Средний танк ТАМ

Разработка

До середины 1970-х годов танковый парк Аргентины в основном состоял из американских средних танков М4 «Шерман» периода Второй мировой войны, легких танков М41 «Уокер Бульдог» и французских легких танков АМХ-13. Поскольку поддержание парка танков «Шерман» в готовом состоянии требовало все больше средств, было принято решение об оснащении вооруженных сил современной боевой машиной. При этом аргентинской армии был нужен относительно недорогой, небольшой по размерам и легкий танк. Эти требования диктовались ограниченными финансовыми возможностями страны и небольшой грузоподъемностью большинства автомобильных мостов этой южноамериканской страны. В 1974 — 1976 годах по заказу аргентинской армии западногерманской фирмой Thyssen-Henshel на базе боевой машины пехоты «Мардер» был разработан танк ТАМ (Tanque Argentino Mediano — аргентинский средний танк). Кроме вооруженного 105-мм пушкой 30-тонного танка, контракт предусматривал и проектирование максимально унифицированной с ним боевой машины пехоты.

Серийное производство по лицензии ФР1 было начато в 1979 году аргентинской фирмой TAMSE на государственном заводе в пригороде Буэнос-Айреса. Здесь изготавливались шасси, и производилась окончательная сборка танков. На заводе в Рио-Терксро изготавливались башни и вооружение. С 1979 по 1985 год было выпущено 230 единиц.

 

Из-за финансовых затруднений производство тапка ТАМ было свернуто, по этой же причине 30% выпушенных машин сразу отправили r резерв аргентинской армии. Еще в ходе производства велись переговоры о поставках танков за рубеж, в частности  в Панаму. Перу и Эквадор. Однако возможности экспорта были ограничены в связи с необходимостью получения разрешения от держателя лицензии — ФРГ.

Конструкция

Особенностью танка является переднее расположение моторнотрансмиссионного отделения и ведущих колес при размещении системы охлаждения двигателя в кормовой части корпуса. В целом компоновка машины аналогична таковой у БМП «Мардер».В передней части корпуса слева находится отделение управления, справа — моторно-трансмисионное отделение. В средней части, ближе к корме, установлена трехместная сварная башня. Рабочие места наводчика и командира находятся справа, а заряжающего слева от пушки. Корпус и башня сварены из стальных броневых листов. Лобовая броня корпуса и башни защищает от бронебойных снарядов калибра 40 мм, бортовая — от пуль. Борта корпуса и ходовая часть имеют дополнительную защиту в виде стальных противокумулятивных экранов. В кормовой части корпуса имеется люк для выхода экипажа и нагрузки боекомплекта.

Первые образцы танка вооружались 105-мм нарезной пушкой фирмы Rheinmetall (вариант английской пушки L7), стабилизированной в двух плоскостях, и оснащались оптическим дальномером, нестабилизированным панорамным прицелом командира, ночными  подсветочными  приборами. Пушка имеет углы вертикальной наводки от -7* до +18". В ходе модернизации на танк начали устанавливать пушки аргентинского производства с терм о защитным чехлом и усовершенствованные СУО (стабилизированные прицелы наводчика и командира, лазерный дальномер, низкоуровневые телевизионные ночные приборы). Для стрельбы из орудия могут использоваться боеприпасы НАТО калибра 105 мм. Боекомплект состоит из 50 артвыстрелов, из которых 20 размещены в башне, а остальные — в корпусе танка. Для загрузки боеприпасов и выброса стреляных гильз используется специальный лючок в левом борту башни. При необходимости боеприпасы могут быть быстро загружены через кормовой люк. С пушкой спарен 7,62-мм бельгийский пулемет MAG. Выпускаемый по лицензии в Аргентине, второй такой пулемет установлен на люке командира танка и используется в качестве зенитного. Для наблюдения за полем боя командир может пользоваться восемью перископическими приборами, установленными по периметру командирской башенки.

В моторнотрансмиссионном отделении установлен двигатель фирмы немецкой MTU в блоке с гидромеханической трансмиссией фирмы Renk. В приводе поворота трансмиссии используется гидрообъемная передача. Наклонный броневой лист на МТО может подниматься для обеспечения доступа к агрегатам силовой установки и трансмиссии.

Танк оборудован системой зашиты от ОМ П. подогревателем для зимнего пуска двигателя, обогревателем обитаемого отделения, электрические водооткачивающие насосы и система ППО. включаемая вручную или автоматически. В кормовой части корпуса танка могут быть размешены два 200-литровых дополнительных топливных бака.

Танк ТАМ, конструкция которого базируется на шасси БМП «Мардер», только по боевой массе может быть отнесен к классу средних танков, и условно — к основным. Он имеет весьма низкии уровень защищенности (лишь от снарядов автоматических пушек) и не отвечает по этому показателю даже требованиям I960-1970-х голов. Из-за малой грузоподъемности шасси существенно усилить защиту не представляется возможным.

Модификации ТАМ-4 (ТН-301) — вариант танка, разработанный фирмой Tissen-Henschel в 1978 году, Этот танк оснащен модернизированным двигателем мощностью 750 л.е., компьютеризированной СУО с дневной и ночной тепловизионной системами поиска цели и наведения. Изготовлен опытный образец.

Варианты

VCTP (Vehiculo de Combate
Transporte dc Personal) — боевая машина пехоты. На том же самом бронированном шасси, что и танковое. установлена двухместная башня с 20-мм автоматической пушкой фирмы Oerlikon. Кормовая часть корпуса оборудована для перевозки десанта. Изготовлено 103 единицы.

VCTM (Vehiculo de Combate
Transporte Mortaro) — самоходный 120-мм миномет. Изготовлено 13 единиц.

VCPC (Vehiculo de Combate
Puesto de Comando) — машина управления. Изготовлено 9 единиц.

VCR Г (Vehiculo de Combate
Recuperacion de Tanques) — БРЭМ, оснашенная бульдозерным отвалом и краном грузоподъемностью 22 т.

VCA-155 — 155-м.м самоходная
гаубица. По проекту на шасси танка ТАМ должна была размешаться башня с вооружением Palmaria итальянской фирмы ОТО Melara. Ни одного образца изготовлено не было, по-видимому,
потому, что масса машины достигши» 45 г. а это было за пределами грузоподъемности шасси.

VC AMUN — перевозчик боеприпасов для подразделений самоходных гаубиц VCA-I55. Изготовлены были 2 машины.

Статус

Средний танк ТАМ состоит на вооружении только аргентинской армии. Производство завершено.{jcomments on}