Гавайская операция.

16 ноября 1941 г. 2-я ДАВ прибыла в Саэки, где приняла на борт корабельные авиагруппы. Через два дня корабли покинули порт и взяли курс на север. 22 ноября «Хирю» и «Сорю» прибыли в залив Хитокаппу на острове Эторофу, откуда четыре дня спустя (26 ноября 1941 г.) 2-я ДАВ вместе с остальными кораблями Авианосного ударного соединения под командованием вице-адмирала Нагумо отправилась в поход к Гавайским островам.

Переход прошёл без приключений, и на рассвете 7 декабря 1941 г. «Хирю» был готов к атаке американских сил на остро¬е Оаху.

Действия 1-й ударной волны.

Первая ударная волна с «Хирю» состояла из 10 ударных самолётов тип 97 с 800-кг бронебойными бомбами тип 99, № 80, модель 5, 8 ударных самолётов тип 97 с торпедами тип 91, модификация 2, а также 6 истребителей тип 0.

В отличие от нетерпеливого капитан- лейтенанта Нагаи с «Сорю», командир торпедоносцев «Хирю» капитан-лейтенант Мацумура понял, что к западу от острова Форд им «ловить нечего», и решил атаковать «линкорный ряд». Но его поворот был настолько резким, что только один экипаж (старшины 3-й статьи Оку Ясуми) последовал за своим командиром. Остальные шесть экипажей, ведомые капитан-лейтенантом Кадоно Хирухаро, ринулись атаковать пару «Оглала» и «Хелена» вслед за Нагаи.

К сожалению, только Кадоно и старшина 1-й статьи Сугимото Хатиро поняли, что цель впереди явно не является линкором — остальные сбросили торпеды по крейсеру, но из-за сильного зенитного огня ни одна не попала в цель. Следует отметить ту быстроту, с которой американские зенитчики открыли стрельбу. Уже через несколько минут после начала атаки зенитный огонь был достаточно сильным, чтобы мешать нормальному сбросу торпед, а два самолёта (из шести) были повреждены зенитным огнем. В результате из 4 торпед, сброшенных торпедоносцами «Хирю» по паре «Оглала» и «Хелена», 3 были сброшены неудачно и зарылись в донный ил, а одна прошла мимо цели и попа¬ла в набережную. А ведь попади они все и «Хелену» пришлось бы чинить долго. Так что успехи американских зенитчиков надо оценивать не только количеством сбитых в тот день японских самолётов.

Тем временем Мацумура и Оку начали заходить в атаку на «линкорный ряд», попутно мешая торпедоносцам с «Акаги» сбрасывать свои торпеды. В свою очередь турбулентность от пролетавшего перед ними самолёта с «Акаги» была такой, что только Оку смог сбросить торпеду {попала по линкору «Оклахома») с первого раза, а Мацумура был вынужден идти на второй заход (его торпеда поразила линкор «Западная Виргиния»).

Летевшие отдельно Кадоно и его ведомый сбросили свои торпеды по «Оклахоме» и, скорее всего, оба поразили цель.

Целями бомбардировщиков с 800-кг бомбами стали линкоры «Аризона» (ВВ-39 «Arizona») и «Калифорния».

Честь уничтожения линкора «Аризона» принадлежит эскадрилье капитана 3-го ранга Кусуми (командир горизонтальных бомбардировщиков с «Хирю») которая в 08.06 сбросила роковую для линкора серию бомб, одна из которых попала в носовую часть корабля в районе башни главного калибра № 2 Бомба смогла пробить броню погребов и воспламенить пороховые заряды, находившиеся по правому борту в погребе башни № 2. Пламя стремительно распространилось по погребу башни № 2 и перекинулось на погреб башни № 1. Даже если кто-то на борту «Аризона» и понял в горячке боя, что произошло, то среагировать он уже просто не успел — через примерно 7 секунд с момента попадания бомбы корабль потряс страшный взрыв 582 тонн боеприпасов, разносивших на своем пути все, кроме самых толстых броневых конструкций.

От взрыва носовая надстройка линкора завалилась вперед, погребая под пылающими руинами, среди прочих, командующего 1-й дивизией линейных кораблей контр-адмирала Исаака Кидда и командиpa корабля капитана 1-го ранга Франклина Ван Валькенбурга. После такого взрыва спасти корабль было уже невозможно, и через 9 минут он затонул на мелководье. «Аризона» забрала с собой на тот свет 1177 человек" — больше, чем любой другой корабль в истории флота США.

Еще один тип 97 с «Хирю» смог поразить бомбой в корму стоявшую борт о борт с «Аризоной» плавмастерскую «Вестал» (AR-4 «Vestal»). Эта бомба прошла корабль насквозь и, скорее всего, даже не разорвалась, но пробоина от нее все равно вызвала серьезные затопления в кор-мовой части корабля, вынудившие экипаж посадить корабль на мель во избежание затопления.

Истребители капитан-лейтенанта Окадзима свалились на аэродром Эва в 07.53. Почти четверть часа на сверхмалой высоте (иногда японские самолёты снижались до 6 метров) они штурмовали находившиеся на земле самолёты корпуса морской пехоты США, поджигая их один за другим. Все, что могли сделать морпехи — это использовать один из пикировщиков в роли зенитной пулеметной установки, катая его по земле так, чтобы задний пулемет мог стрелять в сторону атакующих японских самолётов. Но результатов это не дало, и истребители «Хирю» продолжали свою работу. Через 10—15 минут с начала атаки к ним присоединились истребители с «Сорю», а позднее по аэродрому «прошлись» еще несколько пикировщиков (с «Сёкаку») и истребителей (с «Акаги» и «Кага»), возвращавшихся на свои авианосцы. В результате этих атак все само-лёты на аэродроме были уничтожены или повреждены.

Все самолёты 1-й волны вернулись на «Хирю» без потерь.

Действия 2-й ударной волны

Вторая ударная волна с «Хирю» состояла из 17 пикирующих бомбардировщиков, которыми командовал капитан-лейтенант Накагава Сюн под прикрытием 8 истребителей капитан-лейтенанта Ноно Сумио.


Как и пикировщики «Сорю», большинство самолётов с «Хирю» также атаковали крейсера, но попаданий не добились. Несколько пикировщиков с «Хирю» также атаковали линкоры «Пенсильвания» и «Калифорния», но безуспешно". А вот экипажи, атаковавшие эсминец «Шоу» (DD-373 «Shaw»), стоявший в плавучем доке YFD-2, добились весьма заметного успеха: три бомбы, поразившие корабль в районе мостика около 09.10 — 09.15, вызвали пожар топлива, который спустя 20 минут привел к взрыву носовых погребов корабля. Попытки потушить пожар затоплением дока привели к тому, что «Шоу» сошел с кильблоков, дополнительно повредив себе корпус. Вместе с доком и эсминцем затонул и стоящий у дока буксир «Сотоё- мо» (YTM-9 «Sotoyomo»). К счастью для экипажа «Шоу», за несколько минут до взрыва старший офицер на борту эсминца (капитан-лейтенант Джеймс Браун) приказал оставить корабль, поэтому общие потери составили всего 25 человек.

После бомбёжки кораблей пикировщики «Хирю» отправились на штурмовку авиабазы Зва Филд. Тут их атаковали два Р- 40В младших лейтенантов Джорджа Уелча и Кена Тейлора. Уелч смог продырявить своими пулями топливный бак в левом крыле одного D3A1 и решил, что работа сделана. Однако, поврежденный самолёт смог добраться до «Хирю», хотя и на последних каплях бензина. Тейлор по¬дошёл к своей работе более ответственно — он не отпускал свою цель до того, как атакованный им пикировщик № BII-233*"* свалился на землю у самого берега неподалёку от Эва Филд

Кроме того, ещё один пикирующий бомбардировщик с «Хирю» (№ BII-214) был сбит зенитным огнём.

Истребительный отряд 2-й волны около 08.55 сделал один заход на штурмовку  летающих лодок на гидроаэродроме Канеохе, после чего отправился к аэродрому Беллоуз Филд. Пилоты с «Хирю» прилетели туда как раз вовремя, чтобы сбить 2 Р-40В из состава 44-й истребительной эскадрильи прямо на взлете. Первый американский истребитель (младшего лейтенанта Джорджа Уайтмэна) едва успел оторваться от земли, а второй (младшего лейтенанта Самуэля Бишопа) смог набрать высоту, но был сбит несколько минут спустя. Уайтмен погиб, а раненому Бишопу удалось успешно посадить свой подбитый самолёт на воду и доплыть до берега. Оба самолёта записал на свой счет старшина 1-й статьи Мацуяма Цугио. Правда, за время боя с Бишопом он оторвался от своей эскадрильи и пристроился к истребителям с «Сорю».

После этого уже ничего не мешало японским истребителям расстреливать оставшиеся на земле истребители Р-40 и разведчики 0-47 и 0-49. Несмотря на это, безвозвратные потери американцев составили всего 1 0-49. хотя немало самолётов были повреждены японскими пулями.

Американцы смогли противопоставить нападавшим только небольшое количество винтовок и три пулемета: один со стоящего на земле 0-47 и два зенитных 298- го пехотного полка Национальной Гвардии США. Тем не менее, им удалось повредить один А6М2 (№ВП-120), пилот которого — старшина 1-й статьи Нисикаити Сигэнори — посадил самолёт на острове Ниихау, где был арестован местным населением Но проживавший на острове японец по фамилии Харада выпустил его и помог овладеть всем местным арсеналом. состоящим из пистолета пилота и двустволки. Так власть на острове перешла к представителю японского императорского флота, который с помощью трёх находящихся на острове японцев удерживал ее до ночи с 12 на 13 декабря 1941 г., когда с ним затеял драку представитель местного населения Бенджамен Канахеле, пытавшийся вместе со своей женой отобрать у японцев оружие. В процессе драки гаваец был ранен, но, обладая большой физической силой, убил Никисаити расколов ему череп о  ближайшую стенку, а затем для верности перерезав горло. После этого Харада застрелил себя из двустволки.

Общие потери второй волны с «Хирю» составляли 2 пикировщика D3A1 и 1 истребитель.

Кроме прикрытия ударных самолётов в атака на о. Оаху и штурмовки наземных целей А6М2 с «Хирю» несли боевой воздушный патруль над АУС.{jcomments on}