02 Августа 2012
Индекс материала |
---|
Проект Le Triomphant. |
Страница 2 |
Страница 3 |
Все страницы |
Работы по созданию ПЛАРБ нового поколения во Франции начались в 1982 г., а в 1986 г. была утверждена новая программа развития МСЯС на 1987-2010 гг. В соответствии с ней предполагалось построить шесть кораблей этого класса, вооруженных ракетами системы М5, разработка которых в тот период еще только разворачивалась. Головную лодку серии, получившую название Le Triom- phant (проект SNLE-NG), должны были ввести в строй в 1991 г. Характерно то, что ее изначально предлагалось вооружить ракетами системы М4, что позволило бы не увязывать постройку этой ПЛАРБ с темпами разработки системы М5. Замену ракетного вооружения, по уже сложившейся традиции, планировали произвести во время первого капитального ремонта. Распад Советского Союза заставил изменить эти планы. В частности, количество ПЛАРБ сократили до четырех единиц. Так как принятие на вооружение системы М5 переносилось на неопределенный срок, эти лодки стали вооружать так называемыми ракетами промежуточного типа М45, которые являются (при сохранении тех же массогабаритных характеристик) более совершенной версией ракеты М4, имеющей дальность стрельбы 5300 км и оснащенной головной частью TN-75 с шестью боевыми блоками индивидуального наведения (типа MIRV). Интересно то, что М45 стала последней ракетой, испытывавшейся с участием Gurnnote, с которой проводились испытательные пуски Ml, М2, М20 и М4, причем без существенного изменения корпусных конструкций, а также комплекса хранения и пуска ракет. Ко второй половине 80-х годов срок службы этого корабля достиг 20 лет. Его переоборудование под испытания М5 сочли нецелесообразным, и в 1986 г. лодку исключили из списков ВМС. М5 (по некоторым данным, и М45) испытывалась на специально построенных береговых качающихся и погружающихся стендах (или платформах).
По своим массогабаритным характеристиками и боевым возможностям М5 сопоставима с ракетой американской системы Trident D5. Данное обстоятельство предопределило конструктивные особенности Le Triomphant. Достаточно сказать, что диаметр ее прочного корпуса (12,5 м ) лишь на 31 мм уступает диаметру корпуса ПЛАРБ Ohio. Бесспорно, создание такой лодки является значительным достижением французской судостроительной промышленности.
В процессе разработки проекта Lc Triomphant ставились две взаимосвязанные задачи: во-первых, кораблю требовалось обеспечить высокий уровень скрытности, а во-вто- рых - способность к раннему обнаружению сил ПЛО противника, чтобы своевременно начать выполнение маневра уклонения от контакта. Для решения первой задачи выполнялись оценки вероятности обнаружения корабля с помощью средств гидроакустического и оптического поиска, радиолокации, магнитометров, лазерных приборов обнаружения кильватерного следа и инфракрасного видения. В качестве носителей этих средств рассматривались надводные корабли, подводные лодки, вертолеты, самолета и ИСЗ. Оценки еще раз подтвердили, что главным демаскирующим фактором для ПЛ является ее акустическое поле и что первоочередной задачей, решаемой в процессе проектирования,является снижение уровня шумности ПЛАРБ.
Исходя из вклада, вносимого в общий уровень шума, проектанты обратили особое внимание на ГЭУ. Так же, как и на всех предыдущих французских АПЛ, Lc Triomphant оснастили водо-водяным реактором, имеющим обозначение К-15. Его особенностью является естественная циркуляция теплоносителя в первом контуре (так же, как это было реализовано на Ohio). Благодаря этому не только снизили уровень шумности ППУ за счет отказа от ЦНПК, но и повысили надежность ее работы. В этой установке парогенераторы смонтированы на A3 и составляют единый блок с корпусом реактора. Такая же ППУ установлена на авианосце Charles dc Gaulles.
ПТУ также спроектирована в блочном исполнении. Она включает в себя два АТГ, каждый из которых имеет свой конденсатор. Оба они смонтированы на единой амортизированной платформе. Благодаря этому сократили число так называемых звуковых мостиков, посредством которых вибрация и шум установки передаются на прочный корпус корабля. АТГ работают на малооборотный ГЭД. Уменьшение числа оборотов также способствует снижению уровня шумности (благодаря исключению кавитации винта). Вместо традиционного малошумного ВФШ Le Triomphant оснастили движителем типа Pump-Jet. Помимо увеличения КПД этот движитель значительно снижает «винтовую» составляющую шума. Направляющая насадка при этом играет роль акустического экрана, препятствующего распространению звуковой энергии, излучаемой винтом.
В отличие от предыдущих французских ПЛАРБ носовой оконечности Le Triomphant придали эллиптические (а не штевневые) обводы. Это, так же как и обводы ракетного банкета и ограждения выдвижных устройств, способствует снижению гидродинамического шума лодки. Данная форма корпуса была отработана на многоцелевой АПЛ Amethyste - пятом корабле типа Rubis. Носовые 1Х>ризон- тальные рули подняли к верхнему срезу ограждения, что положительно повлияло на их эффективность. Претерпело значительные изменения и кормовое оперение. На концах горизонтальных стабилизаторов смонтировали планшайбы (аналогичные примененным на американских АПЛ типов Sturgeon, Los Angeles и Ohio). Перо вертикального руля выполнили изолированным, а не расположили за стабилизатором, как это обычно делали на всех французских АПЛ.