется в корпус строящегося корабля. В июне 1958 г. постройку ПЛАРБ сначала приостано­вили, а затем и вовсе отменили. Примерно в тот же период прекратили разработку раке­ты Marisoult из-за ее больших массогабаритных характеристик.

Материалы по теме "ВМФ".

Новое на сайте