Стратегия «компенсирующего противодействия» (1977—1980).

Приход к власти в январе 1977 г. адми­нистрации демократической партии во главе с прези­дентом Дж. Картером не привнес чего-либо существен­но нового в военно-политическую доктрину США. Президент поручил министру обороны Г. Брауну продолжать делать ставку на сохранение Соединенными Штатами способности к нанесению «не­приемлемого ущерба» противнику путем ответного уда­ра (Даже если по США будет нанесен первый ядерный удар). Вместе с тем перед вооруженными силами США была также поставлена задача иметь способность к выборочным ядерным ударам.

Таким образом, речь, по сути дела, шла о дальней­шем развитии Стратегии «гибкого реагирования», кото­рая с 1961 г. фактически и является стратегией США, несмотря на то, что администрация Никсона переимено­вала ее в стратегию «реалистического сдерживания», а администрация Картера — в стратегию «компенсирую­щего противодействия».

В своих выступлениях, посвященных проблемам стра­тегии и строительства вооруженных сил США, Браун подчеркивал, что Соединенные Штаты будут стремить­ся к сохранению принципиального равновесия с СССР в области стратегических вооружений. Поддержание та­кого равновесия требует, по утверждению Брауна, вы­полнения четырех общих условий:

«1. Советские стратегические ядерные силы не дол­жны становиться используемым инструментом полити­ческого воздействия, дипломатического нажима или во­енного превосходства;

  1. Должна поддерживаться ядерная стабильность, особенно в случае кризиса;
  2. Любые советские преимущества в (тактико-техни­ческих) показателях стратегических сил должны ком­пенсироваться преимуществами США в других такого рода показателях;
  3. США не должны уступать Советскому Союзу — ни в действительности, ни в чьем-либо представлении— в силе своих стратегических позиций».

Официально выступая за сохранение определений степени равновесия с Советским Союзом в стратегиче­ской области, американское руководство реально сдела­ло ставку на накопление стратегических преимуществ по отношению к СССР. Наиболее результативный спо­соб. получения таких преимуществ оно усматривало в дальнейшем наращивании и совершенствовании потенциала американских стратегических сил. Именно в создании превосходства по контрсиле американское по­литическое руководство усматривает возможность «со­хранить американский стратегический арсенал не толь­ко в качестве средства «разубеждения» потенциального противника от нападения на США (т. е. средства «сдер­живания»), но и в качестве реального инструмента ини­циативного развязывания и ведения ядерной войны с расчетом па ее выигрыш.

Однако ситуация конца 70-х годов отличалась для Вашингтона от предыдущего десятилетия в одном кар­динальном отношении: сложился реальный советско- американский стратегический паритет — не просто сум­марное численное равенство стратегических пусковых установок обеих сторон, а равенство по реальным бое­вым возможностям их стратегических сил.

Дело в том, что до середины 70-х годов, даже после подписания первых советско-американских соглашений по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), Белый дом и Пентагон продолжали верить, что США обладают значимым стратегическим превосходством над СССР, обеспеченным качеством американских стратеги­ческих вооружений, мощной стратегической авиацией (оставшейся вне рамок ОСВ-1), наличием американских ядерных систем передового базирования в Европе- и Азии. И поэтому когда американские теоретики рассуж­дали о возможности «взаимного гарантированного унич­тожения», они вставляли термин «взаимный» лишь для успокоения другой стороны. На деле они считали, что такое уничтожение будет односторонним уничтожением Соединенными Штатами Советского Союза. Кстатиvго­воря, именно поэтому ни один американский министр бороны в отличие от стратегических теоретиков никог­да не употреблял фразы «взаимное уничтожение». И хотя и Макнамара, и Шлесинджер, и сменивший его 6 ноября 1975 г. на посту министра обороны Рамефельд предпринимали исподволь меры, направленные на, то чтобы усилить способность стратегических сил США наносить удары по «точечным» военным объектам возле ракетных шахт, все они были убеждены в том, что ядерный арсенал США превосходит советский. По их мнению, это давало США возможность безнаказанно прибегать если не к ядерной войне, то по крайней мере к угрозе такой войной, тем более —» к военным операциям ниже ядерного уровня и успешно вести силовую дипломатию.

Со времени приручения человеком лошади уже прошло не менее шести тысяч лет, и за это время было выведено не менее 200 различных пород этих животных. Лошади в истории человечества сопровождали людей на протяжении многих лет, они участвовали в сражениях, работа ли на полях и фермах, занимались перевозкой различных грузов на большие расстояния. Без участия лошади история человечества могла бы стать совсем иной.


Но что бы ни считали американские военачальни­ки в начале 70-х годов, к концу 70-х им пришлось при­знать, что стратегический арсенал СССР сравнялся о арсеналом США не только по некоторым количествен­ным показателям, но и по качественным характеристик как, по своим реальным боевым возможностям, Это достижение Советским Союзом «безусловного стратегиче­ского паритета» с США откровенно признал Гарольд Браун накануне передачи своего поста новому минист­ру — члену республиканского кабинета К. Уайнбергеру, «окончательно похоронило то, что, как мы знали, было и так уже давно мертво», а именно американскую веру в то, что угроза массированного ядерного удара США по советским городам продолжала оставаться эф­фективным козырем американской политики и дипло­матии.

Значительная часть американского внешнеполитиче­ского и военного руководства не пожелала, однако, сми­риться с такого рода паритетом и развернула широкую кампанию в США против договора ОСВ-2 (фиксировав­шего такой паритет). Одновременно Вашингтон усилил заигрывание с контрсиловыми концепциями. Стратегия «компенсирующего противодействия» как раз и явилась установкой, ориентировавшей США на новый рывок к созданию превосходства по контрсиле.

Ее суть, утверждал Г Браун, состоит в расшире­нии набора целей на территориях Советского Союза и других социалистических государств. Она предусмат­ривает «варианты атаки на цели, которые составляют структуру военных сил и структуру политической вла­сти» при сохранении стратегического резерва достаточ­ного для удара в случае необходимости по городским и промышленным центрам. Стратегия «компенсирующего противодействия» нашла свое отражение в подписан­ной Дж. Картером 25 июля 1980 г. президентской» ди­рективе № 59, предусматривающей «ограниченную ядер­ную войну» против СССР, а также в новом едином ин­тегрированном плане распределения целей (СИОП-5Д), включавшем 40 тыс. целей (вместо 25 тыс. в предыду­щем). Поскольку США на начало 80-х годов обладали 10 тыс. стратегических ядерных зарядов, обеспеченных средствами доставки, план СИОП-5Д предусматривает различные варианты «набора целей» в зависимости от решений политического руководства, что обеспечивается возможностью быстрого перенацеливания ракет с од­них объектов на другие.

В сентябре 1980 г. на специальных закрытых слу­шаниях в сенатской комиссии по иностранным делам администрация США, отвечая в письменном виде на во­прос о том, в чем суть «ограниченности» ядерного удаpa, предусматриваемого директивой № 59, разъяснила, что такой удар должен быть «высокоэффективным (и «ограниченным» лишь в том специальном смысле, что он может быть меньшим, чем максимально возможный удар)». Сама двусмысленность по поводу этой мнимой ограниченности ядерной войны, как было подчеркнуто, связана с тем, что «мы хотим, чтобы советское руко­водство было не уверено» относительно реального ха­рактера американского ядерного удара. Тем не менее было подчеркнуто, что стратегия «компенсирующего противодействия» предусматривает «способность США угрожать значительной части их (советских. — Г Т.) МБР шахтного базирования упреждающим ударом».

Таким образом, агрессивный характер указанной стратегии вытекал даже из официальных заявлений правительства. Если же взять высказывания американ­ских военных теоретиков, то некоторые из них уже без обиняков расшифровывают то, на что официальные ли­ца лишь намекают. Например, Колин Грей, долгое вре­мя занимавший пост директора исследований по вопро­сам национальной безопасности в Гудзоновском инсти­туте, а ныне основавший в Вашингтоне собственный На­циональный институт общественной политики, в одной из своих статей о стратегии писал: «Стратегическая ста­бильность не должна приравниваться к стратегическо­му пату, Соединенные Штаты не могут позволить себе генеральной стратегической концепции, которая преду­сматривает всеохватывающее взаимное американо-со­ветской стратегическое сдерживание... Стабильный стра­тегический баланс с точки зрения интересов США и НАЇО — это такой баланс, который позволял бы .Сое­диненным Штатам:

—  инициативно начинать использование стратегиче­ских ядерных сил в ожидании выигрыша;

—  захватывать и удерживать позицию «эскалационного доминирования»;

—  сдерживать советскую эскалацию или контрэска­лацию путем мощной угрозы наиболее жизненно важным активам советского государства и путем способности Соединенных Штатов ограничить собственный ущерб».

Майонезы и другие продовольственные товары на сайте all.biz Большой выбор отечественных и зарубежных производителей, оптовая торговля.


Стало быть, речь идет о типичных агрессивных кон­цепциях развязывания и выигрыша ядерной войны пу­тем превентивного обезоруживающего удара, хотя в официальных рассуждениях эта коренная стратегическая установка Вашингтона маркируется под «одёрги­вание» или даже «взаимное сдерживание».

Для достижения контрсилового превосходства Картера развернуло большую программу на­ращивания вооружений и протащило через НАТО широ­кую программу военных приготовлений для этого бло­ка. Военный бюджет США, составлявший в момент при­хода к власти администрации Картера в 1977 г. 113 млрд. долл. (по статье «текущие расходы»), был запла­нирован администрацией Картера на 1982 финансовый год в размере 180 млрд. долл. и увеличен администра­цией Рейгана до 183 млрд. долл.

За 70-е годы США приняли на вооружение многие качественно новые стратегические системы: баллисти­ческие ракеты подводных лодок (БРПЛ) «Посейдон С-3», оснащенные разделяющимися головными частями до 14 боеголовок на ракете по 50 кт каждая), новые БРПЛ типа «Трайдент-1» (8 боеголовок на ракете по 100 кг каждая, дальность стрельбы около 8 тыс. км), начали строительство новых атомных подводных лодок класса «Огайо» — носителей ракет «Трайдент» (24 ра­кеты на каждой лодке). С 1970 г. было развернуто 550 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Мнитмён-3», оснащенных разделяющимися головными зарядами с индивидуальным наведением зарядов на цели (3 боеголовки по 170 кт каждая;  эти ракеты переоснащаются новыми головными частями, содержащими три ядерных боеголовки по 350. кг каж­дая, улучшенными системами наведения, повышающими точность стрельбы). Тем самым были существенно обновлены морской и наземный потенциал американ­ской стратегической «триады» (третий компонент — стратегические бомбардировщики).

Был развернут комплекс противоракетной обороны на базе Ганд-Форкс в штате Северная Дакота со 100 антиракетами на стартовых позициях (который был ча­стично заморожен после подписания в 1972 г. советско- американского договора об ограничении систем ПРО), Завершились также работы по развертыванию новых систем противолодочной обороны (ПЛО), а также, на­чалось производство новых многоцелевых атомных под­водных лодок класса «Лос-Анджелес».

Был сконструирован новый сверхзвуковой стратеги­ческий бомбардировщик В-1 (с максимальной боевой нагрузкой 34 т). Однако по ряду соображений админи­страция Картера решила не запускать самолет в се­рийное производство, хотя четыре изготовленных образ­ца самолета продолжали проходить испытания. Были разработаны и развернуты на стратегических бомбарди­ровщиках новые баллистические ракеты класса «воз­дух—земля» с ядерными боеголовками (24 ракеты на самолете В-52). Наконец, были созданы и испытаны стратегические крылатые ракеты — новое оружие с ши­рокими боевыми возможностями.

Соединенные Штаты, кроме того, разработали и за­пустили целый ряд военных навигационных и разведы­вательных спутников, а также ввели в строй иные си­стемы дальнего обнаружения (в частности, радары загоризонтного видения), радикально улучшили системы связи, командования и контроля. За 70-е годы на со­вершенствование американских военных систем связи командования и контроля было израсходовано около 25 млрд. долл. Однако администрация Картера посчи­тала произведенные улучшения недостаточными для эффективного ведения боевых операций. Поэтому пре­зидент подписал две директивы — № 53 и № 58, пре­дусматривавшие широкий круг мероприятий по повы­шению живучести указанных систем и защищенности американского высшего руководства в условиях ядерной войны. Был принят на вооружение целый ряд новых оперативно-тактических систем оружия для армий, ВВС и ВМС, существенно повысивших эффективность обычных вооруженных сил и вооружений.

Администрация Картера ускорила работы над новыми стратегическими и обычными вооружениями, в частности, над новым поколением БРПЛ «Трайдент-2», новыми типами крылатых ракет (в том числе сверхзву­ковых), боевыми частями и более точными системами наведения для МБР, над рядом систем противоракетной и противокосмической обороны (поскольку опытно- конструкторские работы в этой сфере не запрещены до­говором 1972 г. об ограничении систем ПРО), над нейтронным оружием и т. д. В июне 1979 г. президент США, угождая американским «ястребам», дал зеленый свет программе создания новой наземной стратегической мо­бильной ракетной системы MX. Согласно программе Картера, предполагалось развернуть начиная с 1986 г. 200 мобильных ракет MX, которые должны быть осна­щены разделяющимися головными частями с индиви­дуальными боеголовками, не просто летящими на цель по баллистической кривой, а маневрирующими на под­лете к цели и гораздо более точными (система МАРВ). В целях повышения живучести ракет MX их предпола­галось систематически перемещать между 4600 специ­альными укрытиями в американских штатах Юта и Не­вада.

Администрация Картера также начала уделять по­вышенное внимание подготовке высокомобильных ин­тервенционистских сил США для использования на за­морских театрах помимо Европы. Она же провозгласи­ла районы Дальнего Востока, Южной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки (не считая Западной Европы) сферами «жизненно важных интересов США» и начала активно создавать там новые военные базы и опорные пункты, а также усилила военную деятель­ность на просторах Мирового океана.

Для большинства автолюбителей багажник на крышу является необходимым аксессуаром в дальних поездках и путешествиях. С помощью него можно значительно освободить салон от вещей, что сделает поездку еще комфортней как для водителя, так и для пассажиров. В багажник на крышу влезет множество различных грузов, начиная продуктами и заканчивая большой палаткой и надувной лодкой. {jcomments on}