Приход к власти в январе 1977 г. администрации демократической партии во главе с президентом Дж. Картером не привнес чего-либо существенно нового в военно-политическую доктрину США. Президент поручил министру обороны Г. Брауну продолжать делать ставку на сохранение Соединенными Штатами способности к нанесению «неприемлемого ущерба» противнику путем ответного удара (Даже если по США будет нанесен первый ядерный удар). Вместе с тем перед вооруженными силами США была также поставлена задача иметь способность к выборочным ядерным ударам.
Таким образом, речь, по сути дела, шла о дальнейшем развитии Стратегии «гибкого реагирования», которая с 1961 г. фактически и является стратегией США, несмотря на то, что администрация Никсона переименовала ее в стратегию «реалистического сдерживания», а администрация Картера — в стратегию «компенсирующего противодействия».
В своих выступлениях, посвященных проблемам стратегии и строительства вооруженных сил США, Браун подчеркивал, что Соединенные Штаты будут стремиться к сохранению принципиального равновесия с СССР в области стратегических вооружений. Поддержание такого равновесия требует, по утверждению Брауна, выполнения четырех общих условий:
«1. Советские стратегические ядерные силы не должны становиться используемым инструментом политического воздействия, дипломатического нажима или военного превосходства;
Официально выступая за сохранение определений степени равновесия с Советским Союзом в стратегической области, американское руководство реально сделало ставку на накопление стратегических преимуществ по отношению к СССР. Наиболее результативный способ. получения таких преимуществ оно усматривало в дальнейшем наращивании и совершенствовании потенциала американских стратегических сил. Именно в создании превосходства по контрсиле американское политическое руководство усматривает возможность «сохранить американский стратегический арсенал не только в качестве средства «разубеждения» потенциального противника от нападения на США (т. е. средства «сдерживания»), но и в качестве реального инструмента инициативного развязывания и ведения ядерной войны с расчетом па ее выигрыш.
Однако ситуация конца 70-х годов отличалась для Вашингтона от предыдущего десятилетия в одном кардинальном отношении: сложился реальный советско- американский стратегический паритет — не просто суммарное численное равенство стратегических пусковых установок обеих сторон, а равенство по реальным боевым возможностям их стратегических сил.
Дело в том, что до середины 70-х годов, даже после подписания первых советско-американских соглашений по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), Белый дом и Пентагон продолжали верить, что США обладают значимым стратегическим превосходством над СССР, обеспеченным качеством американских стратегических вооружений, мощной стратегической авиацией (оставшейся вне рамок ОСВ-1), наличием американских ядерных систем передового базирования в Европе- и Азии. И поэтому когда американские теоретики рассуждали о возможности «взаимного гарантированного уничтожения», они вставляли термин «взаимный» лишь для успокоения другой стороны. На деле они считали, что такое уничтожение будет односторонним уничтожением Соединенными Штатами Советского Союза. Кстатиvговоря, именно поэтому ни один американский министр бороны в отличие от стратегических теоретиков никогда не употреблял фразы «взаимное уничтожение». И хотя и Макнамара, и Шлесинджер, и сменивший его 6 ноября 1975 г. на посту министра обороны Рамефельд предпринимали исподволь меры, направленные на, то чтобы усилить способность стратегических сил США наносить удары по «точечным» военным объектам возле ракетных шахт, все они были убеждены в том, что ядерный арсенал США превосходит советский. По их мнению, это давало США возможность безнаказанно прибегать если не к ядерной войне, то по крайней мере к угрозе такой войной, тем более —» к военным операциям ниже ядерного уровня и успешно вести силовую дипломатию.
Со времени приручения человеком лошади уже прошло не менее шести тысяч лет, и за это время было выведено не менее 200 различных пород этих животных. Лошади в истории человечества сопровождали людей на протяжении многих лет, они участвовали в сражениях, работа ли на полях и фермах, занимались перевозкой различных грузов на большие расстояния. Без участия лошади история человечества могла бы стать совсем иной.
Но что бы ни считали американские военачальники в начале 70-х годов, к концу 70-х им пришлось признать, что стратегический арсенал СССР сравнялся о арсеналом США не только по некоторым количественным показателям, но и по качественным характеристик как, по своим реальным боевым возможностям, Это достижение Советским Союзом «безусловного стратегического паритета» с США откровенно признал Гарольд Браун накануне передачи своего поста новому министру — члену республиканского кабинета К. Уайнбергеру, «окончательно похоронило то, что, как мы знали, было и так уже давно мертво», а именно американскую веру в то, что угроза массированного ядерного удара США по советским городам продолжала оставаться эффективным козырем американской политики и дипломатии.
Значительная часть американского внешнеполитического и военного руководства не пожелала, однако, смириться с такого рода паритетом и развернула широкую кампанию в США против договора ОСВ-2 (фиксировавшего такой паритет). Одновременно Вашингтон усилил заигрывание с контрсиловыми концепциями. Стратегия «компенсирующего противодействия» как раз и явилась установкой, ориентировавшей США на новый рывок к созданию превосходства по контрсиле.
Ее суть, утверждал Г Браун, состоит в расширении набора целей на территориях Советского Союза и других социалистических государств. Она предусматривает «варианты атаки на цели, которые составляют структуру военных сил и структуру политической власти» при сохранении стратегического резерва достаточного для удара в случае необходимости по городским и промышленным центрам. Стратегия «компенсирующего противодействия» нашла свое отражение в подписанной Дж. Картером 25 июля 1980 г. президентской» директиве № 59, предусматривающей «ограниченную ядерную войну» против СССР, а также в новом едином интегрированном плане распределения целей (СИОП-5Д), включавшем 40 тыс. целей (вместо 25 тыс. в предыдущем). Поскольку США на начало 80-х годов обладали 10 тыс. стратегических ядерных зарядов, обеспеченных средствами доставки, план СИОП-5Д предусматривает различные варианты «набора целей» в зависимости от решений политического руководства, что обеспечивается возможностью быстрого перенацеливания ракет с одних объектов на другие.
В сентябре 1980 г. на специальных закрытых слушаниях в сенатской комиссии по иностранным делам администрация США, отвечая в письменном виде на вопрос о том, в чем суть «ограниченности» ядерного удаpa, предусматриваемого директивой № 59, разъяснила, что такой удар должен быть «высокоэффективным (и «ограниченным» лишь в том специальном смысле, что он может быть меньшим, чем максимально возможный удар)». Сама двусмысленность по поводу этой мнимой ограниченности ядерной войны, как было подчеркнуто, связана с тем, что «мы хотим, чтобы советское руководство было не уверено» относительно реального характера американского ядерного удара. Тем не менее было подчеркнуто, что стратегия «компенсирующего противодействия» предусматривает «способность США угрожать значительной части их (советских. — Г Т.) МБР шахтного базирования упреждающим ударом».
Таким образом, агрессивный характер указанной стратегии вытекал даже из официальных заявлений правительства. Если же взять высказывания американских военных теоретиков, то некоторые из них уже без обиняков расшифровывают то, на что официальные лица лишь намекают. Например, Колин Грей, долгое время занимавший пост директора исследований по вопросам национальной безопасности в Гудзоновском институте, а ныне основавший в Вашингтоне собственный Национальный институт общественной политики, в одной из своих статей о стратегии писал: «Стратегическая стабильность не должна приравниваться к стратегическому пату, Соединенные Штаты не могут позволить себе генеральной стратегической концепции, которая предусматривает всеохватывающее взаимное американо-советской стратегическое сдерживание... Стабильный стратегический баланс с точки зрения интересов США и НАЇО — это такой баланс, который позволял бы .Соединенным Штатам:
— инициативно начинать использование стратегических ядерных сил в ожидании выигрыша;
— захватывать и удерживать позицию «эскалационного доминирования»;
— сдерживать советскую эскалацию или контрэскалацию путем мощной угрозы наиболее жизненно важным активам советского государства и путем способности Соединенных Штатов ограничить собственный ущерб».
— Майонезы и другие продовольственные товары на сайте all.biz Большой выбор отечественных и зарубежных производителей, оптовая торговля.
Стало быть, речь идет о типичных агрессивных концепциях развязывания и выигрыша ядерной войны путем превентивного обезоруживающего удара, хотя в официальных рассуждениях эта коренная стратегическая установка Вашингтона маркируется под «одёргивание» или даже «взаимное сдерживание».
Для достижения контрсилового превосходства Картера развернуло большую программу наращивания вооружений и протащило через НАТО широкую программу военных приготовлений для этого блока. Военный бюджет США, составлявший в момент прихода к власти администрации Картера в 1977 г. 113 млрд. долл. (по статье «текущие расходы»), был запланирован администрацией Картера на 1982 финансовый год в размере 180 млрд. долл. и увеличен администрацией Рейгана до 183 млрд. долл.
За 70-е годы США приняли на вооружение многие качественно новые стратегические системы: баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) «Посейдон С-3», оснащенные разделяющимися головными частями до 14 боеголовок на ракете по 50 кт каждая), новые БРПЛ типа «Трайдент-1» (8 боеголовок на ракете по 100 кг каждая, дальность стрельбы около 8 тыс. км), начали строительство новых атомных подводных лодок класса «Огайо» — носителей ракет «Трайдент» (24 ракеты на каждой лодке). С 1970 г. было развернуто 550 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Мнитмён-3», оснащенных разделяющимися головными зарядами с индивидуальным наведением зарядов на цели (3 боеголовки по 170 кт каждая; эти ракеты переоснащаются новыми головными частями, содержащими три ядерных боеголовки по 350. кг каждая, улучшенными системами наведения, повышающими точность стрельбы). Тем самым были существенно обновлены морской и наземный потенциал американской стратегической «триады» (третий компонент — стратегические бомбардировщики).
Был развернут комплекс противоракетной обороны на базе Ганд-Форкс в штате Северная Дакота со 100 антиракетами на стартовых позициях (который был частично заморожен после подписания в 1972 г. советско- американского договора об ограничении систем ПРО), Завершились также работы по развертыванию новых систем противолодочной обороны (ПЛО), а также, началось производство новых многоцелевых атомных подводных лодок класса «Лос-Анджелес».
Был сконструирован новый сверхзвуковой стратегический бомбардировщик В-1 (с максимальной боевой нагрузкой 34 т). Однако по ряду соображений администрация Картера решила не запускать самолет в серийное производство, хотя четыре изготовленных образца самолета продолжали проходить испытания. Были разработаны и развернуты на стратегических бомбардировщиках новые баллистические ракеты класса «воздух—земля» с ядерными боеголовками (24 ракеты на самолете В-52). Наконец, были созданы и испытаны стратегические крылатые ракеты — новое оружие с широкими боевыми возможностями.
Соединенные Штаты, кроме того, разработали и запустили целый ряд военных навигационных и разведывательных спутников, а также ввели в строй иные системы дальнего обнаружения (в частности, радары загоризонтного видения), радикально улучшили системы связи, командования и контроля. За 70-е годы на совершенствование американских военных систем связи командования и контроля было израсходовано около 25 млрд. долл. Однако администрация Картера посчитала произведенные улучшения недостаточными для эффективного ведения боевых операций. Поэтому президент подписал две директивы — № 53 и № 58, предусматривавшие широкий круг мероприятий по повышению живучести указанных систем и защищенности американского высшего руководства в условиях ядерной войны. Был принят на вооружение целый ряд новых оперативно-тактических систем оружия для армий, ВВС и ВМС, существенно повысивших эффективность обычных вооруженных сил и вооружений.
Администрация Картера ускорила работы над новыми стратегическими и обычными вооружениями, в частности, над новым поколением БРПЛ «Трайдент-2», новыми типами крылатых ракет (в том числе сверхзвуковых), боевыми частями и более точными системами наведения для МБР, над рядом систем противоракетной и противокосмической обороны (поскольку опытно- конструкторские работы в этой сфере не запрещены договором 1972 г. об ограничении систем ПРО), над нейтронным оружием и т. д. В июне 1979 г. президент США, угождая американским «ястребам», дал зеленый свет программе создания новой наземной стратегической мобильной ракетной системы MX. Согласно программе Картера, предполагалось развернуть начиная с 1986 г. 200 мобильных ракет MX, которые должны быть оснащены разделяющимися головными частями с индивидуальными боеголовками, не просто летящими на цель по баллистической кривой, а маневрирующими на подлете к цели и гораздо более точными (система МАРВ). В целях повышения живучести ракет MX их предполагалось систематически перемещать между 4600 специальными укрытиями в американских штатах Юта и Невада.
Администрация Картера также начала уделять повышенное внимание подготовке высокомобильных интервенционистских сил США для использования на заморских театрах помимо Европы. Она же провозгласила районы Дальнего Востока, Южной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки (не считая Западной Европы) сферами «жизненно важных интересов США» и начала активно создавать там новые военные базы и опорные пункты, а также усилила военную деятельность на просторах Мирового океана.
Для большинства автолюбителей багажник на крышу является необходимым аксессуаром в дальних поездках и путешествиях. С помощью него можно значительно освободить салон от вещей, что сделает поездку еще комфортней как для водителя, так и для пассажиров. В багажник на крышу влезет множество различных грузов, начиная продуктами и заканчивая большой палаткой и надувной лодкой. {jcomments on}