Многоцелевого назначения

После бомбардировщиков Ту-22 конструкторское бюро Туполева взялось за разработку дальних всепогодных перехватчиков Ту-28. Назначение этих машин — противодействие западным ракетоносцам дальнего радиуса действия. Два прототипа машины были продемонстрированы в 1961 году (индекс Ту-102) и получили в системе классификации НАТО кодовое обозначение «Фиддлер-А». На базе этих самолетов был создан прототип Ту-128, который поступил в производство в 1960 году под обозначением Ту-28Р. На Западе о Ту-28 узнали только после парада 1967 года; в системе классификации НАТО эти машины получили кодовое обозначение «Фиддлер-В». Экипаж самолета — два человека. К 1992 году все машины Ту-28 были сняты с вооружения ВВС России и заменены самолетами новейших моделей.

Последней модификацией Ту-22М, поступившей на вооружение частей дальней и морской авиации СССР, был самолет Ту-22М 3, Внешне он отличается скошенными срезами воздухозаборников и слегка изогнутым вверх носовым конусом с небольшим контейнером. Эта машина оснагцена новым радаром (кодовое обозначение НАТО — «Down Beat») и модернизированной хвостовой турелью и несет поворотную пусковую установку ракет. Производство началось в 1985 году, в настоящее время самолет состоит на вооружении ВВС бывших советских республик. Оборонительное вооружение сокращено до одной двуствольной 23-мм пушки, большинство машин не имеют оборудования для дозаправки в воздухе. Из 400 выпущенных самолетов 240 поступили в части дальней авиации, а остальные в подразделения морской авиации. Следует отметить, что Ту-22М советских ВВС практически не имели обозначений на корпусе.

Ту-22М — модернизированная версия сверхзвукового бомбардировщика Ту-22 с изменяемой геометрией крыла. Малая дальности полета Ту-22, недостаточная для выполнения стратегических задач над территорией США, привела к разработке в КБ Туполева новой машины Ту-22М. Испытания 1976 года показали, что самолет не оправдал надежд на увеличение скорости и радиуса действия72. В результате конструкция подверглась радикальным изменениям; так появился прототип Ту-22М 2. На вооружение самолет поступил в 1978 году; в НАТО ему было присвоено кодовое обозначение «Бэкфайр-В». Для частей дальней и морской авиации было построено 360 самолетов Ту-22М 2 и М 3; вероятно, они останутся на вооружении и в начале следующего столетия. На фотографии изображен самолет ВВС России, сохранивший светло-голубую двухтональную окраску, традиционную для военно-воздушных сил бывшего Советского Союза.

В 1974 году Ирак получил 12 самолетов Ту-22К, которые впоследствии участвовали в боевых действиях в ходе ираноиракской войны. Один из этих самолетов был сбит во время атаки на столицу Ирана Тегеран в 1981 году. Ту-22К использовались также для бомбардировок курдских поселений в Ираке. Бортовая авионика этих самолетов, предположительно, была значительно проще той, которая ставилась на советские ракетоносцы Ту-22; техническое обслуживание иракских самолетов советскими специалистами в 1980-х годах не производилось. Иракские ВВС были практически полностью уничтожены в ходе операции «Буря в пустыне»; маловероятно, чтобы бомбардировщики Ту-22 К до сих пор оставались в строю. Следует отметить иллюминаторы для штурмана и оператора электронных систем в нижней части фюзеляжа, позади носового обтекателя.

Ту-22 явился ответом советской авиационной промышленности на появление в начале 1950-х годов на Западе новых самолетов-перехватчиков и наземных ракетных систем «земля-воздух». Советские специалисты пришли к выводу, что дни Ту-16 в роли стратегического бомбардировщика сочтены. На смену ему был создан Ту-22, прототип которого впервые поднялся в воздух в 1953 году. Западные эксперты ничего не знали об этим самолете до тех пор, пока десять машин Ту-22 не были продемонстрированы на воздушном параде в Тушино в 1961 году. «Неосведомленность» Запада не должна удивлять, поскольку внешне эта машина очень напоминает Ту-16 71. Самолет имеет среднерасположенное стреловидное крыло, полностью стреловидное хвостовое оперение и трехколесное шасси, основные стойки которого убираются в отсеки под крыльями. (Конфигурацией крыла Ту-22 существенно отличается от Ту-16. Крыло новой машины имеет переменную стреловидность передней кромки и слегка сдвинуто назад).

Советская морская авиация была одним из важнейших элементов оборонной стратегии бывшего СССР. Хотя в настоящее время основным боевым и разведывательным самолетом морской авиации России является Ту-26 «Бэкфайр-В», в течении долгого времени основу самолетного парка советских ВМФ составляла морская модификация Ту-16. На вооружении авиации флота состояли различные модификации Ту-16 — самолеты радиоэлектронного подавления, разведчики, заправщики и ракетоносцы. На фотографии изображен ракетоносец «Баджер-G» с подвесками для ракет «воздух-земля».

Самолет «Баджер-В» — модификация модели «Баджер-А», оснащенная двумя ракетами «воздух-земля» КС-1 «Комета», которые подвешивались под крылья. Как и на базовой модели, на этом самолете установлены две турели со спаренными пушками сверху и снизу фюзеляжа, одна спаренная установка в хвосте и одна пушка в носу. Под фюзеляжем расположен большой съемный обтекатель навигационного радара. В Афганистане машины «Баджер-В» использовались как: бомбардировщики. Две эскадрильи Ту-16, вооруженных противокорабельными ракетами КС-1, были поставлены в Индонезию. Все индонезийские самолеты, включая изображенный на рисунке, в настоящее время выведены в резерв. Следует отметить соотношение размеров ракет КС-1 и самолета Ту-16.

Данный самолет разрабатывался очень долго — и виной тому отчасти было постоянно изменявшаяся правительственная программа, в соответствии с которой в 1945 году был заказан проект морского истребителя, способного садиться на палубу с упругим покрытием. Первый прототип (индекс 508) имел узкое не стреловидное крыло и V-образное хвостовое оперение. В конструкции второго прототипа (индекс 525) было использовано обычное стреловидное крыло и крестообразное хвостовое оперение. Последний прототип (индекс 544) имел закрылки со сдувом пограничного слоя и аэродинамическую форму корпуса. Этот прототип приступил к полетам в январе 1956 года Серийно самолет начал выпускаться с августа 1957 года; в июне 1958 года первые машины поступили в 803-й эскадрилью. Всего было изготовлено 76 самолетов, они использовались в качестве низковысотных штурмовиков до тех пор, пока в 1969 году не появился самолет « Буканьер».

Разработка Су-27 началась в середине 1970-х, когда советское руководство заказало КБ Сухого самолет, способный противодействовать американскому истребителю F-15 «Игл». В мае 1977 года прототип Су-27 впервые поднялся в воздух. Испытания затянулись и привели к фундаментальным изменениям в конструкции самолета, поскольку прототип имел недостаточную структурную прочность, а также слишком большое лобовое сопротивление и вес. Серийное производство машины началось только в 1982 году, а на вооружение самолеты начали поступать в 1985 году. Укомплектованный современной электроникой, этот истребитель представляет собой исключительно мощную и эффективную машину. Одной из первых его модификацией стал Cy-27UB — двухместный учебно-тренировочный самолет, полностью сохранивший боевую мощь Су-27.

Новое на сайте